В статье выявлены общие тенденции развития российского и австрийского консерватизма первой половины XIX века. Определены основные идеи идеологии консерватизма Н. М. Карамзина и К. Меттерниха.
Ключевые слова: монархия, Россия, Австрия, Н. М. Карамзин, К.Меттерних, консерватизм, французская революция
Становление и развитие консервативной мысли Н. М. Карамзина и К. Меттерниха проходило в разных внутренних социально-политических условиях, но в одних внешних исторических реалиях. После революционных действий во Франции австрийский консерватор К. Меттерних твердо настаивал на укреплении в Австрийской империи абсолютной монархии и устранении угроз для правящей династии Габсбургов. Меттерних писал: «В Европе есть только одна проблема — революция» [8, с.234] В соответствии с этим, Меттерних отвергал идеи эпохи Просвещения и революционный путь переустройства государственного порядка. Поскольку господство монархического правления династии Габсбургов зависело от стабильности европейской политической системы, Меттерних требовал во Франции восстановление династии Бурбонов и прежнего общественного порядка, нарушенного Французской революцией и наполеоновскими войнами [5]. Меттерних в начале XIX века направил свою политическую деятельность на устранение революционных последствий и недопущения нового переустройства политического порядка в Европе [8].
Меттерних был защитником абсолютной монархии в Австрии, считая лучшей формой правления монархию, опирающуюся на национальные и духовные традиции государства. Причины возникновения революции Меттерних видел в идеологии либерализма, распространении антимонархических идей, а также развитии национально-освободительных движений.
По мнению Меттерниха, общее должно преобладать над частным, иными словами, для государственной власти важнее благо всего народа, чем права отдельных граждан, которые должны подчиняться монарху, объединяющему интересы всех общностей. Меттерних был против свободы слова и печати, поскольку видел в этом угрозу монархической власти и распространению революционных идей, поэтому он укрепил полицейский аппарат, считая порядок основой всего государственного строя [7].Также он поддерживал духовное воспитание, религиозные ценности и католическую церковь в Австрии, считая её духовной основой монархической власти.
Консервативная идеология К. Меттерниха базировалась на сохранении существующих в Австрийской империи политических и социальных структур в обществе, но при этом одновременно с отрицанием революционных изменений, он признавал неизбежность модернизации феодально-монархического строя западноевропейских стран: «В глубине души я сознаю, что старая Европа обречена» [9, с.108]. Меттерних продолжил централизацию Австрии, направленную на укрепление империи. Проводимая Меттернихом консервативная политика в Австрии, вызывала недовольство либеральной части общества, что привело к социальной дестабилизации [1]. Несмотря на это, Меттерних на посту министра иностранных дел Австрии смог предотвратить распространение революционных идей в Европе и сохранить монархический строй, а также укрепить политическую систему Австрийской империи [2].
Основоположником консервативной идеологии в Российской империи принято считать Н. М. Карамзина. Карамзин обосновал особый исторический путь российского государства и необходимость самодержавного правления в государстве, основанного на православной вере, традициях и русской народности. В этом позиция мыслителя схожи с Меттернихом, который также указывал на важную роль религии и сохранение духовных традиций общества. Отличие характера монархической власти в России в том, что ее выбрали сами граждане государства в отличие от других стран, где самодержавие было завоевано силой или хитростью. В пример Карамзин приводит обращение новгородцев к варягам, которые сами призвали их на княжение [4]. Карамзин уверен в естественном происхождении монархической власти в российском государстве, что отличает Россию от других стран Европы. Идеологи, считал, что это и было главной причиной революционных действий в странах Западной Европы.
Карамзин, в отличии от Меттерниха, разграничивал самодержавие и деспотизм, считая, что последний проявляется там, где власть вмешивается в личную жизнь человека, включая религию и привычки. Защитой граждан от деспотичного поведения монарха Карамзин считал, традиции управления и нравственность монарха, которые ограничивают его самоволие «…государь не менее подданных должен исполнять свои святые обязанности, коих нарушение уничтожает древний завет власти…» [3, с.45].
Карамзин, анализируя события Французской революции, пришел к выводу, как и К.Меттерних, что на революцию повлияли идеи эпохи Просвещения, а также желание революционных сил утвердить во Франции систему представительства, что соответствовало идеям равенства и свободы, но привело в итоге к тому, что все французское население не стало равным и свободным, а стало равно несчастным [6].
Карамзин критиковал деятельность Петра I, который разрушил самостоятельность православной церкви, насаждал российскому обществу западные ценности, которые невозможно воплотить в жизнь из-за разного исторического пути: «страсть к новым для нас обычаям переступила в нем границы благоразумия» [3, с.32]. Также он полагал, что преобразования Петра I и распространение идей Запада, представляли угрозу русского самодержавию, поэтому консерватизм Карамзина получил охранительное название, так как был направлен на сохранение устоявшихся порядков. Критикуя либеральные преобразования Александра I, мыслитель писал: «История справедливо осуждает Петра I за излишнюю страсть его к подражанию иноземным державам, то оно в наше время не будет ли еще страшнее?» [3,с.63].
Карамзин подверг критике и создание Александром I новых государственных органов — министерств и государственного Совета, считая их незрелыми и неспособными управлять российским государством, потому Карамзин настаивал на возвращении к предыдущему государственному аппарату, приводя в пример, правление Екатерины II, когда законодатели проводили изменения с опорой на опыт предшествующих правителей. Своими преобразованиями Александр I, по мнению Карамзина, разрушал основу Российской империи. Стоит отметить, что главный источник власти, по мнению мыслителя является государь: «Дворянство и духовенство, Сенат и Синод как хранилище законов, над всеми государь, единственный законодатель, единовластный источник властей» [3, с.109]. Главной обязанностью монарха Карамзин, считал сохранение единства государства, поэтому был против отмены крепостного права, так как отмена может стать угрозой не только монархической власти, но и целостности государства. Карамзин призывал императора не игнорировать национальные традиции и историческое развитие государства в совокупности с социально-политическими реалиями начала XIX века и не идти западным путем модернизации, поскольку для России этот путь губителен.
Отличительной особенность русского самодержавия, по мнению Карамзина, является любовь граждан к самодержавию и отождествление самодержавной власти с властью божественной. Мыслитель был убежден, что самодержец является законом и должен судить подданных, как отец семейства [4].
Проанализировав концепции консервативной идеологии К. Меттерниха и Н. М. Карамзина выделены общие идеи: приверженность монархической власти, большое значение религии и духовных традиций в обществе, противостояние революционным идеям, критика идей эпохи просвещения, борьба с проявлениями в обществе революционных идей, непринятие либеральных идей и ценностей, призыв к борьбе с национально-освободительными идеями. Отличия российского консерватизма от австрийского состоят в характере происхождения монархической формы правления, а также концепции Н. М. Карамзина и К.Меттерниха отличаются системой духовных ценностей и традиций, так как они сформированы в рамках разных религиозных конфессий, православия и католицизма соответственно.
Литература:
- Будникова О. Е. «Политическое завещание Меттерниха» // Правда истории: Сборник научных статей. Курск: Издательство Курского университета, 2005. С. 23–31
- Галкин A. A., Рахшмир П. Ю. Консерватизм в прошлом и настоящем. — Москва: Наука, 1987.- 189 с.
- Карамзин Н. М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. — Москва: Наука, 1991. -127 с.
- Карамзин Н. М. История государства Российского.- Москва: Эксмо,2009.- 1020 с.
- Раковский Х. Г. Клеменс Меттерних: Его жизнь и политическая деятельность.- СПб: тип. Ю. Н. Эрлих, 1905. — 112 с.
- Ширинянц А. А., Ермашов Д. В. «Хранительство» Н. М. Карамзина // Тетради по консерватизму. — 2016.-№ 4. — С. 11–28.
- Metternich C. Aus Mettermch's Nachgelassenen Papieren. -1880. P.616
- Metternich C. Denkwurdigkeiten. Munchen. — 1921. P. 485
- Paleologue M. Drei Diplomaten. Talleyrand, Metternich, Chateaubriand. B., -1925. P.143