В статье рассматриваются изменения в стратегиях бизнеса, в конкурентоспособности фирм, приводятся новые возможности продвижения и набор клиентской базы, выявление новых источников дохода. Анализируются внедрения новых методов ведения бизнеса в условиях цифровой трансформации и цифровой экономики.
Ключевые слова: цифровая трансформация, цифровая экономика, бизнес-модель, инновационная бизнес-модель.
Цифровая трансформация представляет собой принципиальное изменение продуктов операционной и бизнес-концепции организации посредством прорывных технологий.
Понятие «прорывные технологии» в последнее время постоянно фигурирует в медиапространстве и в иных сферах жизнедеятельности. Нередко приходится видеть и слышать такие слова и фразы, как «дополненная реальность», «блокчейн», «искусственный интеллект» и т. п. Подобные технологии в английском языке характеризуются как «разрушительные» (Disruptive). Для носителя русского языка данное понятие имеет деструктивную смысловую окраску, поэтому при переводе мы используем понятие «прорывные». Употребление именно этого слова не случайно: технологические новшества принципиально меняют бизнес, экономику, людей на индивидуальном уровне и общество в целом. Электричество, Интернет, компьютеры и паровой двигатель тоже были когда-то технологическими прорывами [1, c. 53].
Такие технологии увеличивают значение бизнеса, поскольку оптимизируют производительность и эффективность компании [2, c. 66]. Это средство, позволяющее создавать новые необходимые потребителям продукты, которые приносят компании существенную прибыль. Увеличивается прибыль организации, растет ее инвестиционная привлекательность. Возможности экономического развития сегодня в значительной степени определяются принципиально новыми технологиями.
Цифровое преобразование актуально для всех сфер общественной жизни. Осуществление банковских операций в онлайн-режиме, блокчейн-реестры, маркетплейсы, техподдержка, осуществляемая ботами, использование в сфере медицинской диагностики или рекламы dig data и нейросетей — это список, далеко не исчерпывающий возможности современных технологий. Такие новшества могут использоваться в сферах образования, торговли, страхования, рекламы и т. д.
Компании, проигнорировавшие стремительный взлет современных технологий, оказываются в крайне невыгодном положении с точки зрения возможности конкурировать с другими организациями, которые, использовав новые технологические средства, вырвались далеко вперед. Например, компанией Uber был поглощен почти каждый незначительный сервис такси. Также и Airbnb все чаще является причиной убытков организаций, которые придерживаются традиционных моделей в гостиничном деле [3, c. 1615].
Информационно-цифровой экономике присущи такие отличительные черты, как глобальность, использование нематериальных благ (информации, сетевых принципов для координации общества и рынка, идей, взаимоотношений) [4, c. 198].
Экономика цифрового типа испытывает на себе влияние машин, в то время как виртуальный мир оказывает существенное влияние на мир реальный. Подобные отличительные черты и обуславливают появление новых возможностей, иных форм общества и рынка.
Западные авторы считают, что преобразование бизнеса, связанное с информационными технологиями, проходит настолько значительными темпами и достигает такого размаха, что ряд специалистов усматривают в этом не только плюсы, но и минусы, которые заключаются в наличии некоторой опасности. Сегодня цифровые новшества используются многими организациями для улучшения качества своих услуг и продукции. Это позволяет также преобразовывать модели, используемые в бизнесе [5].
Сильное воздействие на бизнес и его представителей оказали итоги четвертой промышленной революции. Представители мира бизнеса все чаще используют цифровые новшества, соединяя цифровизацию и производство [6]. Возможности и преимущества, которые дают цифровые средства, воистину огромны, однако на сегодняшний день их распределение все еще неравномерно [7, c. 23].
После проведенного анализа источников, посвященных данной теме, можно сделать вывод, что новые технологии воздействуют на:
— организационные и деловые возможности бизнес-структур, на способность выбора оптимальной стратегии в области маркетинга;
— ресурсное обеспечение бизнеса: при влиянии цифровизации вчерашние конкуренты сегодня могут превратиться в партнеров, используя, скажем, единую платформу;
— трансакционные и производственные издержки (управленческие, организационные, коммуникационные, связанные с получением, обработкой, хранением данных); при значительном уровне цифровизации они существенно понижаются или исчезают;
— эффект масштаба, сетевой эффект, которые приобретают глобальный характер [8, c. 311].
Сегодня преобразование, осуществляемое с помощью новейших технологий, представляет собой популярную для обсуждения тему, невзирая на то, что цифровые услуги и продукты — явление не совсем новое, и было предметом обсуждения еще в девяностых годах прошлого столетия.
В те времена одним из основных рекламных каналов для любой продукции были СМИ, позволявшие доносить рекламную информацию до множества потенциальных клиентов, однако покупки производились в оффлайн-режиме посредством наличных средств.
Период 2000–2015 гг. продемонстрировал существенный рост количества цифровых устройств, социальных сетей, и это закономерно повлияло на методы, используемые для связи компаний с клиентами. Уменьшился срок реакции компании на запрос клиента, выросло число возможных каналов для взаимодействия. В 2018 г. в России цифровизация интересовала только чуть больше трети компаний. Через два года интерес к этой теме появился более чем у 60 % организаций. Руководители начали понимать необходимость освоения и использования цифровых средств [9, c. 31].
Появилось осознание новых возможностей, которые, в частности, позволяют компаниям и клиентам взаимодействовать в новом формате. Такой формат позволяет использовать индивидуальный подход и осуществлять взаимодействие в реальном времени. В качестве неплохого примера интеграции цифровых средств и высокого уровня маркетинговой ориентации в сторону клиентов можно привести Amazon, ставший известным супермаркетом, хотя изначально он являлся ничем не выделяющимся магазином книг. Растущие возможности платежей позволили расширить торговлю в онлайн режиме и создать в сети необходимые точки для продаж.
Результаты экспертного опроса, проведенного НИУ ВШЭ в 2020 г., показывают неравномерное развитие спроса на передовые цифровые технологии по секторам экономики и социальной сферы России (таблица 1).
Таблица 1
Спрос на передовые цифровые технологии в секторах экономики и социальной сферы в Российской Федерации, %, усредненная доля ответов респондентов
Цифровые технологии |
Сельское хозяйство |
Топливно-энергетический комплекс |
Промышленность |
Строительство |
Финансовый сектор |
Транспорт и логистика |
Здравоохранение |
Искусственный интеллект |
5,3 |
10,4 |
8,0 |
2,7 |
38,0 |
12,5 |
23,2 |
Квантовые технологии |
2,4 |
26,7 |
2,4 |
2,8 |
29,8 |
14,2 |
21,7 |
Новые производственные технологии |
13,0 |
25,5 |
14,5 |
22,5 |
11,0 |
8,4 |
5,0 |
Робототехника |
15,3 |
9,6 |
16,1 |
7,5 |
2,4 |
23,6 |
25,5 |
Системы распределенного реестра |
2,6 |
14,6 |
5,3 |
14,8 |
32,8 |
14,8 |
15,1 |
Технологии беспроводной связи |
1,7 |
37,5 |
10,8 |
5,8 |
14,2 |
22,5 |
7,5 |
Виртуальная и дополненная реальность |
4,2 |
19,3 |
4,2 |
31,6 |
1,3 |
6,3 |
33,1 |
В среднем по всем цифровым технологиям |
6,4 |
20,5 |
8,8 |
12,5 |
18,5 |
14,6 |
18,7 |
Источник: расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по данным опроса экспертов.
По данным оценкам, они наиболее востребованы в ТЭК, здравоохранении и финансовом секторе. По уровню затрат на цифровые продукты и сервисы лидерами являются финансовый сектор и промышленность. При этом именно финансовые организации инвестируют наиболее интенсивно — суммарные вложения составили 8,9 % ВДС отрасли в 2021 г. Те же отрасли лидируют по индексу цифровизации. Таким образом, неравномерность финансирования в значительной степени определяет различия в достигнутом уровне цифровизации [10, c. 82].
В соответствии с результатами экспертного опроса и оценками ИСИЭЗ НИУ ВШЭ спрос на передовые цифровые технологии в 2020 г. оценивался на уровне 41,5 млрд р. с перспективой роста в 14 раз к 2030 г. до 587,5 млрд р. (рисунок 1).
Рис. 1. Спрос на передовые цифровые технологии в обрабатывающей промышленности в 2020–2030 гг., млрд р.
Рассмотрим следующий пример. Компания Apple использовала персональный помощник (Siri) в составе производимой ею продукции. Посредством этого нововведения организация обрабатывает сведения индивидуального характера, касающиеся пользователей. Устройства исследуют потребности, осуществляют прогнозы, помогают выбрать оптимальный вариант и осуществить его, создавая личную сферу индивидуума [11, c. 21].
Организация Big Data Technologies может послужить еще одним хорошим примером. Именно прогресс цифровых средств дал этой организации возможность предложить клиентам новый тип услуг, создать необходимые приложения, собрать, проанализировать нужную информацию, оценить имеющиеся варианты и т. п. [12, c. 84].
Таким образом, цифровое преобразование бизнес-модели есть существенный фактор, позволяющий увеличивать жизнеспособность организации и занимать выгодные конкурентные позиции. Этот фактор обуславливает появление рабочих мест, новых специальностей, ведет к переменам в различных областях общественной жизни. Использование компаниями технологических новшеств ведет к совершенствованию бизнес-среды. Отсюда следует понимать, что цифровая трансформация не может происходить без некоторых навыков, предполагающих извлечение информации, обмен информацией, анализ и преобразование информации с целью придания ей оптимальной формы.
Литература:
- Озорнин, С. Ю. Проблемы цифровой трансформации предприятий: управленческий аспект / С. Ю. Озорнин, Н. Г. Терлыга // Евразийский союз ученых. — 2020. — № 4–7(73). — С. 49–59.
- Рогатных Е. Б. Влияние цифровизации на развитие современной мировой экономики // Экономика и управление: проблемы, решения. 2017. № 11. Т. 5. C. 64–70.
- Аренков И. А., Смирнов С. А., Шарафутдинов Д. Р., Ябурова Д. В. Трансформация системы управления предприятием при переходе к цифровой экономике // Российское предпринимательство. — 2018. — Том 19. — № 5. — С. 1711–1722.
- Лясковская, Е. А. Трансформация капитала в современной экономике: цифровой капитал данных / Е. А. Лясковская // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. — 2021. — Т. 15. — № 3. — С. 196–200.
- Fitzgerald, M., Kruschwitz, N., Bonnet, D. and Welch, M. (2013) Embracing Digital Technology, MIT Sloan Management Review.
- Nissen V., Lezina T., Saltan A. (2018) The Role of IT-Management in the Digital Transformation of Russian Companies. Foresight and STI Governance, vol. 12, no 3, pp. 53–61
- Митяева Н. В., Заводило О. В. Барьеры цифровой трансформации и пути их преодоления // Вестник СГСЭУ. —2019. — № 3 (77). — С. 20–24.
- Пикетти Т. Капитал в XXI веке: монография. М.: Ад Маргинем Пресс, 2016. — 592 с.
- Сафрончук М. В. Глобализация и экономический рост // Экономика и управление: проблемы, решения. 2017. № 4. — С. 26–32.
- Цифровые технологии в российской экономике / К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг, В. В. Дементьев и др.; под ред. Л. М. Гохберга; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: НИУ ВШЭ, 2021. — 116 с.
- Тюкавкин Н. М. Процессы трансформации информационных систем экономики в цифровую среду // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. — 2020. — Т.11. — № 2.
- Молчанова С. М. Влияние цифровой трансформации на стратегическое обновление компаний / С. М. Молчанова // Экономика и управление: проблемы, решения. — 2021. — Т.3. — № 9(117). — С. 82–86.