В статье рассмотрены особенности формирования метазнаний, сущность метапредметности в образовании, а также особенности метадеятельности.
Ключевые слова: метазнания, метадеятельность, метапредметный подход, знания и навыки, качество образования.
Мир учащихся находится в будущем, которое мы не можем предсказать и в котором знания и навыки, полученные в школе, постепенно устаревают. Хотя прошлое и позволяет на чем-то основываться и понимать, почему все так, а не иначе. Единственное, чему действительно может научить школа — это понимать наличие и роль ценностей, с которыми мы хотели бы жить в этом мире. Именно обучение в реальном мире делает школу значимой для ученика и оправданной для всего общества. Но невозможно научить пониманию и ценностям без получения реального опыта на практике, не делая своих ошибок [2, с. 27].
Большая часть опыта, который ученики получают в школах, является косвенным или опосредованным. Благодаря технологиям и Интернету мы берем чужую информацию и строим на ней свои ценности. Существует значительное увеличение опосредованного опыта за счет прямого контакта, и в результате возникает риск создания нереалистичных ожиданий. Это, безусловно, оказывает влияние на социальное поведение, совесть и нравственность воспитанников [4, с. 43].
Тем не менее, многие исследователи считают, что любой предмет может развить уважение и ответственность у молодого поколения. Многие затрагивают вопрос формирования метазнаний в процессе образования. О метапредметных знаниях известно давно, но всерьез заинтересовались данным подходом в обучении последние двадцать лет.
Метапредметный подход открывает новые образовательные возможности и предъявляет новые требования к подготовке педагогических кадров, так как предполагает современные подходы к работе с формированием мировоззрения детей, с их самоопределением, с обретением ими самостоятельной активности и устремлений в понимании мира вокруг нас.
Одним из факторов, влияющих на ход обучения и результаты учеников, является установление обязательного содержания образования. Достижение ожидаемых результатов обучения в отдельных областях очень низкое. Одной из причин этого является тот факт, что современные рамки и школьные программы слишком объемны и содержат слишком много образовательного содержания.
Исследователи отмечают, в обучении по-прежнему сильно представлено именно фронтальное обучение (78,8 %), за ним следует самостоятельная работа учащихся (56,2 %) и, наоборот, только на каждом пятом уроке (22,4 %) более значительное представительство групповой работы, у каждого восьмого ученика (13,7 %) работа в паре. На занятиях значительно преобладают учителя, а ученики менее активны, обучение не может быть индивидуализировано, на уроках целенаправленно не формируются установки и умения учеников, доминирует направленность на знания, отсутствует систематическая поддержка и развитие функциональной грамотности учащихся [1, с. 20].
Здесь нет места для закрепления и развития навыков и установок, более активной роли учеников или применения форм и методов обучения (например, командное решение задач, исследовательское обучение, экспериментальная деятельность). В то же время ясно, что неклассические методы обучения часто оказывают большее влияние и могут привести учеников к лучшим результатам в учебе.
Исследователи подчеркивают необходимость последовательно учитывать взаимосвязь между предметными знаниями, функциональной грамотностью и ключевыми компетенциями, а также укреплять прикладной компонент (грамотность, компетенции) в образовании. Для реального достижения профессиональных результатов образования и компетенций необходимо эффективно выбирать актуальные методы и формы обучения, использовать отраженное сотрудничество педагогов между собой.
Особенно важно, чтобы будущие учителя усвоили как можно больше знаний из своей области, потому что тогда они не столкнутся с ними нигде в таком объеме. Они успевают учиться в течение первых двух месяцев, как только начинают преподавать в школах. Тяжело научить студентов работать вместе, если учителя сами этого не умеют [5, с. 85].
В настоящее время рассматриваются возможности изменения концепции обучения. Многие учителя считают, что роль учителя заключается в том, чтобы ученикам было легче найти ответы на свои вопросы. Поэтому есть надежда на изменение концепции подготовки учителей в области преподавания [3, с. 124].
Метадеятельность позволяет получить метазнания и метаспособы будущего педагога. При таком подходе к обучению появляется возможность развития способности не только воспринимать, усваивать, но и перерабатывать информацию на более высоком уровне.
Таким образом, можно сделать вывод, что постоянные изменения, происходящие в политической, социально-экономической и духовной жизни нашего общества требуют серьезного переосмысления целей и задач профессионального педагогического образования. В контексте идеи оптимизации всех педагогических процессов, метапредметная педагогика обретает особую важность, так как актуализирует важные критерии в обученности: самостоятельность; умение ориентироваться в большом количестве информации; включение в содержание образования культурологических способов, средств мышления и творческой деятельности, что увеличивает ее значимость в подготовке педагогических кадров.
Литература:
- Ахромова, А.Г. Реализация универсальных компетенций в процессе обучения по направлению подготовки педагогическое образование / А. Г. Ахромова, Н. В. Иванова, К. Р. Саакова // Интегрированные коммуникации в спорте и туризме: образование, тенденции, международный опыт. — 2021. — № 1. — С. 19–23.
- Банникова Т. А. Особенности компетентностного подхода в подготовке современных специалистов в сфере физической культуры и спорта / Т. А. Банникова, В. В. Суворов, Н. А. Амбарцумян, Е. А. Кузенко // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации. — 2018. — № 1. — С. 26–28.
- Бархаев, Б. П. Психология и педагогика профессиональной деятельности / Б. П. Бархаев, А. Г. Караяни, В. Ф. Перевалов и др. — М.: Воениздат, 2018. — 488 c.
- Куцебо, Г. И. Общая и профессиональная педагогика. Учебное пособие для вузов / Г. И. Куцебо, Н. С.Пономарева. — М.: Юрайт, 2019. — 128 с.
- Шаповал, Ю. Р. Метапредметность в образовании. Актуальность и перспективы / Ю. Р. Шаповал // Вестник науки и образования. — 2019. — № 10. — С. 84–87.