В статье описывается использование традиционных методов народной педагогики в нравственном воспитании детей дошкольного возрастав условиях современного общества. Раскрываются сущность, приемы и методы русской народной педагогики, используемые в нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: патриотическое воспитание дошкольников, народные подвижные игры, традиционная культура.
Патриотическое воспитание актуально во все времена, и патриотическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС становится особенно актуальным в современных условиях. Об этом необходимо помнить и родителям, и воспитателям, в связи с тем, что заметен приоритет материальных ценностей над духовными. Развивать духовность в наших детей — наш священный долг. И мы должны делать это для глубокого развития духовных качеств, чувства патриотизма и уважения к окружающим.
Цель патриотического воспитания — создать цивилизованное общество, в котором граждане будут уважать друг друга. Важно, чтобы дети понимали, что представляет собой историческое наследие и как много сделала Родина для того, чтобы современное поколение могло жить хорошо. Цели патриотического воспитания заключаются, в том, чтобы дети учились не ненавидеть другие страны, а любить и ценить свою собственную. Это великое чувство формируется с самых ранних лет.
Любая концепция и направление патриотического воспитания дошкольников должны быть приравнены к детям определенной возрастной группы: то, что может быть приемлемо в старшем дошкольном возрасте, может вообще не восприниматься младшим дошкольником и наоборот. Работа должна вестись с широким использованием педагогических средств: изобразительных материалов, художественной литературы, музыкальных произведений и предметов народного и прикладного искусства, кинолент, слайдов, мини-музеев.
Еще в прошлом веке исследователи начали обращаться к народным играм, чтобы понять их значение для развития ребенка. Одним из первых исследователей в этой области был педиатр Е. А. Покровский. На материале большого количества народных игр он доказал их значение для физического и умственного развития ребенка. Язык-компаньон народных игр — чтение, пение, ролевые игры, специальные словосочетания, регулирующие ход игры, — они наилучшим образом удовлетворяют потребности дошкольного детства.
Народные игры являются неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Они отражают образ жизни людей, их труд, их жизнь, их национальные нормы и представления о чести, мужестве, мужестве, желании, обладании силой, ловкостью, выносливостью, находчивостью, настойчивостью, находчивостью. Радость от упражнений связана с духовным обогащением детей.
Особенность народных игр в том, что они с моральной основой учат ребенка находить гармонию с окружающим миром. Дети имеют стабильное, заинтересованное, уважительное отношение к культуре своей родины и создают эмоционально позитивную основу для развития патриотических чувств.
По содержанию народные игры кратки, выразительны и доступны для ребенка. Они вызывают активную мыслительную работу, способствуют расширению кругозора, проясняют представления об окружающем мире. В конце игры вы должны положительно оценить действия детей, которые проявили мужество, ловкость, настойчивость и взаимопомощь.
Народные игры в сочетании с другими педагогическими средствами составляют основу формирования гармонично развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.
Важным аспектом в системе патриотического воспитания является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс. Только опираясь на семью, мы вместе сможем решить главную проблему: воспитать человека с большой буквы, человека — патриота своей страны. Много места отводится совместной деятельности детей и их родителей: проведение родительских собраний имеет морально-патриотическую направленность, участие родителей в совместной игровой деятельности, участие родителей в спортивных и музыкальных праздниках с морально-патриотической направленностью, общее оснащение территории детского сада, тематические выставки поделок, рисунки о деревне или городе, сделанные родителями вместе с детьми. Такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей.
Таким образом, при воспитании ребенка важно, чтобы он научился ценить и любить свою родину. Не менее важно, чтобы воспитатели уделяли достаточно времени вопросам, связанным с историей их страны. Цели патриотического воспитания заключаются, прежде всего, в том, чтобы маленькие граждане учились не ненавидеть другие страны, а любить и ценить свою собственную. Это великое чувство формируется с самых ранних лет.
Каждый воспитатель должен понимать, какая огромная ответственность ложится на него. Воспитатели должны готовить будущих защитников Родины. Но в современном мире сделать это не так-то просто. Только человек с высокой квалификацией способен не только понять цели нравственного и патриотического воспитания, но и правильно преподнести их подрастающему поколению. Поэтому воспитателям рекомендуется периодически посещать специализированные семинары и общаться с более опытными коллегами. При воспитании патриотов большое внимание уделяется организации музеев, выставок, клубов и других мероприятий в дошкольных образовательных учреждениях, которые помогут детям более четко понять свое предназначение и цели патриотического воспитания.
Литература:
- Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников /Н. В. Алешина. — М.: ЦГЛ, 2005. — 256 с.
- Бурнашева Л. А. Народная педагогика и ее характерные черты / Л. А. Бурнашева, Л. Х. Газгиреева // Материалы МНПК «Современные концепции развития науки». — Пятигорск, 2017. — С. 58–61.
- Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) М.: «Издательство Скриптирий 2003», 2012. — 112 с.
- Логинова Л. В. Что может герб нам рассказать… (Нетрадиционные работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию.) М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009. — 72 с.
- Лыкова В. Я. Народная педагогика как средство воспитания личности / В. Я. Лыкова // Аксиологические проблемы педагогики. — 2016. — № 7. — С. 121–126.
- Маркова В. А., Данилина Л. М., Прасолова З. Г. Воспитание у дошкольников любви к малой Родине. — Краснодар: «Традиция», 2007. — 64 с.
- Мерджанова Б. М. Воспитательные средства народной педагогики / М. Б. Мерджанова // Проблемы педагогики. — 2016. — № 11. — С. 17–19.
- Романенко О. Г., Дорошина Т. В., Григорян К. И. Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012.