Статья посвящена нововведениям в работе системы управления рисками, переход от категорирования участников ВЭД к категорированию товарных партий, влияние данного направления на деятельность участников ВЭД и работы таможенных органов. Автором разобраны существующие мнения по данному вопросу, проведен анализ потенциального влияния данного изменения на существующую систему.
Ключевые слова: внешнеторговая деятельность, система управления рисками, таможенный контроль, категорирование, товарная партия, уполномоченный экономический оператор, участник ВЭД.
Актуальность данной статьи связана с перспективным развитием системы управления рисками (далее — СУР).
СУР представляет собой относительно новый механизм функционирования таможенного администрирования на территории Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) и Российской Федерации в частности. Иными словами, это деятельность таможенных органов по минимизации потенциального несоблюдения таможенного законодательства.
26 сентября 2009 года был издан приказ Генерального таможенного комитета России № 1069 «Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации», который стал отправной точкой в создании нового, прогрессивного аппарата таможенного администрирования. Данная концепция позволила создать условия, благодаря которым проведение таможенного контроля стало проходить согласно принципу выборочности, что привело к ускорению товарооборота через таможенную границу [1].
Целью СУР является создание такого механизма таможенного администрирования, при котором достижение задач таможенного контроля будет происходить в полной мере, быстро и при минимальных затратах. Данную цель можно достичь, выполнив несколько задач:
– Создание условий для оптимального распределения ресурсов таможенной службы;
– Сосредоточение внимания на наиболее важных и приоритетных направлениях, исходя из принципа выборочности;
– Прозрачность и предсказуемость работы таможенных органов;
– Взаимодействие и создание доверительных отношений между участниками ВЭД и таможенными органами.
На данный момент СУР работает на основе субъектно-ориентированной модели, благодаря которой происходит отнесение участников ВЭД к одному из трех уровней риска: низкого, среднего и высокого. Попадание участника ВЭД зависит от различных критериев, таких как:
– Опыт участника ВЭД во внешнеторговой деятельности;
– Размер уставного капитала;
– Размер уплачиваемых платежей и др.
Система работает таким образом, что при соответствии необходимых положительных критериев в виде большого опыта внешнеторговой деятельности или своевременной уплаты таможенных платежей и при отсутствии отрицательных в виде неуплаты таможенных платежей или наличии противоправных действий участник ВЭД получает низкий уровень риска, который переносит проведение таможенного контроля на этап после выпуска.
На данный момент, СУР работает на основе принципа выборочности, который производит категорирование именно участников ВЭД. Уровень риска получает непосредственно лицо, вне зависимости от того, какой товар оно перевозит.
В 2020 году руководитель ФТС Булавин В. И. прокомментировал работу СУР и рассказал о перспективных направлениях развития в работе системы [2]. Из данного комментария главной особенностью было внедрение новой технологии функционирования СУР, а именно переход от категорирования участников ВЭД к категорированию товарных партий. По словам Владимира Булавина, изменение вектора развития СУР необходимо для создания совершенно нового таможенного администрирования, на основе которого влиять на полученный уровень риска будет не статус лиц, находящихся под таможенным контролем, а ввезенные ими товарные партии.
Данный переход запланирован на декабрь 2022 и возложен на Главное управление «Центра мониторинга и оперативного контроля ФТС России» в рамках [3].
Согласно Плану деятельности Федеральной таможенной службы на 2022 год и плановый период 2023–2027 годов», утвержденному Министерством финансов России от 30.03.2022, ожидаемым результатом от данного мероприятия является внедрение технологии оценки уровня риска каждой товарной партии в режиме реального времени, которое приведет к обеспечению проведения таможенного контроля в минимальном объеме, необходимом для обеспечения соблюдения права ЕАЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании [3].
Категорирование товарных партий представляет собой переход от проверки участников ВЭД к непосредственному контролю перевозимых товаров. Это будет происходить на основе анализа поданной декларации на правильную заполняемость.
14 марта 2019 года на XV Ежегодной таможенной конференции, проведенной Комитетом АЕБ по таможне и транспорту, выступила заместитель руководителя Федеральной таможенной службы Татьяна Голендеева, которая рассказала о категорировании товарных партий, цели новой системы и поделилась структурой работы данного нововведения [4]. Исходя из выступления, можно сделать вывод, что существуют определенные параметры для товаров, определенный набор рисковых ситуаций, которые возникают при формировании товарных партий. При поставке идентичных партий товаров характеристики должны совпадать во избежание срабатывания профиля риска, который может не дать необходимый низкий уровень. СУР имеет определенную базу, где прописана история перевозки данных товаров, на основе чего информация идентичных партий у разных поставщиков должна быть схожа. Алгоритм запоминает историю перевозки данных партий, после чего создается базисный вариант данных, которые должны быть прописаны участниками ВЭД в декларации.
По мнению автора, нормальное функционирование такого категорирования можно достичь введением новых профилей риска, которые будут анализировать непосредственно товарные партии, а не участников ВЭД. СУР должна работать таким образом, чтобы после каждой проверенной товарной партии сохранялись показатели и данные, которые были получены за предыдущие поставки идентичных товаров, учитывались потенциальные потери при нарушении. Таким образом, система при новых поставках будет понимать, какие сведения должны быть в новых декларациях, что приведет к созданию актуальных показателей или вовсе отмене существующего профиля риска. Вся данная работа будет происходить в автоматическом режиме на основе сравнения существующей информации в базах данных.
По мнению автора, такое изменение затронет статус уполномоченного экономического оператора (далее — УЭО). УЭО — юридическое лицо, обладающее свидетельством о включении в реестр УЭО, которое имеет право пользоваться специальными упрощениями, закрепленных Таможенным кодексом ЕАЭС. Данное лицо представляет собой участника ВЭД, который выполняет все требования безопасности и доказало свою добросовестность [5].
Главное преимущество данного статуса — это получение низкого уровня риска в рамках СУР, так как УЭО является лицом, которое в глазах таможенных органов является законопослушным, выполняющим все необходимые условия для внешнеторговой деятельности, незамеченное в противоправных действиях и вовремя уплачивающее таможенные платежи. Именно поэтому появляется вопрос о влиянии категорирования партий на УЭО.
В 2020 году руководитель ФТС России Владимир Булавин дал интервью CustomsForum, в котором сказал о влиянии новой системы на УЭО [6]. Владимир Булавин пояснил: «Согласно Таможенному кодексу, перемещаемые уполномоченными экономическими операторами товарные партии в любом случае будут отнесены к сектору с минимальными рисками. Поэтому появляется весомый стимул для участников внешнеэкономической деятельности попасть в реестр уполномоченных экономических операторов». Таким образом, можно сделать вывод, что категорирование партий не изменит привычный статус УЭО, но станет более привлекательный для других участников ВЭД.
На 10 марта 2022 года свидетельства всех типов имеют только 162 юридических лица, что является скромной цифрой [7].
Необходимость в привлечении новых участников ВЭД связана с маленьким количеством свидетельств УЭО, действующих на данный момент, и незаинтересованности в получении данного статуса. Связано это, по мнению Булавина В. И., в огромной сумме необходимого обеспечения в размере одного миллиона евро [6]. По мнению автора, еще одной причиной является «повсеместный» низкий уровень риска, который получают не только УЭО, но и обычные участники ВЭД, ведущие свою внешнеторговую деятельность законно и без необходимости иметь специальные упрощения.
Изменения в системе управления рисками, переход на категорирование товарных партий сможет стимулировать участников ВЭД получать свидетельство о включении в реестр УЭО, что приведет к улучшению обстановки во внешнеторговой деятельности, а также укрепит взаимодействие участников ВЭД с таможенными органами.
Литература:
- Приказ ГТК России от 26.09.2003 № 1069 «Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации»;
- Новостная сводка «Булавин выступил в Совете Федерации»: [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.tks.ru/news/nearby/ 2020/01/30/0014;
- «План деятельности Федеральной таможенной службы на 2022 год и плановый период 2023–2027 годов» (утв. Минфином России от 30.03.2022);
- Мнение эксперта «Таможенное администрирование как эффективный инструмент в условиях нового законодательства»: [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.alta.ru/expert_opinion/66600/;
- «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (ред. от 29.05.2019) (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза);
- Мнение эксперта «Customsforum. Комментарии Владимира Булавина о либерализации валютного законодательства, уполномоченных экономических операторах, новых сервисах для участников ВЭД и результатах работы системы Tax Free в России»: [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://customs.gov.ru/press/aktual-no/document/221871;
- Реестр уполномоченных экономических операторов (по состоянию на 10 марта 2022 года).