Эмиссия долговых обязательств как инструмент финансирования дефицита муниципальных бюджетов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №17 (412) апрель 2022 г.

Дата публикации: 25.04.2022

Статья просмотрена: 135 раз

Библиографическое описание:

Дегтярь, Е. В. Эмиссия долговых обязательств как инструмент финансирования дефицита муниципальных бюджетов / Е. В. Дегтярь. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 17 (412). — С. 88-89. — URL: https://moluch.ru/archive/412/90742/ (дата обращения: 17.10.2024).



В последнее время в Российской Федерации расширено применение механизмов долгового финансирования регионов и муниципальных образований. В частности, в целях обеспечения бюджетной и долговой устойчивости субъектов Российской Федерации в 2021 году заключены соглашения с 30 регионами на сумму 334,8 млрд. рублей на предоставление субъектам Российской Федерации бюджетных кредитов на замещение долговых обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по рыночным заимствованиям, исходя из необходимости их доведения до 25 % налоговых и неналоговых доходов, поступивших в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации в 2020 году.

Кроме того, в 2021 году Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации одобрены проекты 80 регионов на общую сумму 473,6 млрд. рублей на предоставление субъектам Российской Федерации бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов.

Несмотря на это, в настоящее время фиксируется неуклонный рост муниципального долга. По состоянию на 1 января 2022 г. объем долга муниципальных образований составил 376,6 млрд. рублей.

Несоответствие полномочий муниципальных образований и имеющихся у них ресурсов, сложности с привлечением финансовых ресурсов из других источников, проблема с управлением собственностью и многое другое приводит к неспособности местной власти выполнять свои обязательства перед населением в полном объеме. Отсутствие стратегии, направленной на снижение муниципального долга, может стать причиной острого социально-экономического кризиса и в рамках отдельных муниципальных хозяйств, и на региональном и федеральном уровнях.

Таком образом, проведение взвешенной долговой политики не только определяет эффективность управления муниципальным хозяйством, но и является предпосылкой стабилизации общей экономической ситуации в стране.

Анализируя структуру долговых обязательств муниципальных образований, можно отметить следующее.

По состоянию на 1 января 2022 г. в общем объеме муниципального долга 58 % составляют кредиты, полученные от кредитных организаций (219,6 млрд. рублей). Далее идут бюджетные кредиты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации — 132,4 млрд. рублей или 35 % от суммы долга муниципалитетов, муниципальные ценные бумаги — 19,9 млрд. рублей или 5,3 % от объема долга муниципальных образований.

Соответственно основными источниками финансирования дефицита местного бюджета являются банковские кредиты и финансовая помощь бюджетов иных уровней.

Вместе с тем, вследствие дороговизны и зависимости от величины ключевой ставки Банка России, использование банковского кредитования как источника долгового финансирования потребностей не является для муниципалитета выгодным финансовым инструментом.

Привлечение бюджетных кредитов в последнее время также вызывает у муниципалитетов трудности, так как с 1 января 2020 года правила, по которым территориальные органы Федерального казначейства предоставляют муниципальным образованиям бюджетные кредиты, стали более жесткими.

На этом фоне финансирование муниципального долга с помощью эмиссии ценных бумаг выглядит с финансовой точки зрения более привлекательным.

Следует выделить два вида муниципальных облигаций:

– субфедеральные — эмитируются субъектами Российской Федерации, в том числе городами федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь);

– муниципальные — выпускаются муниципальными образованиями, входящими в состав субъектов Российской Федерации.

Муниципальные облигации могут быть:

– целевыми, то есть выпускаться для привлечения финансирования на реализацию определенного проекта (строительство новых объектов и жилищной инфраструктуры, ремонт дорог и т. д.);

– общего покрытия — эмитируются для финансирования дефицита муниципального бюджета, заработной платы, пополнения оборотных средств и т. д.

Вместе с тем по степени надежности муниципальные облигации практически не уступают государственным ценным бумагам. Согласно данным международных рейтинговых агентств, муниципальные облигации имеют рейтинг на уровне государственных бумаг или на одну ступень ниже.

При этом в истории было зафиксировано всего лишь три дефолта, явившихся техническими вследствие спада промышленного производства в период кризиса (в 2009 и 2010 году Клинский район Москвы трижды просрочил выплату купонов, в 2015 году Новгородская область просрочила погашение кредита Банка ВТБ).

Что касается доходности, купонный доход муниципальных облигаций выше облигаций федерального займа на 2–4 процентных пункта, что объясняется более высоким риском этого вида ценных бумаг.

Вместе с тем, принимая решение о размещении облигаций, муниципалитету-эмитенту необходимо оценивать риски, которые может понести потенциальный инвестор:

– риск ликвидности

– риск снижения процентных ставок кредитных организаций

– риск повышения процентных ставок

– риск снижения доходности.

Кроме того, к трудностям, с которыми может столкнуться муниципалитет-эмитент, следует отнести:

– длительный срок прохождения процедуры регистрации в Минфине России условий эмиссии (от даты принятия решения о размещения ценных бумаг на бирже самого размещения может пройти до полугода);

– уровень спроса на внутреннем рынке ценных бумаг.

Но, несмотря на указанные проблемы, муниципальные ценные бумаги являются перспективным и высоконадежным инструментом, призванным решить проблему дефицита бюджета муниципального образования качественно новым способом, повысить результативность местного самоуправления, обеспечить потребность муниципалитетов в финансовом обеспечении осуществления возложенных на них полномочий по решению вопросов местного значения.

Литература:

  1. Объем и структура государственного долга субъектов Российской Федерации и долга муниципальных образований. — Текст: электронный // Минфин России: [сайт]. — URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/public_debt/subdbt/ (дата обращения: 20.04.2022).
  2. Изюмская, Е. В. Государственные и муниципальные ценные бумаги в России: проблемы и тенденции / Е. В. Изюмская. — Текст: непосредственный // Финансы и учетная политика. — 2019. — № 11. — С. 1–5.
  3. Что такое муниципальные облигации, как и сколько на них можно заработать. — Текст: электронный // Инвестор Альфа: [сайт]. — URL: https://alfainvestor.ru/chto-takoe-municipalnye-obligacii-kak-i-skolko-na-nih-mozhno-zarabotat/?utm_referrer=https %3A %2F %2Fyandex.ru %2F (дата обращения: 10.04.2022)
  4. Муниципальные облигации: выгодны или нет?. — Текст: электронный // InvestFuture: [сайт]. — URL: Муниципальные облигации: выгодны или нет? Подробнее: https://investfuture.ru/articles/id/municipalnye-obligacii-vygodny-ili-net © Investfuture.ru (дата обращения: 19.04.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, бумага, образование, долг, кредит, млрд, облигация, последнее время, рубль.


Похожие статьи

Сбалансированность дебиторской и кредиторской задолженности организаций Российской Федерации как способ укрепления бюджетов субъектов

Организация финансового контроля и анализ расходов по содержанию бюджетных учреждений

Формирование финансовой отчетности малых и средних предприятий сельского хозяйства

Регулирование дебиторской задолженности как один из элементов управления финансовым риском

Проблемные вопросы долговых обязательств супругов в составе общего имущества

Регулирование рынка офтальмологических услуг как функция органов местного самоуправления

Организация платных дополнительных образовательных услуг как одно из средств эффективного управления дошкольной образовательной организацией

Совершенствование профессиональных компетенций учителя начальных классов как инструмент организации школьных перемен

Бюджетное кредитование регионов как одно из направлений обеспечения их экономической безопасности

Страхование ответственности исполнительных органов хозяйственного общества как эффективный механизм их защиты

Похожие статьи

Сбалансированность дебиторской и кредиторской задолженности организаций Российской Федерации как способ укрепления бюджетов субъектов

Организация финансового контроля и анализ расходов по содержанию бюджетных учреждений

Формирование финансовой отчетности малых и средних предприятий сельского хозяйства

Регулирование дебиторской задолженности как один из элементов управления финансовым риском

Проблемные вопросы долговых обязательств супругов в составе общего имущества

Регулирование рынка офтальмологических услуг как функция органов местного самоуправления

Организация платных дополнительных образовательных услуг как одно из средств эффективного управления дошкольной образовательной организацией

Совершенствование профессиональных компетенций учителя начальных классов как инструмент организации школьных перемен

Бюджетное кредитование регионов как одно из направлений обеспечения их экономической безопасности

Страхование ответственности исполнительных органов хозяйственного общества как эффективный механизм их защиты

Задать вопрос