В статье представлены основные аспекты исследования инноваций в гостиничном бизнесе. Составлена типология групп инновационных услуг гостиничного предприятия в зависимости от уровня новизны, которая представлена в виде матрицы, основу которой составили два классификационных признака: уровень новизны инновационной гостиничной услуги и тип применяемой инновации.Сформулированы цели применения инноваций в гостиничном бизнесе, а также определены виды инноваций: управленческие, маркетинговые, институциональные и инновации дизайна.
Ключевые слова: инновации, типологизация, гостиничная услуга, индустрия гостеприимства.
Инновации считаются основным источником конкурентных преимуществ и экономического роста, а исследования об инновациях, сферы их применения весьма разнообразны [3, с.424]. В современных условиях быстрого изменения состояний внешней среды хозяйствующих субъектов для повышения уровня их конкурентоспособности необходимо активное внедрение инноваций, обучения инновационным технологиям, обеспечивающих удовлетворение потребностей гостей с минимальными издержками.
Во многих предприятиях большая часть инноваций происходит за счет постепенных улучшений, разработанных внутри уже существующих услуг, технологий и процессов, а не радикальным образом, как редкое событие, которое инициирует статус-кво. Клайн и Розенберг отмечают неопределенность как основную черту, придающую окраску инновациям, которая проистекает из природы рассматриваемой технологии, и ее коммерческой жизнеспособности [1, с. 640].
Таким образом, неопределенный характер инновации связан с трудностью доступа к необходимой информации о том, что требуется, с техническими и управленческими проблемами, которые трудно решить, и с аспектами, связанными с успехом инновации на рынке. Таким образом, способность предприятий получить желаемые результаты будет во многом зависеть от того опыта и знаний, которые она уже имеют.
Более того, акцент на кумулятивном характере инновационных технологий подчеркивает важность обучения в процессе разработки и их использования как в организациях, которые инициируют инновации в новых услугах или процессах, так и только в тех, кто извлекает выгоду из таких инноваций на более ранних стадиях процесса диффузии. Обучение процессу реализации инноваций включает в себя «обучение в процессе работы»- повышение эффективности бизнес-процессов, «обучение посредством использования» — повышение эффективности использования системы управления, «обучение посредством взаимодействия» — вовлечение пользователей и производителей во взаимодействие, которое приводит к инновациям «продукта» и «обучению через обучение», когда способность предприятия усваивать инновации, разработанные в других местах, зависит от их опыта в обучении, который, в свою очередь, усиливается за счет НИОКР и других связанных с ними нематериальных инвестиций.
Таким образом, представляется общепризнанным, что рост стоимости предприятий в процессе обучения инновациям больше зависит от их способности усваивать, то есть накапливать опыт, полученный от производства, использования ресурсов, взаимодействия с конечными пользователями и накопление собственного опыта, а не полученного в результате радикальных инноваций или технологических революций. Таким образом, хозяйствующие субъекты, способные накапливать навыки и опыт и создавать прочную основу для кумулятивного обучения, смогут лучше адаптироваться к технологическим изменениям, а соответственно и к цифровым трансформациям. Поиск этой информации является сложной задачей, сопряженной с большими затратами, особенно для небольших вновь созданных организаций, которым часто не хватает необходимого накопленного опыта и которые не могут воспользоваться четко определенными правилами и процедурами, которые могли бы ускорить принятие решений.
Что касается предприятий туристского бизнеса, и гостиничных организаций, в частности, то роль инноваций заключается в первую очередь в обеспечении производителям гостиничных услуг конкурентных преимуществ, которые могут быть как операционными, то есть повышать текущую эффективность деятельности предприятия (снижение себестоимости, расширение рынка и т. п.), так и стратегическими, формирующими неповторимость организации с точки зрения качества услуг и комфортности обслуживания. На самом деле, как операционные, так и стратегические инновации привносятся в гостиничные услуги или технологические процессы на протяжении всего их жизненного цикла, и их последующее использование становится более важным с экономической точки зрения, чем первоначальная новация. Таким образом, акцент сместился с простого философского акцента технологических инноваций на социальный процесс, экономически ориентированный на цифровые решения гостиничного бизнеса.
Поскольку инновации — это весьма многогранное понятие, то в наиболее общем виде, инновационные услуги гостиничного предприятия в зависимости от уровня новизны, можно представить в следующем виде (таблица 1). Основу данной классификационной схемы составили два классификационных признака: уровень новизны инновационной гостиничной услуги и тип применяемой инновации.
Инновационная гостиничная услуга — это услуга, отличающаяся от имеющихся наличием совершенно новых свойств исходя из технологических параметров и функционального назначения.
Таблица 1
Двухфакторная классификационная матрица инновационных гостиничных услуг
УРОВЕНЬ НОВИЗНЫ |
Группа инновационных услуг гостиничного предприятия |
||
Принципиально новое (70 % и выше) |
Новые гостиничные услуги, не имеющие аналогов |
Новые гостиничные услуги для различных категорий туристов |
|
Значительно измененное (50–70 %) |
Гостиничные услуги, обладающие принципиально новыми свойствами |
Гостиничные услуги с частично измененными свойствами за счет новой компоненты |
Изменение свойств услуги за счет более высокого качества |
Частично измененное (менее 50 %) |
Изменение услуги в соответствии со стандартом обслуживания |
||
Радикальные инновации |
Замещающие инновации |
Улучшающие инновации |
|
Основаны на новых знаниях |
Основаны на изобретениях и открытиях |
Трансформация технологий и продуктов |
|
ТИП ИННОВАЦИЙ |
|||
Новая гостиничная услуга — это услуга, в основе которой заложено новшество с принципиально отличающимися свойствами на конкретном рынке гостиничных услуг.
Значительно измененная гостиничная услуга — это услуга, уже существующая на отечественном рынке гостиничных услуг, но получившая новые характеристики или параметры, которые придают ей совершенно иную применяемость в обслуживании гостей.
Гостиничная услуга с частичным изменением свойств — это услуга, в основе которой заложены современные стандарты обслуживания.
Реализация инновационных процессов в практическую деятельность сопряжен с рядом этапов, в числе которых этап инновационной идеи, оценки рыночной стоимости для бизнеса, технико-экономического обоснования и продвижения на рынок, внедрения и оценки эффективности по ряду финансовых показателей, то есть оценки результата применения инноваций.
В настоящее время в ряде публикаций по данной проблеме рассматривается взаимосвязь технологических и цифровых трансформаций в определенной сфере деятельности с результатами инноваций, особенно интересен этот опыт в ряде зарубежных стран. Например, исследование предприятий гостиничного бизнеса в Испании с наибольшим количеством зарегистрированных патентов проанализировало влияние видения высшего руководства и характеристик рабочей группы на эффективность инноваций. Эффективность инноваций определялась количеством новых и улучшенных гостиничных услуг и количеством патентов [4, с. 180]. В других исследованиях рассматриваются темы, в которых была предпринята попытка определить, влияет ли стратегическое лидерство на инновации [2, с. 670] Авторы также изучили влияние социальной культуры, а также неоднородности команды высшего руководства на инновации. Измерение инноваций было получено из статистики патентных данных. Хотя исследования в области разработки новых гостиничных, особенно реализуемых в цифровом формате, значительно продвинулись за последние годы, все же остаются опасения по поводу неоднозначности в определении типов инноваций в гостиничном бизнесе.
Инновации, как отмечено ранее это многогранное понятие, которое широко обсуждается как в научных кругах и практических реалиях их реализации. В разных условиях они зачастую оцениваются по-разному. Однако много раз инновации измерялись и оценивались с помощью патентов [5, с.27]. Этот подход удобен с той точки зрения, что он обеспечивает измерение инновационности предприятия, отрасли, региона или страны. Тем не менее, во многих случаях новые услуги не запатентованы, особенно в гостиничной сфере, то есть точное измерение инноваций в сфере гостеприимства отсутствует. Причина, по которой трудно найти заменители инноваций в сфере гостиничного бизнеса, заключается в том, что труднее измерить входы и выходы инноваций, поскольку гостиничный продукт часто неосязаем. Услугу нельзя хранить, а это означает, что производство и потребление происходят одновременно, а потребление предполагает личное взаимодействие с сотрудниками.
Типология инноваций для сервисных инноваций включает продукты и услуги, процессы, управленческие, маркетинговые и институциональные инновации. Процессные инновации направлены на повышение производительности и эффективности деятельности гостиничного предприятия. Процессные инновации часто реализуются за счет новых инвестиций в информационные и коммуникационные технологии. В индустрии гостеприимства примерами технологических инноваций являются системы самостоятельной регистрации, к примеру, киоски самопоселения, которые помогают как гостям, так и сотрудникам осуществлять процессы заселения бесконтактным способом. Предприятия в индустрии гостеприимства могут внедрять управленческие инновации, такие как новые способы организации и вознаграждения сотрудников, особенно в формате цифровизации, позволяющие мотивировать и стимулировать персонал в зависимости от полученных результатов, сокращая при этом трудозатраты и экономя время. Это может включать предоставление сотрудникам возможности принимать творческие решения, осуществлять обучение на рабочем месте, выстраивать схемы поощрения за счет льгот и повышения заработной платы или реорганизацию задач сотрудников. Маркетинговые инновации в индустрии гостеприимства включают новые способы маркетинга, а также новые каналы сбыта туристского продукта. Большинство маркетинговых новшеств реализуется с использованием сети интернет облачных технологий, где маркетинговые затраты могут быть снижены. Институциональные инновации происходят за пределами гостиничной организации и связаны с нормативно-правовой базой. Существует также такой вид инноваций, как инновации, основанные на дизайне, определяются как новый или значительно улучшенный дизайн, интерьер и/или атмосфера гостиничного предприятия. Гостиничные предприятия, столкнувшиеся с конкурентной средой, используют вариации в своем дизайне как основное средство для создания конкурентного преимущества и способности дифференцировать себя от других предприятий на том же рынке услуг.
Литература:
- Kline J., Rosenberg N. «An overview of innovation», in Landau R., Rosenberg N. (eds) The positive sum strategy: harnessing technology of economic growth — National academy press, Washington, D.C., 1986 — pp. 640
- Elenkov, D.S., Judge, W., and Wright, P. Strategic leadership and executive innovation influence: an international multi-cluster comparative study. Strategic Management Journal, 2005. № 26 — p. 665–682.
- Porter, M.E. and Ketels, C. H. MCompetitiveness: Moving to the next stage. Strategic Management Journal,. (2003). № 24 — p. 415–431.
- Carmen, C.O., de la Luz, F. A. M., and Salustiano, M.FInfluence of top management vision and work team characteristics on innovation. European Journal of Innovation Management,. (2006). № 9 (2) — p.179–201.
- Adams, R., Bessant, J., and Phelps, R. (2006). Innovation management measurement: A review. International Journal of Management Reviews, № 8 (1), p. 21–47.