Моделирование сварочных напряжений и деформаций в монтажном шве вертикального резервуара с помощью программного комплекса ANSYS | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №17 (412) апрель 2022 г.

Дата публикации: 27.04.2022

Статья просмотрена: 220 раз

Библиографическое описание:

Димитров, А. И. Моделирование сварочных напряжений и деформаций в монтажном шве вертикального резервуара с помощью программного комплекса ANSYS / А. И. Димитров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 17 (412). — С. 17-21. — URL: https://moluch.ru/archive/412/90807/ (дата обращения: 17.10.2024).



В монтажном шве вертикальных цилиндрических резервуаров в процессе сварки возникают напряжения и деформации. При неверном расчете данных явлений может произойти авария во время эксплуатации, поэтому при проектировании необходимо корректно определять значения остаточных напряжений и деформаций. В статье рассматривается монтажный стык стенки резервуара, который проваривают на финальной стадии монтажа стенки, будут определены остаточные напряжения и деформации после охлаждения конструкции.

Ключевые слова: строительство, резервуары, сварочные напряжения, деформации.

Сварочные напряжения и деформации — одни из самых сложных термических явлений, которые возникают во время сварки при плавлении металла. В стенках резервуаров часто возникают значительные остаточные деформации, вследствие их относительно небольшой жесткости.

По статистике Международного института сварки, проведенного в 70-е года около 13 % аварий, пришлось на влияние остаточных напряжений. Исходя из этих данный можно сделать вывод, что существует необходимость в расчете сварочных напряжений при проектировании резервуаров.

С помощью программного комплекса ANSYS можно за моделировать процесс сварки элементов расширениями Moving Heat Source и Welding Distortion. Для данной задачи вследствие наличия длинных сварных швов оптимальнее выбрать Moving Heat Source, т. к. он требует меньше ресурсов.

В качестве модели была выбрана часть стенки резервуара, она выделена красным (рис. 1)

Вертикальный цилиндрический резервуара

Рис. 1 Вертикальный цилиндрический резервуара

С помощью программы SpaceClaim была построена данная модель, затем в программе ANSYS была задана сетка конечных элементов со сгущением в зоне сварного шва (Рис. 2).

Модель стенки с сеткой конечных элементов.

Рис. 2. Модель стенки с сеткой конечных элементов.

Для данной модели была выбрана сталь 12Х18Н10Т, которая используется в резервуарах, в которых хранятся криогенные жидкости, а также кислоты, щелочи и соли. Температура жидкости в резервуаре может опускаться до -196 и подниматься до +600℃. Сталь относится к аустенитному классу. Характеристики коэффициента линейного расширения и модуля упругости представлены на рисунках 3 и 4.

Зависимость коэффициента линейного расширения от температуры.

Рис. 3. Зависимость коэффициента линейного расширения от температуры.

Зависимость модуля упругости от температуры.

Рис. 4. Зависимость модуля упругости от температуры.

Температура окружающей среды была смоделирована параметром Convection, зависящим от температуры тела (Рис. 5).

Параметр конвекции

Рис. 5. Параметр конвекции

Граничные условия закрепления для модели — жесткая заделка нижних и боковых граней пластин.

Далее в блоке Transient Thermal был за моделирован тепловой поток, имитирующий процесс сварки пластин с помощью расширения Moving Heat Source. Скорость сварки составила 5 м/с, мощность теплового потока 3х10 7 Вт/м, радиус сварного шва — 5 мм. Общее время сварки швов с двух сторон составило 4000 с, далее идет процесс охлаждения 600с. Параметры одного из тепловых потоков представлены на рисунке 6.

Параметры теплового потока

Рис. 6. Параметры теплового потока

В результате расчета в блоке Transient Thermal и Static Structural были получены значения остаточных деформаций и напряжений.

Максимальные перемещения составили 2,99 мм (Рис. 7), максимальные остаточные напряжения составили 338 Мпа (Рис. 8).

Результаты остаточных деформаций

Рис. 7. Результаты остаточных деформаций

Результаты остаточных напряжений

Рис. 8. Результаты остаточных напряжений

В результате моделирования были получены существенные значения сварочных напряжений и деформаций, из чего можно сделать вывод о значительном негативном влиянии данного явления на работоспоспособность листовых конструкций в вертикальных стальных резервуарах. Эти результаты свидетельствуют о необходимости дальнейших изучений остаточных напряжений во избежание аварий.

Литература:

1. В. А. Винокуров. Сварочные деформации и напряжения // «Машиностроение», 1968.

2. Пособие по проектированию стальных конструкций (к СНиП II-23–81) // ЦИТП, Москва, 1989.

3. С. М. Куперишвили. Разрушения в процессе эксплуатации вертикальных цилиндрических резервуаров со стационарной крышей [Электронный ресурс] URL: https://www.himstalcon.ru/articles/razrusheniya-v-protsesse-ekspluatatsii-vertikalnyih-tsilindricheskih-rezervuarov-so-statsionarnoy-kryishey (Дата обращения: 05.02.2022)

4. А. Х. Монфаред, А. Ф. Пантеленко. Математическое моделирование сварочных деформаций в тонких пластинах // Белорусский национальный технический университет, 2011. — 7 с.

5. Б. С. Касаткин. Напряжения и деформации при сварке // Вища школа, 1987.

Основные термины (генерируются автоматически): ANSYS, напряжение, деформация, тепловой поток, линейное расширение, резервуар, сварной шов.


Ключевые слова

строительство, деформации, резервуары, сварочные напряжения

Похожие статьи

Анализ основных дефектов и способов восстановления деталей автомобилей типа «вал» и «ось»

Детали типа «вал» или «ось» присутствуют в любом механизме и играют важную роль в обеспечении функциональной работоспособности узлов и агрегатов. В процессе работы валы и оси подвергаются эксплуатационным нагрузкам, в результате чего могут возникать ...

Применение сильфонных компенсаторов на трубопроводах при обустройстве кустов скважин

Целью данной статьи является освещение проблемы разработки новых технологических решений обустройства кустовых площадок месторождений в Тюменской области. Авторами определяются возможность и целесообразность использования сильфонных компенсаторов на ...

Исследование напряженно-деформированного состояния траверсы литейного крана

Влияние концентраторов напряжений на работоспособность сварных конструкций весьма велико, это главный фактор, который существенным образом понижает прочность. Неравномерность распределения напряжений в деталях и сварных соединениях влияет на их несущ...

Разработка организационно-технологических решений новых методов крепления стеновых панелей

В статье затрагивается тема соединения стеновых панелей друг с другом, а также передача усилий сдвига через соединения элементов. Для создания надежного соединения стык затем заливается бетоном. Другая возможность заключается в предварительном изгибе...

Особенности расчета элементов конструкций из тонкостенных профилей

В данной статье приведен краткий обзор отечественных и зарубежных исследований, посвященных особенностям тонкостенных стальных конструкций и методикам их расчета. Целью будущего исследования является анализ напряженно-деформированного состояния элем...

Исследование и разработка технико-технологических рекомендаций по допуску эксплуатационной колонны в горизонтальный участок длиной 2000 метров

Направленное горизонтальное бурение — наиболее производительный и эффективный способ расширения. В последние годы с увеличением проектных отметок скважин наиболее частым явлением стало такое осложнение, как отказ обсадных колонн на проектную глубину....

Восстановление рабочей поверхности гильз цилиндров двигателей внутреннего сгорания автомобилей

Гильзы цилиндров ДВС подвергается значительным нагрузкам в процессе работы. Жесткие условия эксплуатации гильз цилиндров приводят к появлению разнообразных дефектов, которые необходимо устранять для обеспечения работоспособности ДВС. Для каждого вида...

Разработка методики определения параметров упрочнения цементацией зубчатых колес при ремонте

В данной работе рассмотрена методика, основанная на анализе расположения эпюр изменения по сечению детали механических свойств, остаточных и рабочих напря-жений. Предложенная методика может расчетным путем определить глубину упроч-ненного слоя, велич...

Моделирование остаточных деформаций в сварных швах с помощью программного комплекса ANSYS

Неравномерный температурный нагрев, возникающий при сварке в элементах конструкции сопровождается появлением в них внутренних напряжений и остаточных деформаций. Прогнозирование и расчёт этих параметров является одной из приоритетных задач, так как э...

Анализ способов восстановления посадочных отверстий корпусных деталей машин

При эксплуатации, по вине агрегатов трансмиссии, происходит от 20 до 40 % всех отказов. На долю корпусных деталей (КД) приходится около 16 % отказов. Наибольшая повторяемость дефектов характерна для посадочных отверстий (ПО) под подшипники и стаканы....

Похожие статьи

Анализ основных дефектов и способов восстановления деталей автомобилей типа «вал» и «ось»

Детали типа «вал» или «ось» присутствуют в любом механизме и играют важную роль в обеспечении функциональной работоспособности узлов и агрегатов. В процессе работы валы и оси подвергаются эксплуатационным нагрузкам, в результате чего могут возникать ...

Применение сильфонных компенсаторов на трубопроводах при обустройстве кустов скважин

Целью данной статьи является освещение проблемы разработки новых технологических решений обустройства кустовых площадок месторождений в Тюменской области. Авторами определяются возможность и целесообразность использования сильфонных компенсаторов на ...

Исследование напряженно-деформированного состояния траверсы литейного крана

Влияние концентраторов напряжений на работоспособность сварных конструкций весьма велико, это главный фактор, который существенным образом понижает прочность. Неравномерность распределения напряжений в деталях и сварных соединениях влияет на их несущ...

Разработка организационно-технологических решений новых методов крепления стеновых панелей

В статье затрагивается тема соединения стеновых панелей друг с другом, а также передача усилий сдвига через соединения элементов. Для создания надежного соединения стык затем заливается бетоном. Другая возможность заключается в предварительном изгибе...

Особенности расчета элементов конструкций из тонкостенных профилей

В данной статье приведен краткий обзор отечественных и зарубежных исследований, посвященных особенностям тонкостенных стальных конструкций и методикам их расчета. Целью будущего исследования является анализ напряженно-деформированного состояния элем...

Исследование и разработка технико-технологических рекомендаций по допуску эксплуатационной колонны в горизонтальный участок длиной 2000 метров

Направленное горизонтальное бурение — наиболее производительный и эффективный способ расширения. В последние годы с увеличением проектных отметок скважин наиболее частым явлением стало такое осложнение, как отказ обсадных колонн на проектную глубину....

Восстановление рабочей поверхности гильз цилиндров двигателей внутреннего сгорания автомобилей

Гильзы цилиндров ДВС подвергается значительным нагрузкам в процессе работы. Жесткие условия эксплуатации гильз цилиндров приводят к появлению разнообразных дефектов, которые необходимо устранять для обеспечения работоспособности ДВС. Для каждого вида...

Разработка методики определения параметров упрочнения цементацией зубчатых колес при ремонте

В данной работе рассмотрена методика, основанная на анализе расположения эпюр изменения по сечению детали механических свойств, остаточных и рабочих напря-жений. Предложенная методика может расчетным путем определить глубину упроч-ненного слоя, велич...

Моделирование остаточных деформаций в сварных швах с помощью программного комплекса ANSYS

Неравномерный температурный нагрев, возникающий при сварке в элементах конструкции сопровождается появлением в них внутренних напряжений и остаточных деформаций. Прогнозирование и расчёт этих параметров является одной из приоритетных задач, так как э...

Анализ способов восстановления посадочных отверстий корпусных деталей машин

При эксплуатации, по вине агрегатов трансмиссии, происходит от 20 до 40 % всех отказов. На долю корпусных деталей (КД) приходится около 16 % отказов. Наибольшая повторяемость дефектов характерна для посадочных отверстий (ПО) под подшипники и стаканы....

Задать вопрос