В статье автор определяет роль и значение государственно-частного партнерства в сфере оказания медицинских услуг. Автор отмечает недостаточность практического применения данного института.
Ключевые слова: предпринимательская деятельность, государственно-частное партнерство, медицинские услуги, договорное регулирование.
Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом [1]. В связи с вариативностью общественных отношений, разнообразием возможностей осуществления предпринимательской деятельности в различных секторах экономики, субъектами предпринимательской деятельности предоставляемые законом возможности реализуются в разных сферах жизнедеятельности общества. Одной из подобных сфер является оказание медицинских услуг.
Пандемия коронавирусной инфекции стала большим вызовом для любого государства и мирового сообщества в целом. С большими трудностями столкнулась и российская экономика. Резкое увеличение количества заболевших обусловило необходимость резкого увеличения больничных мест, медикаментов, дорогостоящего медицинского оборудования, что напрямую коррелировало с колоссальными финансовыми затратами государства на поддержание системы здравоохранения в стабильном состоянии, позволяющем обеспечить нужды граждан. В 2022 году российская экономика столкнулась с беспрецедентными экономическими санкциями со стороны мирового сообщества, что в том числе, коснулось и медицинской сферы. Вместе с тем обеспечение надлежащего уровня медицинского обслуживания для населения было и остается одной из приоритетных задач государства.
В связи с указанными сложностями в экономике государства принципиальное значение начинает иметь частный сектор предпринимательской деятельности, к услугам которого обращается большое количество граждан страны. Частные медицинские клиники объективно помогают разгрузить государственные больницы. Кроме того, бюджетных средств в регионах в ряде случаев может не хватать для быстрого наращивания необходимой медицинской инфраструктуры. В связи с этим, актуализируется вопрос о государственно-частном партнерстве (далее: ГЧП) в сфере оказания медицинских услуг.
Относительно правового регулирования данного института отметим, что в России имеется отраслевой закон, регулирующий отношения в сфере государственно-частного партнерства [2]. Не вдаваясь в рамках настоящей статьи в определение эффективности данного закона отметим, что на 2022 год российское государственно-частное партнерство в сфере оказания медицинских услуг представлено весьма скудными единичными примерами подобного взаимодействия. Вместе с тем, представляется, что подобная рудиментарность ГЧП в сфере медицинских услуг является состоянием скорее временным, чем перманентным, и в российской правовой и экономической действительности имеются основания полагать о дальнейшем развитии данной деятельности. Также заметим, что в исследуемых правоотношениях может использоваться и отраслевой закон, регулирующий концессионные соглашения [3].
В контексте сказанного ранее, а именно, о примерах ГЧП в медицинской сфере достаточно наглядным является пример группы «ВИС», которая заключила ряд соглашений ГЧП с Правительском Новосибирской области и Правительством Якутии. Ряд объектов медицинской инфраструктуры будут построены на деньги частного инвестора, что снижает бюджетную нагрузку на регионы. В свою очередь, частный инвестор будет получать компенсацию за эксплуатацию помещений, а также уже получил колоссальные репутационные преференции подобным по своей сути социальным предпринимательством. Представляется, что иные крупные корпорации могут последовать подобному примеру, что позитивным образом скажется на сфере медицинских услуг.
Одним из безусловных достоинств ГЧП является применение принципов договорного регулирования предпринимательской деятельности и с учетом особенностей контрагента-государства, стороны во многом свободны определять корреспондирующие права и обязанности в конкретном соглашении. Также данные соглашения могут быть распространены на большое промежуток времени, что должно позволять прогнозировать те или иные краткосрочные и долгосрочные результаты ГЧП. Впрочем, в данном случае необходимо помнит о тщательной проверке коррупционной составляющей любых экономических действий между государством и лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность. В российских реалиях редкостью являются случаи взаимодействия государства и частного капитала без аффилированности последнего к государственным структурам. В связи с этим считаем, что в антикоррупционное законодательство также должны будут внесены уточнения относительно государственно-частного партнерства.
Разумеется, приведенные выше тезисы не означают необходимость превалирования ГЧП в сфере оказания медицинских услуг. Наличие частных клиник, которые самостоятельно с учетом требований действующего законодательства оказывают медицинские услуги, является неотъемлемым атрибутом рыночных отношений в государстве. В связи с этим, для эффективного функционирования системы здравоохранения необходимо дальнейшее расширение применения ГЧП с учетом интересом и субъектов малого и среднего предпринимательства, развивающихся в данной сфере экономики.
Литература:
- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 10 марта 2022 года) // Собрание законодательства Российской Федерации, N 46, 18.11.2002, ст.4532
- Федеральный закон № 224 «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (с изменениями на 30 декабря 2021 года)» // Собрание законодательства Российской Федерации, N 29 (ч.I), 20.07.2015, ст.4350.
- ФЗ № 115 «О концессионных соглашениях» (с изменениями на 30 декабря 2021 года) // Собрание законодательства Российской Федерации, N 30 (ч.II),
- Варнавский В. Г., Клименко А. В., Королев В. А. Государственно-частное партнерство: теория и практика. — М.: ГУ-ВШЭ, 2010.
- Лабуз Д. И. Применение механизма использования государственно-частного партнерства в здравоохранении // Статистика и экономика. № 1. 2012.
- Лебедева Е. И., Присекин А. А. Взаимодействие государства и частного предпринимательства в РФ на примере здравоохранения // Инновации и инвестиции. Выпуск № 2. 2022.