Одной из важнейших функций государства является обеспечение правопорядка, которое осуществляют уполномоченные на то органы власти и должностные лица. Организация и правовая регламентация функции по обеспечению правопорядка и поддержанию законности, во многом, определяется общим уровнем государственного развития и, как правило, соответствует ему. Пренебрежение законными требованиями к обеспечению правопорядка способно повлечь множество негативных последствий не только для каждого отдельного человека, но и для всего общества, государства, а также окружающей среды, которая согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации должна быть благоприятной для проживания. Современная ситуация в России и мире свидетельствует о некоторых проблемных аспектах в данном направлении.
Так, согласно официальным данным МЧС России, по итогам 2020 года на территории Российской Федерации произошла 331 чрезвычайная ситуация (из них: техногенные ситуации составили 50,5 % от общего числа, природные ситуации — 31,4 %). В результате данных ситуаций пострадало 6 257 чел. и
326 чел. погибло. Материальный ущерб от всех чрезвычайных ситуаций превысил отметку в 163 778 млн рублей [3]. В течение 2021 года на территории России возросло количество чрезвычайных ситуаций, однако, более чем на 90 % снизился показатель пострадавших. В 2020 году зафиксирована крупная чрезвычайная ситуация федерального масштаба — в г. Норильске произошел разлив нефтепродуктов (более 20 т) из-за аварии на ТЭЦ-3. Произошедшее событие является одним из серьезнейших в Арктической зоне Российской Федерации, поскольку создало реальную угрозу для всей экосистемы Северного Ледовитого океана. Для ликвидации последствий привлечено 144 чел. и 17 ед. техники. Экономический ущерб превысил 146 млн руб. [3, с. 27-28], не говоря уже о том, что реальный экологический ущерб практически не поддается объективному исчислению и полному возмещению. Принимая во внимание обозначенные аспекты и складывающуюся ситуацию, хотелось бы подробнее остановиться на осуществляемом прокурорском надзоре, который имеет немаловажное значение для полного и качественного исполнения законов в экологической сфере.
Обращаясь к вопросу участия органов прокуратуры в процессе надзора за исполнением законов в экологической сфере, целесообразно отметить, что многие отечественные правоведы раскрывают сущность и юридическое содержание деятельности прокуроров через предмет прокурорского надзора. Так, наиболее распространенным в научном сообществе является утверждение о том, что предмет прокурорского надзора — соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, которые действуют на территории Российского государства, а также соблюдение прав и свобод человека и гражданина, поддержание законности и обеспечение правопорядка компетентными органами власти и их должностными лицами, деятельность которых охватывается надзорными полномочиями органов прокуратуры [4, c. 66].
Представленное утверждение, на наш взгляд, в достаточной мере соотносится с нормами ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Закон о прокуратуре), где отражен масштабный подход законодателя к пониманию и детализации ключевых направлений прокурорского надзора, в том числе, в актуальных вопросах исполнения законов в экологической сфере.
Весьма обоснованной в данном контексте представляется точка зрения М. Н. Мирошниченко, который отмечает, что участие органов прокуратуры в процессе надзора за исполнением законов в экологической сфере — это самостоятельное направление прокурорской деятельности, которое обязательно должно иметь свой, особенный предмет [5, c. 18], вписывающийся без особых проблем и сложностей в общую сферу деятельности прокуроров, позволяющий действовать ему в пределах своей компетенции и достигать поставленных целей. Обращаясь к содержанию ст. 1 Закона о прокуратуре, можно определить, что прокуратура Российской Федерации, выступая в качестве единой федеральной централизованной системы органов, осуществляет надзор в области соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Часть 2 обозначенной статьи свидетельствует о том, что прокуратура Российской Федерации в рамках своих полномочий обязана достигать ряда целей:
– обеспечивать верховенство права;
– укреплять законность и обеспечивать единство;
– защищать права и свободы человека и гражданина;
– охранять интересы государства и российского общества.
Достижение поставленных целей предполагает, что прокуратура Российской Федерации будет последовательно и основательно будет решать соответствующие задачи, даже если прокурору придется исполнять надзорные функции с особым предметом, который предопределяется спецификой экологической сферы. Уточним, что согласно ст. 4 Закона о прокуратуре прокуроры, в том числе, в рамках надзора за исполнением законов в экологической сфере, должны:
– осуществлять установленные законом полномочия, строго следуя нормам действующего законодательства, и действуя независимо от других органов государственной власти и местного самоуправления;
– действовать гласно с соблюдением требований, которые не должны противоречить российскому законодательству по вопросам охраны прав и свобод человека и гражданина;
– информировать своевременно и в полной мере органы власти всех уровней о текущем состоянии законности и тех мерах, которые применяются для улучшения ситуации.
Учитывая изложенное, сформулируем вывод о том, что предмет участия органов прокуратуры в осуществлении надзора за исполнением законов в экологической сфере представляет собой надзорную и иную определенную законом деятельность органов прокуратуры, направленную на обеспечение верховенства Конституции Российской Федерации, соблюдение различных законов, действующих на территории Российского государства, защиту прав и свобод человека и гражданина, охрану интересов общества и государства, и сопровождающуюся выявлением и установлением несоответствий конкретных нормативных правовых актов, либо их отдельных правовых норм, юридическим потребностям регулирования отношений, вследствие неполноты правового регулирования, нечеткости и неточности формулировок, выявленных противоречий, либо явной неадекватности смысловой части правового акта. Компетенция российских прокуроров позволяет им своевременно и в достаточной степени принимать эффективные меры, направленные на изменение действующих правовых актов в экологической сфере, а также на принятие новых правовых актов в целях их последующей, более совершенной реализации.
Исходя из установленного предмета, под объектомучастия органов прокуратуры в осуществлении надзора за исполнением законов в экологической сфере можно понимать целостную совокупность правоотношений, которые возникают при осуществлении прокурорами надзора за исполнением законов в экологической сфере, а также при принятии новых правовых актов в целях их последующей, более совершенной реализации.
В настоящее время участие прокуроров в процессе осуществления надзора за исполнением законов в экологической сфере сопровождается определенными проблемами, решение которых в ближайшей перспективе позволит продолжать положительные тенденции правотворческой деятельности в направлении эффективной охраны окружающей среды. Прежде всего, в российском законодательстве отсутствует необходимый понятийный аппарат по вопросам трактовки и понимания правотворческой и законотворческой деятельности, который крайне важен для качественной надзорной деятельности прокуроров в России.
Кроме того, в Российской Федерации законотворческий процесс должным образом не регламентируется, Федеральный закон «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» не принят, однако подобный закон, по нашему убеждению, мог бы стать фундаментом осуществления правотворчества в стране, определил бы ключевые принципы и условия формирования российского законодательства в контексте признания единства правовой системы Российской Федерации. Дополнительно следует укрепить правовой статус органов прокуратуры в механизме осуществления надзорной деятельности в экологической сфере на федеральном и региональном уровне.
Анализ специфики участия российской прокуратуры в контексте осуществления надзорной деятельности в экологической сфере позволяет утверждать о существовании не только актуальных проблем в направлении охраны окружающей среды, но и дает возможность обозначить перспективные способы их решения. Прежде всего, существует необходимость скорейшей разработки и принятия федеральных законов «О нормативных правовых актах в Российской Федерации», «О концепции законопроекта». Данные законы, по нашему мнению, позволят в достаточной степени урегулировать сферу правотворчества в масштабах государства и законотворческие процессы на федеральном и региональном уровнях, а также закрепят общепризнанные национальные принципы формирования российского законодательства в различных направлениях, в том числе в экологической сфере.
Предлагается внести изменения в Закон о прокуратуре в части возложения на прокуроров субъектов Российской Федерации (по аналогии с Генеральным прокурором Российской Федерации) обязанности ежегодно на уровне субъекта Российской Федерации представлять Доклад о состоянии законности и правопорядка на поднадзорной территории. Заслушивать доклады на соответствующих заседаниях планируется законодательными (представительными) органами власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными руководителями органов исполнительной власти на уровне регионов. Подобные доклады должны содержать, в том числе, информацию об основных статистических показателях прокурорского надзора за исполнением законов в экологической сфере.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.12.2021.
- Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 (ред. от 01.09.2021) «О прокуратуре Российской Федерации» // Рос. газета. 1992. № 229.
- Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2020 году». М.: МЧС России, ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2021.
- Коршунова О. Н., Лавров В. В., Никитин Е. Л. и др. Средства прокурорской деятельности: проблемы теории и практики: монография. М.: РУСАЙНС, 2019.
- Мирошниченко М. Н. Реализация международно-правовых стандартов в полномочиях прокуратуры Российской Федерации по защите прав и свобод человека и гражданина в судебном порядке вне уголовно-правовой сферы // Законность. 2021. № 12.