Реинжиниринг бизнес-процессов предприятия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №17 (412) апрель 2022 г.

Дата публикации: 26.04.2022

Статья просмотрена: 1161 раз

Библиографическое описание:

Хэ, Гучжэни. Реинжиниринг бизнес-процессов предприятия / Гучжэни Хэ. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 17 (412). — С. 124-127. — URL: https://moluch.ru/archive/412/90770/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье рассматривается определение реинжиниринга, его особенности, этапы его функционирования, методологическая основа, актуальность и алгоритм его применения.

Ключевые слова : реинжиниринг, бизнес-процесс, моделирование, бизнес-процесс предприятия.

На современном этапе развития экономики предприятия непрерывно осуществляют улучшение процессов производства. И поэтому активно разрабатываются новые концепции повышения производительности труда и обеспечения выпуска качественного продукта с низким показателем расходов производства.

Процессно-ориентированное управление позволяет поддержать необходимую предприятиям в настоящее время функциональную структуру управления. Основной термин данного подхода к управлению — понятие бизнес-процесса. Бизнес-процесс представляет собой совокупность последовательно взаимосвязанных действий, упорядоченных во времени, по преобразованию ресурсов в конечную продукцию, представляющие собой ценность для потребителей.

Моделирование бизнес-процессов дает возможность проанализировать работу предприятия комплексно, охватывая вопросы взаимодействия со сторонними организациями, заказчиками и поставщиками, а также деятельность в каждом отдельном внутреннем структурном подразделении [1].

Главной задачей моделирования бизнес-процессов является анализ деятельности предприятия, описание бизнес-процессов, выявление их слабых сторон и обнаружение проблем, проведение реинжиниринга этих бизнес-процессов и предложение возможных вариантов по устранению недочетов, обеспечивающее радикальное перепроектирование организации.

Для конструирования систем имитационного моделирования в настоящее время применяют следующие подходы: системная динамика, дискретно-событийное моделирование, динамические системы, агентное моделирование, объединенный подход. Практически все программные инструменты имитационного моделирования разработаны для поддержки одного определённого подхода.

Подход «Системная динамика» был применен в программных продуктах: VenSim, PowerSim, iThink, ModelMaker и др. Основная модель данного подхода заключается в математическом описании систем дифференциальных уравнений, приведенных к форме Коши. Подход был разработан и предложен Дж. Форрестером в конце 1950-х как «исследование информационных обратных связей в промышленной деятельности с целью показать, как организационная структура, усиления (в политиках) и задержки (в принятии решений и действиях) взаимодействуют, влияя на успешность предприятия».

Приложения системной динамики включают также социальные, урбанистические, экологические системы. Системная динамика абстрагируется от отдельных объектов и событий и предполагает «агрегатный» взгляд на процессы, концентрируясь на политиках, этими процессами управляющих. Моделируя в стиле системной динамики, вы представляете структуру и поведение системы как множество взаимодействующих положительных и отрицательных обратных связей и задержек. Важно отметить следующие моменты системной динамики: поскольку модель оперирует только количествами, агрегатами, то объекты, находящиеся в одном накопителе, неразличимы, лишены индивидуальности, при этом аналитику предлагается рассуждать в терминах глобальных структурных зависимостей, и соответственно ему необходимы соответствующие данные [3].

Дискретно-событийное моделирование реализуется с помощью программных продуктов: Arena, GPSS, Extend, SimProcess, AutoMod, PROMODEL, Enterprise Dynamics, FlexSim, eMPlant и др. Основная тактика подхода заключается в применении транзактов, отображающих динамические объекты моделирования (заявки), и блоков объектов, обрабатывающих эти заявки. Дискретно-событийное моделирование лучше развито и имеет большую сферу приложений — от логистики и систем массового обслуживания до транспортных и производственных систем. Этот вид моделирования наиболее применяем для моделирования производственных процессов. Идея моделирования систем с дискретными событиями была сформулирована в виде Системы общецелевого моделирования или General Purpose Systems Simulator (GPSS) Джеффри Гордоном в 1961 году. Это был один из самых удачных на то время проблемно-ориентированных языков программирования. Проблемной областью GPSS являются такие разновидности моделей СЭС как системы массового обслуживания (системы с очередями).

Одним из итоговых этапов моделирования бизнес-процессов является их реинжиниринг с целью оптимизации и совершенствования процесса производства [2].

Актуальные концепции совершенствования организации вынуждены решать целый комплекс задач, центральными из которых являются: сокращение производственного цикла, своевременный выход на рынок новой продукции, обеспечение мобильности производства, повышение конкурентоспособности и увеличение фондоотдачи производства. Среди этих задач совершенствование производственных процессов в настоящее время приобретает все большую значимость вследствие растущих и постоянно изменяющихся запросов рынка.

Концепция реинжиниринга — современное и актуальное решение, дающее возможность улучшить показатели производственного процесса за счет их радикальной перестройки.

Главной задачей реинжиниринга является повышение эффективности деятельности производственной системы, посредством минимизации производственных ресурсов, сокращения длительности производственного цикла, снижения стоимости производственного процесса, повышение качества производимой продукции.

Реинжиниринг бизнес-процессов (РБП) проводят с целью снижения их стоимости, оптимизации временных ресурсов на осуществление, в зависимости от запросов потребителя. Такая необходимость сформировалась в условиях растущей конкуренции и постоянного изменения рынка из-за своих масштабов и внутренних бюрократических барьеров [4].

Термин «реинжиниринг» впервые применили американские ученые М. Хаммер и Дж. Чампи для описания фундаментального переосмысления и радикального перепроектирования бизнес-процессов компаний для достижения существенных улучшений зарплаты, качества, уровня обслуживания и оперативности — ключевых составляющих результативности современного бизнеса [5].

По их мнению, реинжиниринг состоит из двух элементов:

– объективно-логическое управление (ОЛУ);

– социально-психологическое управление (СПУ).

Объектом ОЛУ является процесс в организации, а управление считается лишь административным. Целью социально-психологического управления СПУ является мотивация персонала к переосмыслению собственной

роли в организации, а не к решению задач [6].

Классификацию реинжиниринга производят по нескольким основаниям.

Степень воздействия на организацию:

– эволюционный реинжиниринг;

– революционный реинжиниринг.

Эволюционный реинжиниринг предполагает частичное преобразование процессов либо полная их смена, но без перехода на новый вид бизнеса.

Революционный реинжиниринг предполагает полное перепрофилирование.

Ситуативный признак:

– кризисный;

– развивающий.

В условиях кризисного реинжиниринга процесс определяется в решении сложнейших проблем организации, когда степень эффективности крайне низкая и необходим комплекс мер, дающий выйти на нужный уровень.

Развивающий инжиниринг применим тогда, когда показатели организации, в целом, стабильны, но отрицательно отражается динамика развития и конкуренты превосходят.

Компания прибегает к кризисному реинжинирингу в крайних мерах, например, оказывается на грани банкротства из-за потери конкурентоспособности или снижения качества товара. Если при текущей благополучной позиции есть желание получить или увеличить отрыв от конкурентов, то обращаются к развивающему реинжинирингу.

Теоретически процедуру реинжиниринга можно представить в виде последовательности следующих этапов (рис.):

Этапы проведения реинжиниринга

Рис. 1. Этапы проведения реинжиниринга

1 этап — стратегическое планирование. Целью компании остается получение прибыли, а задачи, необходимые для достижения этой цели, определяются заново (снижение риска банкротства, увеличение прибыли, повышение эффективности работы). Для осуществления назначения организации ключевой компетенции — некое конкурентное преимущество.

2 этап — описание бизнес-структуры. На данном этапе воспроизводится функциональная модель «как есть», то есть нужно рассмотреть имеющуюся структуру с разных сторон: например, компания как сеть процессов и подпроцессов. Этот этап представляет собой очень важную часть, так как рассмотрение текущего состояния фирмы является механизмом запуска самого процесса реинжиниринга.

3 этап — анализ моделей. Наиболее объективным считается функционально-стоимостной анализ (ФСА), при помощи которого можно определить эффективность настоящих процессов и есть возможность для ее повышения. Процессы, в первую очередь подвергающиеся анализу:

– выработка стратегии;

– разработка нового товара;

– выполнение заказов.

4 этап — собственно реинжиниринг. Руководство принимает решение о реинжиниринге в том случае, если количество «неблагополучных» мест превышает допустимый уровень. Средства и методики, с помощью которых осуществляется реинжиниринг:

– построение диаграмм эффективности и моделей балансовых ведомостей;

– графические методы: SA/SD (структурный анализ / структурный дизайн);

– средства имитации для тестирования будущей системы в реальных условиях;

– моделирование с помощью баз данных;

– использование экспертных систем.

Процесс реинжиниринга взаимосвязан и зависит от применения информационных технологий в качестве основного фактора, способствующего развитию организации.

Традиционно информационные технологии применялись для поддержки уже существующих бизнес-функций, то есть для улучшения организационной эффективности, но в данный момент, они являются инициатором новых организационных форм и моделей сотрудничества внутри и между организациями.

Литература:

  1. Кремнева, А. В. Анализ и реинжиниринг бизнес-процессов документооборота на предприятии / А. В. Кремнева // Аллея науки. — 2017. — Т. 1. № 14. — С. 31–35.
  2. Исламов, М. Р. Реинжиниринг бизнес-процессов предприятия / М. Р. Исламов // ADVANCED SCIENCE. Сборник статей II Международной научно-практической конференции: в 2 ч. — 2018. — С. 78–80.
  3. Коровин, А. М. Анализ подходов и программного обеспечения для имитационного моделирования социальных и экономических систем / А. М. Коровин // Вестник Южно-Уральского Государственного Университета. Серия «Компьютерные технологии, управление, радиоэлектроника». — 2019. — № 35. — С. 98–100.
  4. Князькина, Е. В. Актуальность реинжиниринга бизнес-процессов в строительстве в условиях экономического спада / Е. В. Князькина, М. В. Аитова // Современный российский менеджмент: состояние, проблемы, развитие. Сборник статей XXIII Международной научно-практической конференции. — Пенза, 2017.
  5. Казьмина, И. В. Реинжениринг в системе совершенствования организации производства предприятий оборонно-промышленного комплекса / И. В. Казьмина // Инновационная наука. — 2018. — № 1. — С. 31–33.
  6. Евстигнеева, О. А. Реинжиниринг в сфере образования как необходимое условие развития национальной экономики / О. А. Евстигнеева // Инновационные процессы в национальной экономике и социально-гуманитарной сфере. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. В 3 ч. / Под общ. ред. Е. П. Ткачевой. — Белгород, 2018. — С. 75–78.
Основные термины (генерируются автоматически): GPSS, системная динамика, дискретно-событийное моделирование, этап, PROMODEL, имитационное моделирование, массовое обслуживание, производственный процесс, производственный цикл, социально-психологическое управление.


Ключевые слова

моделирование, бизнес-процесс, реинжиниринг, бизнес-процесс предприятия

Похожие статьи

Реинжиниринг бизнес-процессов как антикризисный инструмент управления предприятием

В данной статье рассматривается понятие реинжиниринга, его типы и элементы. Перечисляются характерные для него особенности, способы применения.

Применение процессного подхода в менеджменте логистики

В данной статье рассматривается процессный подход, его структура и применение в менеджменте логистики. Перечисляются объекты идентификации, определяется главная цель процессного подхода.

Применение проектного подхода в управлении организацией

Статья посвящена теме применения проектного подхода в управлении организацией. Рассмотрены цели и задачи проектного подхода, его преимущества и недостатки. Применение проектного подхода позволяет оптимизировать управление ресурсами организации.

Анализ бизнес-среды организации

В статье изучаются вопросы, связанные с анализом бизнес-среды организации в рамках бизнес-планирования.

Разработка бизнес-моделей для оптимизации процессов

В статье автор исследует роль разработки бизнес-моделей для оптимизации процессов, а также основные принципы их проектирования и внедрения.

Развитие процессного подхода и его применение в бухгалтерском учете

В данной статье рассматривается история развития процессного подхода и его применение в бухгалтерском учете.

Оптимизация бизнес-процессов предприятия с помощью искусственного интеллекта

В статье рассматриваются вопросы использования искусственного интеллекта для целей организации в части оптимизации бизнес-процессов. Также уделено внимание подходам к определению понятия и сущности искусственного интеллекта, представлены примеры внед...

Формирование и применение методики налогового анализа на предприятии

Статья посвящена вопросу проведения налогового анализа на микроуровне. В работе рассмотрены подходы отечественных ученых к определению понятия «налоговый анализ», уточнены основные цели и задачи, предложена поэтапная методика его осуществления на пре...

Основы менеджмента в виртуальной бизнес-среде с использованием информационно-коммуникационных технологий

Рассмотрены гипотезы, цели, задачи проведенного исследования, а также его структура и блоки основных рассмотренных вопросов для систематизации знаний как теории инфоком-менеджмента.

Бизнес-модель как инструмент стратегического управления

В статье автором определено место бизнес-модели в стратегическом управлении предприятием. Проанализированы сущность и функции бизнес-моделирования. Выявлено значение бизнес-модели для оптимизации бизнес-процессов и повышения эффективности предприятия...

Похожие статьи

Реинжиниринг бизнес-процессов как антикризисный инструмент управления предприятием

В данной статье рассматривается понятие реинжиниринга, его типы и элементы. Перечисляются характерные для него особенности, способы применения.

Применение процессного подхода в менеджменте логистики

В данной статье рассматривается процессный подход, его структура и применение в менеджменте логистики. Перечисляются объекты идентификации, определяется главная цель процессного подхода.

Применение проектного подхода в управлении организацией

Статья посвящена теме применения проектного подхода в управлении организацией. Рассмотрены цели и задачи проектного подхода, его преимущества и недостатки. Применение проектного подхода позволяет оптимизировать управление ресурсами организации.

Анализ бизнес-среды организации

В статье изучаются вопросы, связанные с анализом бизнес-среды организации в рамках бизнес-планирования.

Разработка бизнес-моделей для оптимизации процессов

В статье автор исследует роль разработки бизнес-моделей для оптимизации процессов, а также основные принципы их проектирования и внедрения.

Развитие процессного подхода и его применение в бухгалтерском учете

В данной статье рассматривается история развития процессного подхода и его применение в бухгалтерском учете.

Оптимизация бизнес-процессов предприятия с помощью искусственного интеллекта

В статье рассматриваются вопросы использования искусственного интеллекта для целей организации в части оптимизации бизнес-процессов. Также уделено внимание подходам к определению понятия и сущности искусственного интеллекта, представлены примеры внед...

Формирование и применение методики налогового анализа на предприятии

Статья посвящена вопросу проведения налогового анализа на микроуровне. В работе рассмотрены подходы отечественных ученых к определению понятия «налоговый анализ», уточнены основные цели и задачи, предложена поэтапная методика его осуществления на пре...

Основы менеджмента в виртуальной бизнес-среде с использованием информационно-коммуникационных технологий

Рассмотрены гипотезы, цели, задачи проведенного исследования, а также его структура и блоки основных рассмотренных вопросов для систематизации знаний как теории инфоком-менеджмента.

Бизнес-модель как инструмент стратегического управления

В статье автором определено место бизнес-модели в стратегическом управлении предприятием. Проанализированы сущность и функции бизнес-моделирования. Выявлено значение бизнес-модели для оптимизации бизнес-процессов и повышения эффективности предприятия...

Задать вопрос