В данной статье автор говорит о составляющих транспортно-пересадочного комплекса, а именно о транспортно-пересадочном узле и об общественном центре, а также приводит подробную классификацию многофункциональных комплексов такого типа.
Ключевые слова: транспортно-пересадочный комплекс, транспортно-пересадочный узел, общественный центр.
На сегодняшний день в мире в основном существуют транспортно-пересадочный узлы (ТПУ), а транспортно-пересадочные комплексы (ТПК) только набирают популярность в проектировании. Обеспечение пересадки пассажиров общественного вида транспорта в максимально комфортных условиях с минимально возможными временными затратами является основной целью функционирования ТПУ. Увеличение обслуживающей и коммерческой составляющей объекта ТПУ расширяет его функционал, тем самым превращая его в ТПК, которые предназначены для: размещения коммерческих объектов; создания комфортных условий для пассажиров, ожидающих транспорт; оптимизации пешеходных потоков пассажиров, совершающих пересадку, с возможностью посещения ими объектов обслуживания или минуя их.
Транспортно-пересадочный комплекс предоставляет услуги, связанные с процессом перемещения пассажира, а также услуги, связанные с возможностью приобретения различных товаров (мультисервисы, предприятия быстрого питания, рестораны, детские и молодежные кафе, многофункциональные предприятия семейного отдыха, торговые автоматы, платежные терминалы и т. д.). ТПК как уникальный архитектурный объект со своей планировочной структурой оказывает сильное влияние не только на развитие прилегающих территорий, но и на весь город в целом — в зависимости от мощности ТПУ и набора общественных функций.
На данный момент транспортно-пересадочный комплекс еще не изучен подробно, и нет установленной классификации, поэтому для ее определения, нужно знать классификацию двух типов объектов, входящих в ТПК, это — ТПУ и многофункциональный общественный центр.
Несмотря на большое разнообразие функций, входящих в ТПК, транспортная функция остается основной, поэтому классификацию ТПК необходимо начинать именно с транспортной составляющей по следующим классификационным признакам: назначение ТПК; уровень величины пассажиропотока; виды пересадок, реализуемых в ТПК; уровень обеспечиваемых межтранспортных связей в ТПК.
В зависимости от назначения и выполняемых функций ТПК делятся на три типа — региональные, городские и межрегиональные. Региональные — это ТПК, которые обеспечивают пересадку пассажиров пригородных видов транспорта, наземных видов городского пассажирского транспорта и метрополитена. Городские — это ТПК, которые обеспечивают пересадку пассажиров на территории одного города. Межрегиональные — это ТПК, в которых осуществляется пересадка пассажиров внешнего и пригородного транспорта между собой и на различные системы городского пассажирского транспорта.
Величина пассажиропотока транспортно-пересадочного комплекса — это показатель, который учитывает численность пассажиров, проходящих через ТПК в «пиковые» часы. Можно выделить четыре классификационные группы ТПК по данному признаку: малые, средние, крупные и сверхкрупные. В качестве количественных значений показателя используются величины пассажиропотоков в утренний «час пик»: 18 тыс. и менее — малые ТПК; от 18 тыс. до 35 тыс. — средние ТПК; от 35 тыс. до 50 тыс. — крупные ТПК; 50 тыс. и более — сверхкрупные ТПК.
Виды реализуемых пересадок подразделяют ТПК на два типа — внутрисетевые и комплексные. Внутрисетевые обеспечивают пересадку внутри одной системы пассажирского транспорта. Например, городской наземный пассажирский транспорт — городской наземный пассажирский транспорт; скоростной внеуличный транспорт — скоростной внеуличный транспорт и т. п. Комплексные обеспечивают пересадку между следующими видами транспорта в разных комбинациях: внешний транспорт (обеспечивает транспортные связи различных регионов между собой); региональный транспорт (обеспечивает транспортные связи между городом и пригородом); городской скоростной внеуличный транспорт; городской наземный пассажирский транспорт.
При классификации ТПК также нужно учитывать уровень обеспечиваемых межтранспортных связей, а именно виды взаимодействующего транспорта через постоянные и переменные составляющие транспортных систем. Постоянная составляющая представляет собой городской пассажирский транспорт (трамваи, автобусы, троллейбусы, монорельс, метрополитен, и т. д.), а переменная — железнодорожный, авиационный и морской транспорт. Существуют следующие варианты пересечения в зависимости от видов взаимодействующего транспорта: автомобильный — автомобильный; автомобильный — железнодорожный; автомобильный — воздушный; автомобильный — морской; автомобильный — железнодорожный — морской; автомобильный — морской — воздушный; автомобильный — железнодорожный — воздушный; автомобильный — железнодорожный — морской — воздушный.
Помимо транспортной классификации существует также и градостроительная классификация транспортно-пересадочных комплексов, которая рассматривает их как важнейший элемент планировочной структуры города и определяет его положение относительно системы центров, которая утверждена в генеральном плане развития любого города. Основное назначение градостроительных центров — развитие полицентрической системы города. Помимо центрального ядра города различают два вида центров: городские многофункциональные и локальные общественные. В соответствии с существующей системой центров можно выделить следующие ТПК: центрального ядра города; городского общественного центра; локального общественного центра; расположенные вне системы городских центров.
В мировой практике многофункциональная общественная часть комплекса — это объект недвижимости с большой площадью, который содержит в себе меньшие площади различного предназначения, такие как офисы, апартаменты, жилые, торговые, гостиничные, игровые и другие помещения. В настоящее время среди существующих в мире многофункциональных общественных центров, которые могут входить в транспортно-пересадочный комплекс, можно выделить следующую классификацию наиболее часто встречающихся разновидностей в зависимости от основного назначения объекта: торгово-офисные центры; офисно-торговые центры; гостинично-торговые комплексы; торгово-гостиничные комплексы; гостинично-офисные комплексы; торгово-развлекательные комплексы.
Торгово-офисный центр является объектом, в котором основная функция торговая, при этом часть здания занимают офисные помещения. Обе функции, как правило, нейтральны по отношению друг к другу.
Офисно-торговый центр — это бизнес-центр, на первом этаже которого расположены магазины. Входы в бизнес-центр и торговый центр четко разделены. Торговля в данном случае является сопутствующей функцией при офисах.
Гостинично-торговый комплекс является распространенным сочетанием. Здесь профилирующая функция гостиничная, а на первом этаже создаются магазины и другие коммерческие предприятия услуг.
Торгово-гостиничный комплекс — это более редкое сочетание, где основной функцией является торговая. В таких комплексах гостиница часто проигрывает от соседства торгового комплекса, так как большинству гостей не нравится большое количество людей в комплексе. При этом торговый центр выигрывает от наличия гостиницы, которая формирует ему некоторый дополнительный поток состоятельных покупателей.
Гостинично-офисный комплекс — это многофункциональный объект, в основе которого гостиница, часть площадей которой занимают помещения офисного назначения.
Торгово-развлекательный комплекс — это самая популярная совокупность предприятий торговли, которые реализуют универсальный ассортимент товаров, предприятий общественного питания, сферы услуг и развлечений, расположенных на определенной территории и управляемых как единое целое. Развлекательная функция повышает узнаваемость объекта, а также помогает «приучить» посетителей к центру, создавая образ комплекса, который можно посетить с любой целью.
Одним из важнейших вопросов классификации ТПК формируемых с участием общественного центра является выделение классификационных групп схожих по особенностям сформированной инфраструктуры и условиями функционирования. Предлагается выделить три группы общественных центров относительно расположения их к ТПУ в составе ТПК: встроенные (наземные, надземные, подземные); пристроенные; отдельно стоящие.
Многофункциональные общественные центры сложны в проектировании, особенно если они объединены с таким же сложным объектом, как транспортно-пересадочный узел, поэтому необходимо максимально четко продумать зонирование, поскольку, как бы ни разделялись функции комплекса, они все равно остаются жестко связаны друг с другом.
Литература:
- Башкаев Т. И. Типология и классификация современных транспортно-пересадочных узлов // Архитектура и строительство России. — 2011. — No 5. — С. 22–29.
- Гельфонд, А. Л. Архитектурная типология общественных зданий и сооружений: Учебное пособие / А. Л. Гельфонд; Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун- т. — Н. Новгород: Изд-во ННГАСУ, 2003.
- Кадыров Т. Э. Общественные пространства: феномены, тенденции и процессы / Т. Э. Кадыров // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета, 2014. № 4. С. 115–120.
- Степура М. Г. Характерные тенденции формирования и развития транспортно-общественных центров // Архитектура: сб. науч. трудов. — 2008. — № 1. — С. 69–72.