Динамика самоотношения у лиц с разным уровнем удовлетворённости жизнью, проходящих ценностно-ориентированную терапию | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №17 (412) апрель 2022 г.

Дата публикации: 26.04.2022

Статья просмотрена: 384 раза

Библиографическое описание:

Кончакова, Е. В. Динамика самоотношения у лиц с разным уровнем удовлетворённости жизнью, проходящих ценностно-ориентированную терапию / Е. В. Кончакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 17 (412). — С. 58-62. — URL: https://moluch.ru/archive/412/90784/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье осуществлён количественно-качественный анализ динамики удовлетворённостью жизни в разные периоды взрослости (20–40 лет и 41–70 лет). Изучена взаимосвязь между самоотношением взрослых людей и уровнем их психологического благополучия.

Ключевые слова: самоотношение, удовлетворённость жизнью, зрелость, взрослый возраст, самопринятие, самопривязанность, самоценность, самопривязанность.

The article provides a quantitative and qualitative analysis of the dynamics of life satisfaction in different periods of adulthood (20–40 years old and 41–70 years old). The relationship between the self-attitude of adults and the level of their psychological well-being has been studied.

Keywords : self-wear, life satisfaction, maturity, adulthood, self-acceptance, self-attachment, self-value, self-attachment .

На современном этапе развития общества наиболее остро встает вопрос о рассмотрении такого феномена как удовлетворенность жизнью. Центральное место здесь занимает изучение того, насколько человек удовлетворен своей жизнью, от чего эта удовлетворенность зависит и какие предпосылки заложены в природе самого человека [9]. В настоящее время отечественные и зарубежные исследователи все больше внимания уделяют вопросу удовлетворенности личности, связывая данное понятие как с внутренними, так и с внешними аспектами ее жизни.

Удовлетворенность жизнью рассматривается в психологической И. А. Джидарьян (2001); Л. В. Куликов (2001) и социологической науках в контексте качества жизни. В то же время выступает как характеристика внутреннего мира личности, как субъективное переживание М.Аргайл (1990); М.Селигман (2000). Наиболее развернутый теоретический анализ явления удовлетворенности дан с позиций субъектного подхода в рамках концепции семантического интеграла личности, представленной в работах К. А. Абульхановой-Славской (1991). В этой концепции удовлетворенность включается в структуру активности как выражение психологического результата, как проявление механизма обратной связи между различными составляющими и этапами жизненной активности, как критерий оценки жизни самим человеком

Одним из маркеров, позволяющих делать вывод об удовлетворенности человека жизнью в целом, самим собой, характером отношений с окружающими людьми, является термин «благополучие», который предполагает эмоциональную оценку отношения личности к своей жизни во всех ее проявлениях в самом широком смысле. Переживание чувства благополучия весьма значимо для каждого человека и занимает центральное место во всем субъективном мире личности. Кэрол Д. Рифф предложила изучать психологическое благополучие на основе шести факторов: принятия себя, позитивного отношения к другим, независимости, контроля над обстоятельствами, наличия цели в жизни и личностного роста.

Идеологами позитивной психологии предложен термин subjесtive well-being — субъективное благополучие, которое складывается из удовлетворенности жизнью, т. е. оценки человеком его собственной жизни, и аффекта — положительных и отрицательных эмоций, связанных с повседневной жизнью [2]. Большинство исследователей субъективного благополучия (М. Аргайл, А. В. Воронина, М. В. Соколова, Л. В. Куликов, Р. М. Шамионов и др.) сходятся на том, что одним из базовых оснований удовлетворенности жизнью являются эмоционально-оценочные отношения к различным сторонами действительности, жизни и деятельности личности. Так, Р. М. Шамионов рассматривает субъективное благополучие как понятие, выражающее собственное отношение человека к своей личности, жизни и процессам, имеющим для него важное значение с точки зрения усвоенных нормативных представлений о внешней и внутренней среде, и характеризующееся ощущением удовлетворенности [11].

Важным аспектом субъективного благополучия является эмоциональный комфорт, включающий в себя характер переживаний, субъективное отношение к собственной жизни, психоэмоциональный фон отношений. При этом особо отмечается роль такого эмоционального компонента сознания, как самоотношение.

Проблема самоотношения и его роли в структуре личности остается чрезвычайно актуальной для психологической науки. Разработке данного вопроса посвятили свои работы С. Л. Рубинштейн, В. В. Столин, И. С. Кон, Р. Берне, B. C. Мухина, А. Маслоу, К. Роджерс, Е. Т. Соколова, И. И. Чеснокова и многие другие. В отечественной и зарубежной психологической литературе самоотношение понимается как эмоциональный компонент самосознания, который, с одной стороны, опирается на самопознание, а с другой — создает главные предпосылки для формирования саморегуляции, самоактуализации и саморазвития личности [10].

Одной из наиболее известных и цитируемых концепций, посвященных самоотношению личности, является теория С. Р. Пантелеева. В ней самоотношение определяется через соотнесение с иерархической системой мотивов, предложенной А. Н. Леонтьевым. Отношение личности к себе рассматривается как двухуровневое образование, включающее в себя эмоционально-ценностное самоотношение и самооценку. Отношение человека к себе и к собственной жизни — это составляющие системы отношений, которые в целом характеризуют личность. Самоотношение и в целом отношение к жизни может оцениваться как положительными, так и отрицательными эмоциями. Строение самоотношения может включать: самоуважение, симпатию, самопринятие, любовь к себе, чувство расположения, самооценку, самоуверенность, самоунижение, самообвинение, недовольство собой и т. д.

Не вызывает сомнений тот факт, что внешняя среда и внутренняя удовлетворенность жизнью взаимосвязаны, однако все еще остается дискуссионным и нерешенным вопрос взаимосвязи самоотношения и удовлетворенности жизнью личности.

Целью работы является исследование возрастных различий удовлетворённости жизнью у лиц с различным самоотношением на разных этапах взрослости.

В исследовании приняли участие 55 человек в возрастной категории от 25 до 58 лет. Из них были сформированы две группы:

1 группа — 20 респондентов от 25 до 40 лет (средний возраст — 34±3,6);

2 группа — 35 респондентов от 41 до 58 лет (средний возраст — 47±4,4).

Исследование проводилось в два этапа для оценки динамики самоотношения в рамках участия респондентов в ценностно-ориентированной терапии. Разница во времени между двумя этапами составила восемь месяцев (январь-август).

Методы и материалы исследования

Исследование осуществлялось с помощью опросников «Методика исследования самоотношения» С. Р. Пантелеева (далее — МИС) и «Шкала психологического благополучия» К.Риффа (в адаптации Т. Д. Шевеленковой и П. П. Фесенко).

Анализ результатов исследования

По результатам методики МИС, можно отметить, что большая часть респондентов первой и второй групп на первом этапе исследования характеризуется выраженностью лишь таких компонентов самоотношения, как: «открытость» (65 % и 74 % соответственно), «самоценность» (75 % и 86 % соответственно) и самопринятие (55 % и 67 % соответственно). Это свидетельствует о том, что весь период взрослости доминирует высокая оценка собственного внутреннего мира и своей индивидуальности, безусловное принятие себя, но, вместе с тем, закрытость, неспособность или нежелание осознавать и выдавать значимую информацию о себе.

Второй этап исследования, проведённый после ценностно-ориентированной терапии с респондентами, показал значимое возрастание выраженности большей части компонентов самоотношения у обеих групп. Так, как среди лиц возрастного диапазона от 25 до 40 лет, так и среди респондентов более зрелого возраста (старше 41 года) повысились показатели самоуверенности (t= -7и -13 соответственно, при p<0,05), саморуководства (t= -6 и -11 соответственно, при p<0,05) и самопринятия (t= -5 и -8 соответственно, при p<0,05).

На рисунке 1 представлено сравнение средней выраженности всех компонентов методики у двух групп на первом и втором этапах исследования.

Сравнение средней выраженности компонентов у двух групп по методике МИС

Рис. 1. Сравнение средней выраженности компонентов у двух групп по методике МИС

Примечание 1:V — к. «Самоценность»

I — к. «Открытость»VI — к. «Самопринятие»

II — к. «Самоуверенность»VII — к. «Самопривязанность»

III — к. «Саморуководство»VIII — к. «Внутренняя конфликтность»

IV — к. «Отраженное самоотношение»IX — к. «Самообвинение»

Примечание 2: 1Г1Э — 1 группа 1 этап исследования; 1Г2Э — 1 группа 2 этап исследования; 2Г1Э — 2 группа 1 этап исследования; 2Г2Э — 2 группа 2 этап исследования.

Таким образом, ценностно-ориентированная психотерапия значимо повлияла на некоторые компоненты самоотношения. В том числе респонденты обеих возрастных групп продемонстрировали снижение внутренней напряжённости, повышение уверенности в себе, возрастание роли интернального локуса контроля в жизни.

Как было предполагается многими исследованиями [1; 3; 6], самоотношение является одним из важнейших факторов, взаимосвязанных с психологическим благополучием. Чтобы проверить данную гипотезу и выявить возрастную динамику данных взаимосвязей было проведено дополнительное исследование методикой К. Рифф, результаты которой представлены в таблице 1.

Таблица 1

Сравнение средних значений двух групп по уровню психологического благополучия на первом и втором этапах исследования

Шкала

1 группа ( M ±σ)

2 группа( M ±σ)

1 этап

2 этап

1 этап

2 этап

Общий балл

371±43,6

394±36,8

371±36,1

373±36,9

Позитивные отношения

61±10,2

61±7,7

62±8,5

58±7,6

Автономия

57±9,4

63±8,0

59±7,2

59±7,5

Управление средой

59±9,5

62±9,0

58±8,1

59±8,5

Личностный рост

72±5,9

72±5,3

69±6,4

70±5,7

Цели в жизни

63±8,8

69±8,3

63±7,3

65±7,2

Самопринятие

57±10,4

64±7,0

58±8,6

60±8,8

Как видно из таблицы 1, после применения к респондентам ценностно-ориентированной психотерапии наблюдается позитивная динамика и в уровне удовлетворённости жизнью. Так, среди лиц 1 группы наблюдается достоверное повышение показателей по шкалам «Автономия» (t=-6; p<0,05), «Управление средой» (t=-3; p<0,05) и «Самопринятие» (t=-7; p<0,05). Это свидетельствует о том, что лица до сорока лет в ходе психотерапии смогли повысить уровень своей независимости, эффективного использования любых предоставляющихся возможностей и начали позитивно оценивать свои сильные и слабые стороны. В то же время среди респондентов старше сорока лет не наблюдалось достоверных изменений в уровне психологического благополучия (p>0,05).

Корреляционный анализ показал следующие результаты. При сравнительном анализе корреляционных структур, полученных на выборках респондентов разных периодов взрослости, было обнаружено, что взаимосвязь параметров самоотношения и удовлетворенности жизнью характеризуется снижением тесноты на протяжении всего периода взрослости. От периода к периоду уменьшается число параметров, включенных в корреляционную структуру. Так, в период ранней взрослости (до 40 лет) выявлено 19 корреляционных связей, а в период после сорока лет — 9 корреляционных связей.

Таким образом, мы видим, что удовлетворенность жизнью в период взрослости (на раннем этапе) тесно связана с отношением к себе и, в частности с такими качествами как управление средой, личностный рост и позитивные отношения. Специфика удовлетворенности жизнью этого периода (в связи с отношением к себе) раскрывается в таких аспектах жизни как выбор и содержание работы, положение в обществе, особенности проведения свободного времени. На более позднем этапе взрослости удовлетворённость жизнью показывает наиболее тесную зависимость от аспектов самопринятия и наличия значимых жизненных целей. Различия в корреляционных структурах в разные периоды зрелости указывает не только на смену приоритетов в жизни, но и на различные ценностные структуры.

Выводы

Таким образом, можно сделать следующие выводы о проведённом исследовании:

  1. Самоотношение складывается из нескольких различных компонентов, выраженность которых в период взрослости варьируется в пределах средних значений и указывает на относительную стабильность в принятии себя, самоуважении и способности регулировать собственное поведение.
  2. Динамика самоотношения на разных возрастных этапах характеризуется, в первую очередь, большей ригидностью в период после сорока лет, что отражает устойчивость отношения к самому себе и своему прошлому опыту.
  3. Ценностно-ориентированная психотерапия показала значимое влияние на уровень самоотношения и психологического благополучия, в первую очередь среди респондентов периода ранней зрелости (до сорока лет).
  4. Анализ проблемы взаимосвязи самоотношения и удовлетворенности жизнью у респондентов, проведенный с учетом периода взрослости, показал, что безусловно положительная связь этих феноменов наиболее характерна для периода ранней взрослости (25–40 лет в нашем исследовании). По мере перехода к другим, более поздним периодам взрослости теснота связей ослабевает и их специфика меняется.

Литература:

  1. Анисимова О. М. Самоотношение и удовлетворенность жизнью у мужчин в разные периоды взрослости / О. М. Анисимова, Т. К. Терра // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. — 2014. — № 3. — С. 128–137.
  2. Боннивел И. Ключи к благополучию: что может позитивная психология? М., 2009. 192 c.
  3. Габдулина Л. И. Взаимосвязь между удовлетворенностью жизнью и самоотношением у молодежи и лиц среднего возраста / Л. И. Габдулина // Психология обучения. — 2019. — № 1. — С. 45–55.
  4. Лысенко М. Н. Возрастные особенности самоотношения, самооценки и удовлетворенности жизнью у женщин / М. Н. Лысенко, Т. В. Пфау // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. — 2016. — Т. 6. — № 10. — С. 59–65.
  5. Медведев А. Е. Анализ самоотношения и удовлетворенности жизнью у предпринимателей и наемных работников / А. Е. Медведев // Медицина. Психология: Материалы 59-й Международной научной студенческой конференции, Новосибирск, 12–23 апреля 2021 года. — Новосибирск: Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, 2021. — С. 77–78.
  6. Прусакова Н. В. Психологические аспекты влияния самоотношения личности на удовлетворенность жизнью в период взрослости / Н. В. Прусакова // Психологическая студия: сборник научных статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых исследователей кафедры прикладной психологии ВГУ имени П. М. Машерова / Под редакцией С. Л. Богомаза, В. А. Каратерзи, С. Ф. Пашковича. — Витебск: Витебский государственный университет им. П. М. Машерова, 2017. — С. 171–173.
  7. Рикель А. М. Понятие субъективного благополучия в гедонистическом и эвдемонистическом подходах / А. М. Рикель, А. А. Туниянц, Н. Батырова // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. — 2017. — № 2. — С. 64–82.
  8. Тарасова Л. Е. Самоотношение как детерминанта субъективного благополучия личности / Л. Е. Тарасова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. — 2013. — Т. 13. — № 3. — С. 86–89.
  9. Терра Т. К. Самоотношение и удовлетворенность жизнью у мужчин в период взрослости. — Дисс… канд. психол. наук / Т. К. Терра. –Санкт-Петербург, 2010. — 202 с.
  10. Фонталова Н. С. Самоотношение и его психолого-педагогическая коррекция у подростков из неполных семей. — Дисс… канд. психол. наук / Н. С. Фонталова. — Иркутск, 2004. — 146с
  11. Шамионов Р. М. О некоторых преобразованиях структуры субъективного благополучия личности в разных условиях профессиональной социализации // Мир психологии. 2010. № 1. С. 237–249.
  12. Яремчук С. В. Саморазвитие и удовлетворенность жизнью в юношеском возрасте / С. В. Яремчук, Е. Ф. Новгородова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. — 2015. — Т. 4. — № 2. — С. 149–152.
Основные термины (генерируются автоматически): психологическое благополучие, удовлетворенность жизнью, период взрослости, группа, жизнь, этап, субъективное благополучие, личностный рост, собственная жизнь, ценностно-ориентированная психотерапия.


Похожие статьи

Особенности самоэффективности спортсменов высшего мастерства

В статье раскрывается проблема самоэффективности спортсменов. Выявлено, что для спортсменов высшего мастерства преобладающими компонентами психологической готовности к тренировочной и соревновательной спортивной деятельности являются: средний уровень...

Субъективное благополучие в период поздней взрослости: структурный анализ

В статье основное внимание уделяется субъективному восприятию человека и процессам, посредством которых осуществляется оценка его удовлетворенности жизнью и благополучия. Учитывая разнообразие междисциплинарных исследований благополучия, в статье при...

Субъективное оценивание реализуемости базисных ценностей в городской среде и его взаимосвязь с личностным потенциалом вузовской молодежи

В статье рассматривается проблема субъективного оценивания реализуемости базисных ценностей в городской среде вузовской молодежью, а также влияние личностного потенциала на этот показатель. Приведены результаты экспериментального исследования. Устано...

Жизнестойкость и смысложизненные ориентации в студенческом возрасте (на примере студентов разной половой принадлежности)

В статье рассматривается проблема жизнестойкости и смысложизненных ориентаций в студенческом возрасте на примере студентов различной половой принадлежности. Приведены данные исследования. Показано, что общий положительный показатель жизнестойкости и ...

Влияние самоотношения на активность личности в интернет-среде

В статье рассматривается влияние самоотношения на то, как проявляется активность личность в интернет-пространстве. Рассматривается зависимость общения и деятельности пользователей в сети от таких особенностей как закрытость, самоуверенность, саморуко...

Особенности развития самосознания детей родителей с разным уровнем жизнестойкости

В данной статье теоретически раскрыта сущность понятий «жизнестойкость» и «самосознание», рассмотрены основные модели становления самосознания в онтогенезе. Представлены результаты практического исследования с целью определения самосознания у детей с...

Взаимосвязь созависимых отношений с феноменом психогенного переедания

Статья посвящена рассмотрению взаимосвязи созависимых отношений с феноменом психогенного переедания. Автор рассматривает разные типы нарушения пищевого поведения и приходит к выводу, что нарушением пищевого поведения экстернального и эмоциогенного ти...

Особенности восприятия пространства старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи

В статье раскрывается понятие восприятия пространства. Отражаются результаты экспериментального изучения особенностей и выявления уровня сформированности восприятия пространства у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Описываются промежуточные р...

Компенсирующее обучение как фактор повышения интереса к профессии среди студентов с девиантным поведением

В статье рассмотрены основные проблемные ситуации студентов «группы риска», дана характеристика девиантного поведения обучающихся, приведены задачи компенсирующего обучения с данным контингентом студентов, приведен анализ поведенческих реакций и псих...

Взаимосвязь смысло-жизненных ориентаций и уровня самоактуализации личности студентов

В статье рассмотрены психологические факторы и пути формирования самоактуализирующейся личности, показана роль смысло-жизненных ориентаций в процессе самоактуализации. Изучены смысло-жизненные ориентации и эмоционально-личностные особенности студенто...

Похожие статьи

Особенности самоэффективности спортсменов высшего мастерства

В статье раскрывается проблема самоэффективности спортсменов. Выявлено, что для спортсменов высшего мастерства преобладающими компонентами психологической готовности к тренировочной и соревновательной спортивной деятельности являются: средний уровень...

Субъективное благополучие в период поздней взрослости: структурный анализ

В статье основное внимание уделяется субъективному восприятию человека и процессам, посредством которых осуществляется оценка его удовлетворенности жизнью и благополучия. Учитывая разнообразие междисциплинарных исследований благополучия, в статье при...

Субъективное оценивание реализуемости базисных ценностей в городской среде и его взаимосвязь с личностным потенциалом вузовской молодежи

В статье рассматривается проблема субъективного оценивания реализуемости базисных ценностей в городской среде вузовской молодежью, а также влияние личностного потенциала на этот показатель. Приведены результаты экспериментального исследования. Устано...

Жизнестойкость и смысложизненные ориентации в студенческом возрасте (на примере студентов разной половой принадлежности)

В статье рассматривается проблема жизнестойкости и смысложизненных ориентаций в студенческом возрасте на примере студентов различной половой принадлежности. Приведены данные исследования. Показано, что общий положительный показатель жизнестойкости и ...

Влияние самоотношения на активность личности в интернет-среде

В статье рассматривается влияние самоотношения на то, как проявляется активность личность в интернет-пространстве. Рассматривается зависимость общения и деятельности пользователей в сети от таких особенностей как закрытость, самоуверенность, саморуко...

Особенности развития самосознания детей родителей с разным уровнем жизнестойкости

В данной статье теоретически раскрыта сущность понятий «жизнестойкость» и «самосознание», рассмотрены основные модели становления самосознания в онтогенезе. Представлены результаты практического исследования с целью определения самосознания у детей с...

Взаимосвязь созависимых отношений с феноменом психогенного переедания

Статья посвящена рассмотрению взаимосвязи созависимых отношений с феноменом психогенного переедания. Автор рассматривает разные типы нарушения пищевого поведения и приходит к выводу, что нарушением пищевого поведения экстернального и эмоциогенного ти...

Особенности восприятия пространства старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи

В статье раскрывается понятие восприятия пространства. Отражаются результаты экспериментального изучения особенностей и выявления уровня сформированности восприятия пространства у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Описываются промежуточные р...

Компенсирующее обучение как фактор повышения интереса к профессии среди студентов с девиантным поведением

В статье рассмотрены основные проблемные ситуации студентов «группы риска», дана характеристика девиантного поведения обучающихся, приведены задачи компенсирующего обучения с данным контингентом студентов, приведен анализ поведенческих реакций и псих...

Взаимосвязь смысло-жизненных ориентаций и уровня самоактуализации личности студентов

В статье рассмотрены психологические факторы и пути формирования самоактуализирующейся личности, показана роль смысло-жизненных ориентаций в процессе самоактуализации. Изучены смысло-жизненные ориентации и эмоционально-личностные особенности студенто...

Задать вопрос