В статье отражены результаты исследования произвольного внимания у младших школьников, имеющих общее недоразвитие речи. Дается описание таких особенностей произвольного внимания детей данной категории как концентрация, переключение, устойчивость, избирательность, распределение и объем.
Ключевые слова : произвольное внимание, младшие школьники, речевые нарушения, общее недоразвитие речи.
В настоящий момент внимание характеризуется как направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других [1]. Внимание является сквозным процессом, но оно оказывает влияние на успешность познавательной деятельности и влияет на успеваемости младших школьников. С психофизиологическими особенностями развития детей данного возраста связаны некоторые проблемы неуспеваемости школьников начальных классов. С этим связано то обстоятельство, что речь является средством направления внимания, а нарушение произвольного внимания приходится на детей с нарушениями речи.
Такие исследователи как В. А. Калягин, С. И. Кайданова, А. Д. Ковалева, В. А. Ковшикова, Э. М. Кулиев, Р. Е. Левина, Т.С Овчинникова, В. И. Селиверстов, В. А. Флоренская занимались изучением особенностей произвольного внимания у детей, имеющих речевые патологии.
В логопедии под общим недоразвитием речи понимают различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне [2]. Как известно, речь — это важнейшее звено в структуре психики, которое организует высшие психические функции. С помощью речи регулируется деятельность и поведение, связывая тем самым опосредованные высшие психические функции [9]. Таким образом, была выдвинута гипотеза — дети с общим недоразвитием речи имеют особенности произвольного внимания.
Исследование проводилось на базе МБУ ДО «Центр детского творчества» г. Тула. В исследовании приняли участие 6 детей в возрасте от 7 до 10 лет, имеющие общее недоразвитие речи (ОНР) (III и IV уровень речевого развития). Для выявления нарушений произвольного внимания у младших школьников с общим недоразвитием речи была проведена работа по выявлению таких свойств внимания как концентрация, переключение, распределение, устойчивость, объем и избирательность.
Диагностическое исследование началось с определения способностей детей к концентрации внимания на задании, сознательно переводя внимание с одного предмета на другие. Для диагностики концентрации и переключения использовалась методика Тест Тулуз-Пьерона (А. Пьерон, Э. Тулуз, Модификация Л. А. Ясюковой) [6, 10]. Результаты представлены на рис. 1.
Рис. 1. Процентное соотношение уровня развития концентрации и переключения произвольного внимания у младших школьников с общим недоразвитием речи
Из диаграммы (рис.1) видно, что по результатам Теста Тулуз-Пьерона среди детей с общим недоразвитием речи чаще (50 %) встречается патологический уровень концентрации внимания, у каждого пятого (17 %) слабый уровень и менее трети (33 %) — средний уровень концентрации непроизвольного внимания. Помимо этого данная методика выявила, что один испытуемый (17 %) имел хороший уровень, у двух (33 %) — средний и у одного (17 %) — патологический уровень переключения внимания. По результатам исследования можно сказать о том, что эта группа детей характеризуется низкой способностью к удержанию внимания на предмете и недостаточным развитием переключения произвольного внимания.
Следующее исследование направлено на выявление степени устойчивости и истощаемости внимания с помощью методики «Корректурная проба» (Б. Бурдона) [7, 8]. Результаты методики представлены на рис.2.
Рис. 2. Процентное соотношение уровня развития устойчивости и работоспособности произвольного внимания у младших школьников общим недоразвитием речи
На диаграмме (рис. 2) показано, что у большинства испытуемых (67 %) низкая степень устойчивости, а у остальных (33 %) — средний уровень. Помимо этого, в ходе исследования было установлено, что дети младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи (100 %) имеют низкую работоспособность и высокую истощаемость произвольного внимания. Полученные данные свидетельствуют о том, что у детей этой группы наблюдается отвлекаемость, трудности при длительном сосредоточении на задании, а также высокая истощаемость произвольного внимания.
Для исследования распределения использовалась методика «Таблицы Шульте» (Э. Шульте) [5, 7], результаты которой представлены на рис. 3.
Рис. 3. Процентное соотношение уровня развития распределения у младших школьников с общим недоразвитием речи
Диаграмма (рис.3) показывает, что у детей с ОНР распределение внимания не сформировано — в результате наблюдается очень низкий (87 %) и низкий (17 %) уровни распределения произвольного внимания.
Результаты методики Тест Мюнстерберга (Г. Мюнстерберг) [4, 8] представлены на рис. 4. Данная методика направлена на выявление уровня развития избирательности — способности ребенка выделять заданные слова и игнорировать их второстепенную часть.
Рис. 4. Процентное соотношение уровня развития избирательности произвольного внимания у младших школьников с общим недоразвитием речи
При анализе диаграммы (рис.4), можно увидеть, что по результатам теста Мюнстерберг все испытуемые (100 %) имеют низкий уровень развития избирательности. Низкая избирательность внимания у детей с ОНР затрудняет выделение слов и игнорирование лишнего.
Результаты исследования объема внимания, полученные с помощью методики «Запомни и расставь точки» (Р. С. Немов) [3], представлены на рисунке 5.
Рис. 5. Процентное соотношение уровня развития объема произвольного внимания у младших школьников с общим недоразвитием речи
На диаграмме (рис. 5) видно, что подавляющее большинство (83 %) детей имеют низкий уровень развития объема внимания, а остальные (17 %) — средний уровень. По результатам данной методики у детей с общим недоразвитием речи малый объем произвольного внимания.
Анализ полученных данных показал, что у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи имеются следующие особенности произвольного внимания: трудности концентрации, недостаточный уровень устойчивости, насформированность распределения, низкий уровень объема, недостаточное развитие переключения, повышенная истощаемость внимания. Полученные данные свидетельствуют о необходимости коррекционно-развивающей программы, направленной на развитие произвольного внимания.
Литература:
- Калягин В. А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. — М.: Академия, 2006. 320 с.
- Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Л69 заведений / под ред. Л. С. Волковой — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. 703 с.
- Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 640 с.
- Пашукова Т. И., Допира А. И., Дьяконов Г. В. (сост.) Психологические исследования: Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов. Учеб. пособие. — М.: Издательство «Институт практической психологии», 1996.
- Платонов К. К. Психологический практикум: Учеб. пособие для индустриально-педагогических техникумов. — М.: Высш. школа, 1980. 165 с.
- Прогноз и профилактика проблем о бучения в начальной школе / Л. А. Ясюкова. — СПб.: ИМАТОН, 2006. 204с.
- Семаго Н. Я., Семаго М. М. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст. — М.: Айрис-пресс, 2005. 46 с.
- Тихомирова Л. Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Популярное пособие для родителей и педагогов/Художники Душин М., Куров В. — Ярославль: “Академия развития”, 1997. 240 с.
- Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Изд 4-е. исправленное и дополненное. — М.: Педагогическое общество России, 2002. 96 с.
- Ясюкова Л. А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе: Метод. руководство. — СПб: Иматон, 1999.