Ключевые слова: терроризм, террористический акт, экономическая безопасность, национальной безопасность, Российская Федерация.
Терроризм, в любых масштабах и формах его проявления, в силу своей жестокости, агрессивности и бесчеловечности, представляется одним из опаснейших преступлений против государственной и общественной безопасности, в том числе, экономической безопасности. С конца 19-го века террористическая угроза сформировалась совершенно новым содержанием, тем самым это приобрело актуальность для обсуждения со стороны современных исследователей и аналитиков. Терроризм приобрел серьезный вертикальный вектор развития, позволивший в кратчайшие сроки из инструмента религиозного фанатизма превратиться в серьёзную стратегию достижения политических, экономических и иных целей, став глобальной международной экономической угрозой государств.
Понятийный аппарат терроризма закреплен в ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35- ФЗ «О противодействии терроризму», в которой говорится, что терроризм — идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий. В свою очередь, террористическим актом признается — совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия принятия ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях. [2]
Терроризм, как целая многогранная система, оказывает влияние на экономическую безопасность на всех уровнях — в рамках внешней и внутренней экономики. Кроме того, межгосударственный терроризм негативно влияет на способность общества внутри страны к устойчивому и стабильному саморазвитию. Угрозы террористического характера угрожают национальным и экономическим интересам России, дестабилизируя стабильность конституционного строя, институтов государственной власти, обеспечение гражданского мира и национального согласия, угрозу территориальной целостности, единства внешнеторгового пространства, суверенитета, правопорядка, устойчивого развития и становления демократического общества.
Помимо этого, терроризм угрожает национальным интересам России в военной и пограничной сферах, которые заключаются в защите ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности, в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников, в обеспечении условий для мирного, демократического развития государства. [5]
В юридической литературе встречается ряд отличительных признаков терроризма от иных преступлений, среди них выделяется следующее:
1) Терроризм порождает опасность, возникающую в результате совершения общественно опасных действий либо угрозы таковых;
2) Публичный характер исполнения, то есть, стремление осуществления акта на огласку;
3) Преднамеренное создание обстановки страха, напряженности;
4) Плановый характер преступления;
5) Преступления террористического характера, как правило, направлены не в адрес тех лиц, кому предъявляются требования.
Согласно Уголовному кодексу Российской Федерации, субъектами совершения преступлений террористического характера признаются лица, достигшие 16-летнего возраста, а в случае деяний, уставленных в статьях 205–207, 213, 214 и 226 УК РФ — лица, достигшие 14-летнего возраста. [3]
Преступления террористического характера имеют свои формы его проявления, среди них выделяются:
1) Политический терроризм — это метод политической борьбы, в основу которого входит насильственный вооруженный контакт с политическим противником с целью его подавления и устрашения. По своему существу, на практике представляется самой страшной формой проявления терроризма, так как она несет наиболее серьезные человеческие и имущественные потери.
2) Экономический терроризм — это различные экономические действия, оказывающие дискриминационное влияние на экономических конкурентов, социальные слои и государства с целью получения различных экономических выгод.
3) Социальный терроризм, или бытовой терроризм, основывается на криминальных мотивах, разногласиях ОПГ и иная массовая неустроенность. В свою очередь, социальный терроризм также может преследовать и политические цели.
4) Национальный терроризм — терроризм по отношению этнических противоречий. Данная форма терроризма связана с сепаратистским движением по территориальному и национальному обособлению и государственному суверенитету.
5) Религиозный терроризм — форма терроризма, которая основывается на религиозных возвышениях и фанатизме.
Терроризм несет серьезную угрозу экономической безопасности государства. Реализация функций и задач страны возможна только на основе устойчивого развития экономики, следовательно, экономические интересы Российской Федерации в этой сфере являются ключевыми. В свою очередь, террористический характер воздействия на страну наносит серьезный удар по экономике государства, в частности, принося не только человеческие жертвы и материальные потери, но и снижение привлекательности в рамках инвестиционной, туристической и иной внешне государственной активности, то есть, в целом, потеря имиджа государства.
Согласно Приложению № 1 Постановления Правительства РФ от 26.17.2019 № 1846, ликвидация последствий преступлений террористического характера, а также осуществление компенсационных выплат предоставляется с резервного фонда Правительства РФ. [4] За 2021 год было зарегистрировано 2136 случаев преступлений террористического характера, среди которых 1094 было раскрыто. Материальный ущерб от совершенных актов исчисляется в сотнях миллиардов рублей, что представляется достаточно весомым ударом по бюджету государства и общества.
Для целей аналитического исследования террористической активности в стране, обратимся к статистическим данным сайта Министерства внутренних дел РФ по состоянию преступности, а именно, в категории террористической преступности на территории Российской Федерации, и за ее пределами: [1]
Таблица 1
Статистические данные МВД России по данным преступлений террористического характера
Год |
Зарегистрировано случаев (случаи) |
Зафиксировано ущерба (млрд. руб.) |
Раскрыто преступлений (случаи) |
Процент раскрываемости (%) |
2021 |
2136 |
641,9 |
1094 |
51,2 |
2020 |
2342 |
392,2 |
910 |
38,8 |
2019 |
1806 |
267,7 |
844 |
46,7 |
2018 |
1679 |
231,4 |
748 |
44,5 |
2017 |
1871 |
214,9 |
843 |
45 |
2016 |
2227 |
305,2 |
735 |
33 |
2015 |
1538 |
185,6 |
575 |
37,4 |
2014 |
1128 |
127,8 |
579 |
51,3 |
2013 |
661 |
85,6 |
454 |
68,7 |
2012 |
637 |
68,4 |
611 |
95,9 |
Для наглядности представленных значений, построим диаграмму:
Рис. 1. Состояние преступности террористического характера в РФ (2012–2021 гг.)
Исходя из приведенных статистических данных, можно выразить мнение о том, что с начала периода, сопровождающегося принятием в состав Российской Федерации Республики Крым, террористическая активность в России резко возросла. Это связано, по большему счету, с давлением и угрозами со стороны запрещенных на территории РФ террористических группировок на фоне протеста такого события. Также, стоить отметить, что на ровне с резким ростом зарегистрированных случаев преступлений с 2014 года, снизился процент раскрываемости преступлений, то есть, применяя новые методы осуществления террористических актов, которые в современном мире в большинстве своем происходят посредством сети «Интернет», преступные группировки находят эффективные способы «оставаться в тени». Существует мнение о том, основная коммуникация террористических группировок происходит посредством мессенджера «Telegram», в истории которого был серьезный судебный процесс с Федеральной службой безопасности России и Роспотребнадзором, который закончился в 2017 году решением в пользу приложения. В 2020 году произошел резкий скачек террористической активности, который характеризуется переходом общества и государства в карантинный режим работы. То есть, любая основная деятельность, по большому счету, осуществлялась дистанционно, что послужило хорошей почвой для развития экономического и информационного терроризма.
В случае, если террористические группировки обретут возможность получения и использования оружия массового поражения, национальная безопасности России может столкнуться с угрозой значительно нового уровня, что наводит на вывод о необходимости ответственно уделить внимание данной проблеме. Основные меры борьбы с терроризмом со стороны государства, по мнению автора, могут быть следующие:
1) Активное отслеживание письменных и разговорных коммуникаций в обществе. Однако, это нарушает конституционные права граждан на тайну переписки (ст. 23 Конституции РФ). Путь решения такой проблемы состоит в донесении до пользователей каких-либо социальный сетей о возможности раскрытия информации, а именно, по каждой конкретной площадки и согласия пользователей. Также, для целей оперативности и эффективности мероприятия, осуществить автоматизацию отслеживания, по ключевым словам.
2) Проведение политики психологического донесения до общества о сущности терроризма. Данное мероприятия обязано проводиться с начала личностного формирования граждан, а именно, со школьного периода. Безусловно, такие донесения должны осуществляться и в иных учреждениях, например, в ВУЗах, ТРЦ и государственных учреждениях, то есть, в местах, находящийся, на практике, в непосредственной угрозе террористического акта. В рамках донесения должна объясняться сущность терроризма, конкретные примеры и потери от подобных преступлений, а также меры предосторожности и действий в случае угрозы террористического характера.
3) В рамках угрозы международного терроризма, необходимо применение экономических и политических санкций к странам, поддерживающие действия террористических группировок.
Исходя из всего вышесказанного, терроризм — глобальное, опасное и бесчеловечное явление, которое несет серьезную угрозу экономической безопасности Российской Федерации дестабилизации государственного и общественного строя, нарушая стабильную и благоприятную экономическую деятельность, а также нанося серьезный ущерб бюджету каждому институту. В свою очередь, обеспечение государственной национальной безопасности подразумевает под собой создание единства безопасности личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности, ведь по причине угрозы безопасности одного из уровней, ставится под угрозу безопасность нации в целом.
Литература:
- Сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]: Архивные данные — «Общее состояние преступности» (2012–2021 г.г.) / Режим доступа: https://мвд.рф/folder/101762
- Статья 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»
- Глава 24 «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» Уголовного кодекса РФ
- Приложение № 1 Постановления Правительства РФ от 26.12.2019 № 1846 «Об утверждении Положения об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации»
- А. И. Коровянский, В. И. Лутовинов. Военная безопасность Российской Федерации и ее обеспечение в современных условиях. М.: РАГС, 2007; В. И. Останков. Военная безопасность России в начале XXI столетия. М.: Вече, 2007