На основании анализа существующей практики автор статьи рассматривает проблемы деятельности органов прокуратуры по противодействию коррупции. Автором сделан особый акцент по минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений, в том числе путём реализации мер по возмещению материального ущерба.
Ключевые слова: противодействие коррупции, органы прокуратуры, коррупция, государство, антикоррупционное законодательство, закон, Российская Федерация.
Противодействие коррупции в системе деятельности как государственной, так и муниципальной службы является одной из насущных проблем, и решение указанной проблемы должно носить всесторонний и комплексный характер, который в основном зависит от совершенствования социального и экономического развития государственного устройства и эффективности публично-властного управления.
Следует отметить, что вопросы противодействии коррупции затрагивают не только наше государство, большинство государств уделяют пристальное внимание борьбе с коррупционными проявлениями и принимают соответствующие меры по устранению причин и условий, способствующих совершению коррупционных преступлений.
Борьбе с коррупцией во всем мире уделяется пристальное внимание, совершенствуется законодательство, принимаются меры по устранению причин и условий роста коррупции. В частности, в странах Европейского Союза установлена не только уголовная ответственность за коррупционные преступления, но гражданско-правовая, которая предусматривает судебное разбирательство по восстановлению нарушенных прав и свобод граждан, либо компенсации денежных затрат и защиты неимущественных прав и интересов. В действующем международном праве субъекты имеют право подавать исковые заявления для полного возмещения понесенных убытков в территориальные судебные инстанции. В то же время на современном этапе развития нашего государства реализовать указанное право не представляется возможным.
Одним из приоритетных направлений деятельности российской прокуратуры является реализация антикоррупционного законодательства и обеспечении его неукоснительного соблюдения.
Согласно ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [1] Генеральный прокурор РФ и подчинённые ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел РФ, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов РФ и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.
Как правило, органами прокуратуры при проведении прокурорского надзора за исполнением действующего законодательства выявляются нарушения, связанные с неисполнением государственными и муниципальными служащими обязанностей по соблюдению ими запретов и ограничений, установленных антикоррупционным законодательством, такими как непредставление или представление недостоверных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Значительное число выявляемых прокурорами фактов коррупционных нарушений допускается при осуществлении государственных и муниципальных закупок, распоряжении бюджетными средствами и государственным имуществом, предоставлении государственных и муниципальных услуг. В условиях неблагоприятных внешнеполитических и экономических факторов, связанных с недружественными действиями ряда государств в отношении российских граждан, предприятий и организации особую актуальность заслуживает деятельность органов прокуратуры РФ по принятию действенных мер по недопущению нарушений при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, в том числе у единственного поставщика, изменении существенных условий контрактов, исполнении договорных обязательств, обратив особое внимание на закупки лекарственных препаратов, медицинских изделий и расходных материалов, технических средств реабилитации [2].
Проверки соблюдения антикоррупционного законодательства проводятся органами прокуратуры на постоянной основе, что в свою очередь приводит к постепенному снижению общего количества выявленных нарушений. Также это связано с усилением информационного взаимодействия, повышением эффективности принимаемых мер, в том числе организационного характера, нацеливающих прокуроров на выявление и пресечение наиболее существенных, общественно опасных коррупционных деяний.
Прокуратура РФ в рамках борьбы с коррупцией реализует свои функции как в системе уголовного правосудия, так и за её пределами. Осуществляя надзор за исполнением законов при расследовании коррупционных преступлений, обеспечивая координацию деятельности правоохранительных органов [3] и поддерживая государственное обвинение, прокуроры вносят существенный вклад в борьбу с коррупцией.
Одно из основных направлений противодействия коррупции — минимизация и ликвидация последствий коррупционных правонарушений, в том числе путём реализации мер по возмещению материального ущерба. Согласно законодательно установленному порядку конфискованные денежные средства, полученные в результате совершения коррупционных правонарушений, денежные средства от реализации конфискованного имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений, а также денежные средства, полученные от обращения по решению суда в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы, подлежат зачислению в бюджет Пенсионного фонда РФ (ранее — в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации).
Решению указанных проблем может способствовать создание в России эффективной системы управления арестованным и конфискованным имуществом. Анализ зарубежной практики показывает, что во многих государствах функционируют органы, уполномоченные осуществлять поиск, управление и конфискацию имущества, полученного преступным путём (США, Канада, Франция, Италия).
Принимая во внимание положительные тенденции практического опыта зарубежных правоохранительных органов и рекомендаций международных организаций следует отметить такие методологические подходы к построению системы управления арестованными и конфискованными коррупционными активами как:
— формирование централизованных систем и баз данных для регистрации активов на протяжении всего процесса управления;
— определение в качестве основного критерия построения такой системы прозрачности и контролируемости проводимых процедур с этапа изъятия до фактического распоряжения активами;
— создание службы управления арестованными и конфискованными активами;
— сохранение активов при оценке соразмерности затрат, связанных с управлением арестованным и конфискованным имуществом и предполагаемой стоимостью его реализации.
Задача возмещения ущерба от коррупционных преступлений и возврата незаконно выведенных за рубеж активов решается в рамках международного сотрудничества прокуратуры Российской Федерации. Представители Генеральной прокуратуры РФ принимают активное участие на постоянной основе в деятельности Конференции государств — участников Конвенции ООН против коррупции, в работе межправительственных рабочих групп: по предупреждению коррупции и по возвращению активов, а также по обзору хода выполнения названной конвенции.
Следствием процесса непрерывного совершенствования российского антикоррупционного законодательства, в том числе в результате имплементации международных стандартов, стала разрозненность положений, касающихся не только отдельных институтов антикоррупционного правового регулирования, но и распространения ограничений, запретов и обязанностей на различные категории лиц. Унификация этих ограничений, запретов и обязанностей — одно из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции.
Эффективным средством профилактики коррупции является антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов, проводимая прокуратурой. Посредством её выявляются и устраняются нормы, создающие условия для проявления коррупции. Прокуроры ежегодно проводят антикоррупционную экспертизу в среднем более 1 млн нормативных правовых актов и их проектов. Повышению эффективности этой работы может способствовать внедрение цифровых инструментов, обеспечивающих автоматизацию процесса проведения антикоррупционной экспертизы законодательства на основе технологии машинного обучения.
Не менее значимое средство профилактики коррупции — деятельность по правовому просвещению и информированию.
Литература:
- Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2021 г. № 471-ФЗ) «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. — 2008. — № 52 (часть I). — Ст. 6228
- Указание Генпрокуратуры России от 11.03.2022 № 140/20 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав граждан в связи с принимаемыми в Российской Федерации мерами по поддержке экономики и социальной сферы, а также в связи с введением отдельных ограничений на осуществление финансово-хозяйственной и иной деятельности»
- Егоров Ю. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией — самостоятельная функция прокуратуры. Законность. 2015. № 2