Взаимодействие Президента РФ с судебной властью | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №17 (412) апрель 2022 г.

Дата публикации: 27.04.2022

Статья просмотрена: 7007 раз

Библиографическое описание:

Опиев, Ч. Б. Взаимодействие Президента РФ с судебной властью / Ч. Б. Опиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 17 (412). — С. 227-230. — URL: https://moluch.ru/archive/412/90811/ (дата обращения: 15.11.2024).



В настоящей статье рассматриваются вопросы взаимодействия Президента РФ с судебной властью, а также назначение на должность судей судебной системы РФ, порядок прекращения полномочий судей с акцентом на изменения, внесённые Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ. Автором предлагается ряд изменений, направленных на обеспечение независимости судейского корпуса, а также гармонизацию отношений между органами государства при реализации ими предусмотренных законом полномочий.

Ключевые слова: Президент РФ, судебная власть, Конституционный Суд РФ, статус судей, конституционная реформа, предварительный конституционный контроль.

The article deals with the interaction between the President of the Russian Federation and the judiciary, as well as the appointment of judges to the Russian judicial system, the order of termination of powers of judges with an emphasis on the changes introduced by the Russian Federation Law on Amendment to the Russian Federation Constitution of 14.03.2020. The author proposes a number of changes aimed at ensuring the independence of the judiciary, as well as the harmonization of relations between state bodies in the implementation of their powers stipulated by law

Keywords: The President of the Russian Federation, judicial branch, The Constitutional Court of the Russian Federation, status of judges, constitutional reform, preliminary constitutional review.

Вопросы взаимоотношений Президента РФ и органов судебной власти в результате проводимой конституционной реформы необходимо проследить через сферы их взаимодействия, а именно: порядок назначения и отстранения от должности судей судебной системы РФ.

В соответствии со ст. 128 Конституции РФ Председатель Конституционного Суда РФ, заместитель Председателя Конституционного Суда РФ и судьи Конституционного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ, заместители Председателя Верховного Суда РФ и судьи Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ [1].

Положение ч. 1 ст. 128 по сравнению с прошлой редакцией Конституции РФ (от 21.07.2014) было конкретизировано указанием на назначение Президентом РФ председателей и заместителей председателей двух высших судебных органов судебной системы РФ. Данные правовые нормы ранее находились в Федеральных конституционных законах «О Конституционном Суде РФ» (ст. 23) и «О Верховном Суде РФ» (ст. 12, 13).

Указанные изменения, безусловно, демонстрируют особую важность статуса председателей двух высших судов, однако, одновременно на конституционном уровне подчеркивается, что данный вопрос решает глава государства. Именно Президент РФ является тем субъектом права, который может представлять Совету Федерации РФ кандидатуры для назначения на должность судей (в том числе председателей и заместителей) высших судебных органов судебной системы РФ [11, с.26].

Стоит отметить, что процедура назначения на должность судей как Конституционного Суда, так и Верховного Суда РФ достаточно сложная.

Немаловажную роль в данном процессе играет комиссия при Президенте РФ по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов. Одной из основных задач комиссии является подготовка с учетом мнения полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах рекомендаций Президенту РФ по представлению в соответствии со статьями 83 и 128 Конституции РФ Совету Федерации Федерального Собрания РФ кандидатур для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, судей Верховного Суда РФ [5].

Также Президент РФ получает соответствующие заключения от Высшей квалификационной коллегии судей РФ по поводу назначения на должность Председателя, первого заместителя Председателя и заместителей Председателя Верховного Суда РФ (ст. 17 ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации») [3].

Далее происходит рассмотрение представленных Президентом РФ кандидатур на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации в Совете Федерации РФ. Важная роль отводится Комитету Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, который готовит заключение по каждой кандидатуре (ст. 174 Регламента Совета Федерации). Назначенным на должность считается лицо, получившее большинство голосов от общего числа сенаторов РФ [7, с.71].

Таким образом, на процедуру назначения на должность судей Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ особое влияние оказывает глава государства: он получает заключения и рекомендации от соответствующих органов по конкретным кандидатурам, затем представляет кандидатуры Председателей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, других судей высших судебных органов Совету Федерации РФ для назначения указанных лиц на должность. Согласно Регламенту, Совет Федерации может отклонить предложенную Президентом РФ кандидатуру (ч. 6 ст. 175), но обычно такого не происходит, учитывая весомое положение Президента РФ в системе государственных органов, а также влияние на процессы, происходящие в государстве. В любом случае, глава государства не лишен возможности вновь представить отклоненную большинством голосов сенаторов Совета Федерации кандидатуру на конкретную должность.

Представляется важным пересмотр порядка формирования Конституционного и Верховного Судов России. На наш взгляд, необходимо предоставить участие в данной процедуре Государственной Думе РФ. Распределение кадровых полномочий по формированию двух высших судебных органов судебной системы России между Президентом РФ, Государственной Думой и Советом Федерации позволит обеспечить более высокий уровень независимости статуса судей, а также создаст необходимый баланс в системе разделения властей. Представляется, что предлагаемый новый порядок назначения на должность судей Конституционного Суда и Верховного Суда РФ, безусловно, будет способствовать увеличению авторитета Государственной Думы как органа народного представительства.

Учитывая тот факт, что состав Конституционного Суда РФ в связи с конституционными изменениями уменьшен с 19 до 11 членов, и, исходя из привилегированного положения Президента в РФ, предлагаем следующий порядок формирования Конституционного Суда РФ: Президент РФ назначает на должность Председателя, заместителя Председателя и одного судью Конституционного Суда РФ, Государственная Дума и Совет Федерации — по четыре судьи Конституционного Суда РФ. Президент РФ, обе палаты парламента обязаны будут учитывать заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ и руководствоваться ими при выборе кандидатуры для назначения на должность судьи Конституционного Суда РФ.

Так, А. Н. Надин считает, что предварительное обсуждение кандидатуры в Государственной Думе следовало бы проводить в отраслевом комитете по аналогии с рассмотрением кандидатуры в Комитете Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству. Данная ответственность могла бы быть возложена на Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству [9, с.98]. Аналогичная процедура возможна и в отношении судей Верховного Суда РФ.

Следующим аспектом конституционной реформы, затронувшим статус судей, является нормы п. «е.3» ст. 83 и п. «л» ч. 1 ст. 102 Конституции РФ, где говорится о порядке прекращения полномочий судей Верховного Суда РФ, Конституционного Суда РФ и судей апелляционных и кассационных судов.

Президент РФ вносит представление о прекращении в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий судей указанных судов в Совет Федерации в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий [8, с.103].

В законопроекте о внесении изменений в ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» предусматривается изменение ст. 18 данного Федерального конституционного закона. В частности, указывается, что прекращение полномочий судей Конституционного Суда РФ, в том числе, Председателя и заместителя Председателя Конституционного Суда РФ, может осуществляться Конституционным Судом РФ, а в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, и в иных предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий, Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Однако, предусматривается, что прекращение полномочий судьи Конституционного Суда РФ Советом Федерации по представлению Президента РФ возможно по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4–7 части первой статьи [6, с. 54].

В соответствии с действующей редакцией закона, прекращение полномочий судьи Конституционного Суда РФ ввиду совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи, производится Советом Федерации по представлению Конституционного Суда РФ, принятому большинством не менее двух третей голосов от числа действующих судей. Данный порядок является важной гарантией независимости статуса судей.

По общему правилу, полномочия судьи прекращаются по решению соответствующей квалификационной коллегии судей, за исключением случаев прекращения полномочий судьи в связи с истечением их срока или достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи. Законодательство предусматривает возможность обжалования судьей в Верховный Суд РФ решения соответствующей квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков (ст. 15 ФКЗ «О судебной системе РФ») [2].

Одним из видов дисциплинарного взыскания согласно Закону «О статусе судей в РФ» является досрочное прекращение полномочий судьи [4]. Как указывается в законе, данная мера является исключительной и налагается за существенное, виновное, несовместимое с высоким званием судьи нарушение положений материального права и (или) процессуального законодательства, настоящего Закона и (или) кодекса судейской этики (ст. 12.1). Решение о наложении на судью, за исключением судьи Конституционного Суда РФ, дисциплинарного взыскания принимается квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение вопроса о прекращении полномочий этого судьи на момент принятия решения, и может быть обжаловано в суд в порядке, установленном федеральным законом [10, с. 60].

На наш взгляд, прерогатива прекращения полномочий судей указанных судов должна быть предоставлена органам судейского сообщества (квалификационной коллегии судей соответствующего уровня). Независимость судебной власти предполагает наличие особого судейского самоуправления. Данные органы должны быть наделены полномочиями по реальному влиянию на судейский корпус.

Таким образом, реализация конституционной нормы, касающейся порядка прекращения полномочий судей, ввиду расплывчатости формулировки вполне может нарушать принципы независимости и самостоятельности судей, предусмотренные ст. 120 Конституции РФ, и, конкретизированные в ФКЗ «О судебной системе РФ», где указано, что судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону, суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции РФ и закону.

Отметим, что в результате внесения изменений в Конституцию РФ Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» произошло существенное изменение во взаимоотношениях между Президентом РФ и органами судебной власти. Во-первых, произошло перенесение на конституционный уровень вопросов о назначении на должности председателей и заместителей председателей Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, а также председателей и заместителей председателей других федеральных судов. Во-вторых, порядок прекращения полномочий судей судебной системы РФ урегулирован на высшем уровне. При этом, значительная роль в процедуре прекращения полномочий судей принадлежит Президенту РФ.

Расширение полномочий Конституционного Суда РФ, безусловно, повысит авторитет данного органа государства и позволит ему оказывать заметное влияние не только на федеральный законодательный процесс, но и на законодательный процесс в субъектах РФ.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Консультант плюс. (Дата обращения: 27.01.2022).
  2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 08.12.2020) «О судебной системе Российской Федерации» // Консультант плюс. (Дата обращения: 27.01.2022).
  3. Федеральный закон от 14.03.2002 № 30-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» // Консультант плюс. (Дата обращения: 27.01.2022).
  4. Закон РФ от 26.06.1992 № 3132–1 (ред. от 05.04.2021) «О статусе судей в Российской Федерации» // Консультант плюс. (Дата обращения: 27.01.2022).
  5. Указ Президента РФ от 04.10.2001 № 1185 (ред. от 17.02.2021) «О комиссии при Президенте Российской Федерации по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов» (вместе с «Положением о Комиссии при Президенте Российской Федерации по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов») // Консультант плюс. (Дата обращения: 27.01.2022).
  6. Зорькина В. Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации / В. Д. Зорькина — М.: Норма: ИНФРА-М, 2013. — 1040 с.
  7. Коршунов Ю. А. Создание апелляционных и кассационных судов: некоторые итоги масштабной реформы // Юридическая наука.- 2019.- № 4. — С. 71–75.
  8. Митюков М. А., Комарова В. В. Конституционный судебный процесс / М. А. Митюков, В. В. Комарова — М.: Норма: ИНФРА-М, 2019. — 352 с.
  9. Надин А. Н. К вопросу о представительной природе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. // Евразийский юридический журнал. — 2020.- № 8 (147). — С. 98–100.
  10. Серегина О. Л. Перспективы развития арбитражной ветви судебной власти после упразднения Высшего Арбитражного Суда РФ. // Вестник Волгоградского государственного университета. — 2019. — № 1 (26). — С. 60–63.
  11. Сравнительное государствоведение / В. Е. Чиркин. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2016. — 448 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Президент РФ, должность судей, Конституция РФ, Совет Федерации, заместитель Председателя, судебная власть, Государственная Дума, судебная система РФ.


Ключевые слова

Президент РФ, судебная власть, конституционная реформа, Конституционный Суд РФ, статус судей, предварительный конституционный контроль

Похожие статьи

Некоторые вопросы конституционно-правового статуса членов Совета Федерации в контексте конституционных поправок

Автором рассмотрена конституционная поправка «О Совете Федерации Федерального Собрания РФ», согласно которой Президент РФ, может назначать часть членов верхней палаты Российского парламента. На основе анализа действующего законодательства, в контекст...

Специальные органы при Президенте РФ

В статье освещаются органы, создаваемые при Президенте Российской Федерации, раскрываются сферы деятельности и полномочия консультативно-совещательных органов, в создании количества которых Президент РФ не ограничен. На основании литературных источни...

К вопросу о введении института финансового уполномоченного в Российской Федерации

С 1 июля 2019 года началось поэтапное введение в действие Федерального закона от 4 июня 2018 года № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг». В статье рассматриваются некоторые аспекты нового закона, не соответствующие задач...

Особенности правового регулирования участия Президента Российской Федерации в законодательном процессе

В статье анализируется роль участия Президента Российской Федерации в осуществлении законодательного процесса. Исследуются основные формы участия Президента в законодательном процессе. Автором высказана позиция относительно обладания Президентом прав...

Влияние конституционной реформы 2020 года на федеральную исполнительную власть

Внесенные Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 2020 года изменения отразились на многих аспектах функционирования федеральной исполнительной власти в Российской Федерации. Реформа повлияла на конституционно-пр...

Организационно-правовое обеспечение деятельности мировых судей

В настоящей статье рассмотрен анализ организационно-правового обеспечения деятельности, осуществляемой мировыми судьями. Перечислен ряд задач, которые в настоящее время стоят перед указанными судебными органами. Рассмотрены действия государства по ре...

Особенности законодательства Кыргызской Республики, регулирующего приобретение статуса адвоката, в сравнении с законодательными нормами Российской Федерации

В статье предпринят анализ некоторых положений Закона Кыргызской Республики «Об Адвокатуре Кыргызской Республики и адвокатской деятельности», регулирующего адвокатскую деятельность, в т. ч. получение статуса адвоката, выявлено их противоречие с други...

О полномочиях прокурора на заключительном этапе предварительного следствия

В статье раскрываются цели и задачи процессуальной деятельности прокурора на заключительном этапе предварительного следствия, а также проблемы, связанные с ограничением этих полномочий в связи с принятием Федерального закона от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ...

Принципы судебной деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации

В статье автор рассматривает основные отраслевые принципы судебной деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. Исходя из особой специфики данного судопроизводства и отсутствия специального закона, автор проводит анал...

Место и роль Конституционного суда в судебной системе Российской Федерации

Постоянному обсуждению подвергаются решения органов Конституционного контроля, как в теоретическом, так и практическом плане. Конституционный суд Российской Федерации является одним из базовых органов в системе разделения власти. В данной статье опис...

Похожие статьи

Некоторые вопросы конституционно-правового статуса членов Совета Федерации в контексте конституционных поправок

Автором рассмотрена конституционная поправка «О Совете Федерации Федерального Собрания РФ», согласно которой Президент РФ, может назначать часть членов верхней палаты Российского парламента. На основе анализа действующего законодательства, в контекст...

Специальные органы при Президенте РФ

В статье освещаются органы, создаваемые при Президенте Российской Федерации, раскрываются сферы деятельности и полномочия консультативно-совещательных органов, в создании количества которых Президент РФ не ограничен. На основании литературных источни...

К вопросу о введении института финансового уполномоченного в Российской Федерации

С 1 июля 2019 года началось поэтапное введение в действие Федерального закона от 4 июня 2018 года № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг». В статье рассматриваются некоторые аспекты нового закона, не соответствующие задач...

Особенности правового регулирования участия Президента Российской Федерации в законодательном процессе

В статье анализируется роль участия Президента Российской Федерации в осуществлении законодательного процесса. Исследуются основные формы участия Президента в законодательном процессе. Автором высказана позиция относительно обладания Президентом прав...

Влияние конституционной реформы 2020 года на федеральную исполнительную власть

Внесенные Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 2020 года изменения отразились на многих аспектах функционирования федеральной исполнительной власти в Российской Федерации. Реформа повлияла на конституционно-пр...

Организационно-правовое обеспечение деятельности мировых судей

В настоящей статье рассмотрен анализ организационно-правового обеспечения деятельности, осуществляемой мировыми судьями. Перечислен ряд задач, которые в настоящее время стоят перед указанными судебными органами. Рассмотрены действия государства по ре...

Особенности законодательства Кыргызской Республики, регулирующего приобретение статуса адвоката, в сравнении с законодательными нормами Российской Федерации

В статье предпринят анализ некоторых положений Закона Кыргызской Республики «Об Адвокатуре Кыргызской Республики и адвокатской деятельности», регулирующего адвокатскую деятельность, в т. ч. получение статуса адвоката, выявлено их противоречие с други...

О полномочиях прокурора на заключительном этапе предварительного следствия

В статье раскрываются цели и задачи процессуальной деятельности прокурора на заключительном этапе предварительного следствия, а также проблемы, связанные с ограничением этих полномочий в связи с принятием Федерального закона от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ...

Принципы судебной деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации

В статье автор рассматривает основные отраслевые принципы судебной деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. Исходя из особой специфики данного судопроизводства и отсутствия специального закона, автор проводит анал...

Место и роль Конституционного суда в судебной системе Российской Федерации

Постоянному обсуждению подвергаются решения органов Конституционного контроля, как в теоретическом, так и практическом плане. Конституционный суд Российской Федерации является одним из базовых органов в системе разделения власти. В данной статье опис...

Задать вопрос