Статья посвящена особенностям и тонкостям в процессе оформления таможенных процедур, а также таможенного контроля в отношении товаров, которые пересекают таможенную границу Евразийского экономического союза в целях гуманитарной помощи и содействия пострадавшим. Кроме того, изучена проблематика данного вопроса и механизм контроля за перемещением продукции, подлежащей оформлению, как гуманитарная помощь.
Ключевые слова: гуманитарная помощь, Россия, Евразийский экономический союз, Российская Федерация, международные отношения, содействие.
Повышенное внимание уделяется гуманитарной помощи в связи с увеличением чрезвычайных ситуаций в последнее время. События такого характера напрямую связаны с экономическим ущербом, наносимым государству и гражданам данной страны, в связи с этим оказание гуманитарной помощи и ее перемещение через таможенную границу Евразийского экономического союза обладает высокой социальной значимостью. Данный вид содействия применяют в условиях различных чрезвычайных ситуаций, в целях помощи нуждающимся, социально незащищенным и малоимущим лицам. К сожалению, в наше время система регулирования перевозок грузов, в качестве гуманитарной помощи, не закреплена в нормативно-правовых документах ЕАЭС, что приводит к ряду проблем затруднения оказания гуманитарного содействия, как для получателей, так и отправителей. Данный вопрос требует решения в кратчайшие сроки в связи с развитием пандемии и нестабильной ситуации в отношениях с Украиной.
При наступлении указанных событий первоочередной задачей становится обеспечение прав человека и гражданина, провозглашенных Конституцией РФ, международными нормативно-правовыми актами, в частности права на жизнь, права на жилище, права на охрану здоровья и медицинскую помощь. Эффективность оказания гуманитарного содействия напрямую зависит от четкости правовой регламентации действий, осуществляемых его участниками.
Само понятие «гуманитарная помощь» достаточно широкое и емкое. В частности, под этим термином понимают совокупность действий различных государств, в процессе может участвовать как одно, так и несколько сразу, разнообразных организаций, как межправительственных, так и неправительственных, которые направлены на обеспечение помощи жертвам гуманитарных катастроф, вооруженных и социальных конфликтов, а также природных бедствий.
Гуманитарная помощь отличается от других видов помощи государствам и отдельным лицам тем, что предоставляется срочно и применяется для облегчения и восстановления уровня жизни пострадавших при стихийных и техногенных катастрофах, а также социальных и военных конфликтах.
Проведя непосредственный анализ данной темы, можно выделить ряд целей гуманитарной помощи:
– Обеспечение спасения и выживания людей, которые пострадали при стихийных и техногенных катастрофах, социальных и военных конфликтах;
– Восстановление самостоятельности всех частей населения, а также и работы служб для жизнеобеспечения в самые короткие сроки, уделяя особое внимание нуждающимся;
– Восстановление территории и ее инфраструктуры, которая пострадала во время катастрофы, а также восстановление экономической деятельности государства.
Все действия, связанные с гуманитарной помощью, осуществляются с разрешения Организации Объединенных Наций. Согласно решению ООН, которое было принято более 30 лет назад, данный вид содействия предоставляется всем пострадавшим, не навязывается и не пресекается.
В связи с достаточно жестким контролем со стороны международного права, существует ряд нюансов в регулировании вопроса поставки гуманитарной помощи нуждающимся. Чтобы поддержка нуждающегося населения была законной и не противоречила отдельному законодательству страны, в которую отправляется гуманитарная помощь, необходимо получить специальное разрешение от нуждающейся страны. Оформление вопроса регламентации и документального разрешения на предоставление гуманитарной помощи иностранному государству или определенным физическим или юридическим лицам происходит на различных уровнях, начиная с международного (организацией объединенных наций), заканчивая территориальным, то есть на уровне субъектов государств. Так, например, Международный суд организации определил допустимую помощь для зоны вооруженных конфликтов, как «предоставление продовольствия, одежды, лекарств и прочей помощи, но это не включает предоставление оружия, систем вооружения, боеприпасов или другого оборудования, автотранспортных средств и материалов, которые могут быть использованы для причинения серьезных телесных повреждений или явиться причиной смерти». Понятие «гуманитарная помощь» включает в себя не только уточнения в таможенном праве, но и особенности финансового права, в связи с этим существует тесная взаимосвязь между различными разделами права.
Особенность таможенных операций гуманитарной помощи состоит в помещении подобных товаров под таможенную процедуру в первоочередном порядке. Гуманитарная помощь может относиться к условно выпущенным товарам, так как в отношении нее предоставляются льготы по уплате ввозной таможенной пошлины и налогов, а также устанавливаются ограничения по ее пользованию. При этом условно выпущенные товары помещаются под таможенную процедуру «Выпуск для внутреннего потребления», что по идее «не связывает участника ВЭД обязательствами перед таможенным органом, предоставляя тем самым ему возможность по собственному усмотрению решать судьбу ввезенного имущества». Однако в случае с гуманитарной помощью особенность данной процедуры сведена к тому, что товар будет находиться и использоваться лишь на территории ЕАЭС.
Таможенная декларация, на товары, ввозимые в качестве гуманитарной помощи, декларируются с особенностями в графах 36 и 37.
В Федеральном законе Российской Федерации от 27 ноября 2010 года № 311 «О таможенном регулировании в Российской Федерации», в ст. пп. 1 п.1 ст. 131 говорится, что таможенные сборы за таможенные операции не взимаются в отношении: ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации товаров, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации к безвозмездной помощи (содействию).
Отношения, связанные с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС, регулируются таможенным законодательством, за соблюдение которого несут ответственность таможенные органы, призванные реализовать, в частности, правоохранительную и фискальную функции.
Поскольку оказание гуманитарной помощи предусматривает освобождение от уплаты не только таможенных платежей, но и внутренних налогов, в частности, налога на прибыль организаций, данный процесс регулируется и налоговым законодательством (п. 1 ст. 251 НК РФ), что выражено и в полномочиях налоговых органов в области проведения контроля целевого использования гуманитарной помощи (п. 1 ст. 31 НК РФ), а точнее — соблюдения законодательства о налогах и сборах РФ.
Согласно ст. 4 Федерального закона о безвозмездной помощи в случае нецелевого использования гуманитарной помощи (содействия) таможенные платежи, налоги и иные обязательные платежи, а также начисленные на эти суммы в соответствии с законодательством РФ пени и штрафы подлежат уплате в бюджетную систему РФ. В науке имеет место справедливое мнение, согласно которому целью применения пени в налоговом праве является «компенсация потерь публичного субъекта в связи с несвоевременной уплатой налогов в соответствующий бюджет». Нецелевое использование гуманитарной помощи получателями влечет исполнение обязанности по уплате налоговых и иных платежей, обладающих публично-правовой и денежной характеристиками.
Таким образом, следует отметить фискальную направленность контроля, проводимого на этапах оформления и использования гуманитарной помощи, осуществляемого таможенными и налоговыми органами путем проверок получателей данных грузов. Оказание гуманитарной помощи опосредовано сферой таможенного дела, что дает возможность говорить об осуществлении:
– финансового контроля, направленного на соблюдение законности, обеспечение эффективности использования государственных финансовых ресурсов, достижение правопорядка;
– укрепление финансовой дисциплины в таможенной сфере.
Ко всему прочему следует учитывать, что товары, которые относятся к гуманитарной помощи перемещаются через государственные и таможенные границы государств. При это продажа гуманитарной помощи частичная или полная запрещается. Международные общественные отношения, которые охраняются государствами и возникают при перемещении товаров через таможенную границу, определяются как таможенные правоотношения.
Перемещение товаров гуманитарной помощи регулируется не только на уровне государств, но и в соответствии с законодательством Евразийского экономического союза. В этой связи следует учитывать в качестве гуманитарной лишь ту помощь, которую можно охарактеризовать как движимое имущество, подлежащее учету таможенными органами при его ввозе и вывозе.
Особенностью гуманитарной помощи является факт, что данный товар определяется как движимое имущество, которое безвозмездно передается в виде продовольствия, медицинских средств и иных товаров первой необходимости, в срочном установленном порядке лицам, которые пострадали в результате природных, техногенных и иных катастроф, а также социальных и военных конфликтах, в целях оказания медицинской и социальной помощи, а также улучшения условий жизни и быта малообеспеченных групп населения.
Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод, что гуманитарная помощь предоставляется на основе принципов оказания помощи нуждающимся в такой помощи лицам, которая заключается в предоставлении в установленном порядке товаров. Основной целью оказания гуманитарной помощи заключается в материальной и неотложной медицинской помощи для спасения и сохранения человеческих жизней.
В соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза устанавливается, что для перемещения товаров, которые предназначаются для ликвидации стихийных бедствий, техногенных катастроф, а также социальных и военных конфликтов. То есть товаров, являющихся гуманитарной помощью, предусмотрен упрощенный порядок.
В 81 статье таможенного кодекса Евразийского экономического союза указан, что таможенные операции в отношении товаров, которые относятся к гуманитарной помощи и относятся к числу особых товаров, в отношении которых таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации, совершаются в первоочередном порядке. Законодатель наделяет данные товары статусом условно выпущенных, что означает освобождение от уплаты таможенных платежей при их целевом использовании.
Понятие «гуманитарная помощь» используется в нормативно-правовых актах Российской Федерации. Одним из важнейших документов в этой сфере является Федеральный закон от 04 мая 1999 г. № 95-ФЗ «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской федерации» (с изм. от 24 ноября 2008). В 1 статье вышеуказанного закона определение «гуманитарная помощь» раскрывается, как вид безвозмездной помощи (содействия), предоставляемой для оказания медицинской и социальной помощи малообеспеченным, социально незащищенным пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий группам населения, для ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий, расходы на транспортировку, сопровождение и хранение указанной помощи (содействия).
Термин «гуманитарная помощь» содержится и в п.1 ст. 80 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. от 28 декабря 2013 г.), где определяется как «поставляемые Российской Федерацией на безвозмездной основе иностранным государствам, их федеративным или муниципальным образованиям, международным или иностранным учреждениям, некоммерческим организациям, иностранным физическим лицам товары, выполняемые для них работы, оказываемые медицинские и социально-бытовые услуги малообеспеченным, социально незащищенным, пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий группам населения, для ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий».
Учитывая факт перевозки такого вида товаров через таможенную границу, понятия гуманитарной помощи и содействия встречается не только в законодательстве Российской Федерации, следственно и регулируется с учетом различных международных документов. Так, в нормах международного права понятие «гуманитарная помощь» встречается в резолюциях Совета Безопасности ООН № 767; 819; 836.
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что оказание гуманитарной помощи и перемещение данных товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза обладает особенной социальной значимостью. Такой вид содействия используют в условиях различных чрезвычайных ситуаций, связанных с природными и техногенными катастрофами, а также социальными и военными конфликтами, в целях восстановления жизнедеятельности пострадавших. Также данная помощь направлена на категории малоимущих и незащищенных лиц.
Литература:
- Устав Организации Объединенных Наций (принят в г. СанФранциско 26 июня 1945 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. — М., 1956. — Вып. XII. — С. 14.
- Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) // Рос. газета. — 1995. — 5 апр.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (с изм. от 28 декабря 2013 г.) // СЗ РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 410; 2013. — № 52 (ч. 2). — Ст. 6981.
- Федеральный закон «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации» от 04.05.1999 N 95-ФЗ (последняя редакция). (Консультант Плюс).
- Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (с изм. от 25 ноября 2013 г.) // СЗ РФ. — 1998. — № 2. — Ст. 219; 2013. — № 48. — Ст. 6165.
- Таможенное право: Учебное пособие / Отв. ред. О. Ю. Бакаева. М., 2011. С. 110.
- Грешных А. А. Особенности правового регулирования гуманитарной помощи нормами международного и российского законодательства // European Science. 2019. № 5. С.25–34.
- Грешных А. А., Талировский К. С., Кондращин Р. В. Особенности правового регулирования гуманитарной помощи нормами международного и российского законодательства // European Science. 2019. № 5(47). С.42–47.