В данной работе исследуются принципы подготовки инженеров технических вузов и влияние информационной культуры на подготовку к будущей профессии. Какие основные навыки должен иметь будущий специалист инженерного направления, и как он должен ими правильно пользоваться не только в своей профессии, но и в обычной жизни.
Ключевые слова : информационная культура, подготовка инженеров, принципы подготовки инженеров.
This paper examines the principles of training engineers of technical universities and how information culture affects the preparation for a future profession. What are the basic skills a future engineering specialist should have, and how he should use them correctly not only in his profession but also in everyday life.
Keywords: information culture, training of engineers, principles of training of engineers.
По нашему мнению, каждый сегодняшний студент завтра станет специалистом, уровень квалификации которого напрямую зависит не только от полученных в университете знаний, но и от умения самостоятельно ориентироваться в море информации. Поэтому во время обучения нужно не только давать необходимый объем знаний, но и сподвигать к улучшению творческой активности студентов, их стремлению к самообучению и переосмыслению полученных знаний в течении всей жизни. Мы считаем, это невозможно без усвоения навыков ориентации в той информационной среде, которая выходит далеко за пределы узкопрофильных интересов и определяет неординарность деятельности, готовность к принятию самостоятельных и обоснованных решений по широкому кругу вопросов, т. е. без формирования и развития информационной культуры.
Понятие « информационная культура» можно трактовать по-разному. В нашем понимании, информационная культура — одна из составляющих общей культуры человека, совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Она является одним из факторов успешной профессиональной подготовки инженеров, а также социальной защищенности личности в информационном обществе. Информационную культуру нужно понимать как важнейший аспект культурной деятельности человека.
Принципы подготовки инженеров
1) Подготовка и образование современного инженера, несомненно, должны учитывать контекст новой промышленной революции и современные практические задачи, которые стоят в различных областях деятельности.
Таблица 1
Этапы промышленной революции
годы |
этапы |
1550–1700 |
конструирование |
1700–1850 |
проектирование |
1850–2000 |
исследование |
2000-по н/в |
программирование |
2) Мы считаем, что во время учебного процесса нужно имитировать расширенную систему разделения труда. Под расширенной следует понимать то, что она включает в себя не только инженерные позиции, но и позиции технологических предпринимателей, менеджеров, исследователей и т.д.
3) Не абстрактные схемы коллектива приходится учитывать при программировании, а конкретный коммуникативный профиль участников, и способ организации практического действия. Это сквозные компетенции, они должны быть у всех. При этом у некоторых будут уникальные личные способности.
4) Для этого, чтобы было возможно реализовать первые три принципа, абитуриенты должны прийти в вуз грамотными. В нашем понимании, грамотность — это, прежде всего, освоение языков и компьютерной грамотности.
5) Содержанием подготовки современного инженера должно быть освоение основных технологий инженерного мышления:
— конструирования;
— проектирования;
— исследования;
— «программирования».
Каждая следующая технология мышления «охватывает» предыдущие — они не исключают друг друга
6) Содержанием образования является освоение картины мира. Сегодня, с нашей точки зрения, такой минимальной картиной мира является «деятельностно-природная», а не чисто природная «научная» картина мира.
7) Необходима смена организационных форм. Проектные методы обучения, тренажеры, игровые формы организации должны занимать в структуре учебой программы не 5–10 %, как сегодня, а 60–70 %. Это полностью поменяет всю архитектуру учебного процесса
Таким образом, по нашему мнению, сформированная информационная культура помогает в подготовке инженеров не только в процессе обучения, но и в течении всей жизни человека.
Будущий специалист с сформированной информационной культурой характеризуется как личность, обладающий комплексом знаний и умений:
Во-первых, это владеть разными терминами, такие как информационный ресурсам, информационное мировоззрение, информационная среда, информационное поведение, информационная безопасность и др.;
Во-вторых, уметь грамотно формулировать свои информационные потребности и запросы;
В-третьих, иметь способность эффективно и оперативно осуществлять самостоятельный поиск информации с помощью как традиционных, так и нетрадиционных поисковых систем;
В-четвертых, уметь рационально хранить и оперативно перерабатывать большие потоки и массивы информации;
В-пятых, знать нормы и правила «информационной этики» и уметь вести информационно-коммуникационный диалог.
Так же для формирования информационной культуры будущих специалистов должны соблюдаться следующие условия:
- Соответствие содержания учебных планов и программ тенденциям развития информационных технологий в конкретных областях.
- Внедрение новых информационных технологий в среднее профессиональное образование.
- Формирование у студентов профессионализма в овладении средствами информатики и вычислительной техники и способности применения новых информационных технологий по профилю их деятельности.
- Высокий уровень профессиональной подготовки преподавателей-специалистов в области информационных и компьютерных технологий.
- Наличие современной материально-технической (компьютерной) базы и программного обеспечения.
Поскольку информационный компонент является основным в любом виде человеческой деятельности, и основу ее методологии составляет оперирование информацией, то необходимо научить студентов четко представлять свои профессиональные возможности и ограничения, находить интеллектуальные и психологические ресурсы для выработки решений различных задач.
Таким образом, следование этой методике предполагает приобретение современным специалистом своего рода мета-квалификации, то есть способности компенсировать профессиональные недостатки, формировать новые навыки и умения, самостоятельно совершенствовать свою квалификацию, в чем и помогает информационная культура.
Литература:
- А. Н. Дулатова Информационная культура личности: учебное пособие; -М.: Либериябибинформ,2007. -171 с.
- Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, Г. А. Стародубова Информационная культура личности: диагностика, технология формирования: учебное пособие, Часть I.-Кемерово: Кемеровская государственная академия, 2004. -143с.
- Сулейменова Р. Д. Проблемы человеческой индивидуальности в контексте информационной культуры / Актуальные проблемы науки и образования в условиях современных вызовов. Сборник материалов Международной научно-практической конференции / Махачкала, 2021. С.113–116.
- Сулейменова Р. Д. Применение информационных технологий в профориентационной работе со старшеклассниками, 2021. С. 130–131.
- Павлидис В. Д., Сулейменова Р. Д., Чкалова М. В., Федоров Ю. И. Некоторые критерии и уровневые показатели формирования информационной культуры будущих инженеров, 2021. № 5–2. С. 36–41.
- Унайсарова Р. Д. Формирование информационной культуры будущих инженеров в процессе профессиональной подготовки в вузе, 2010.