В статье приведен анализ понятия «гиперестезия» у детей с диагнозом ранний детский аутизм, отмечена роль высокой чувствительности при возникновении других проявлений расстройства аутистического спектра.
Ключевые слова: аутизм, высокая чувствительность, психическая гиперестезия,нейропластичность.
В настоящее время диагноз ранний детский аутизм (РДА) — расстройство, о котором всё чаще слышат родители. К сожалению, в России нет официальных данных о том, сколько людей имеют данный диагноз. Предположительно, аутизмом болен один человек из тысячи. По неофициальным данным детей с РДА ненамного меньше, чем больных эпилепсией или диабетом. Причиной отсутствия официальной статистики в нашей стране по большей части является недоверие врачам, нежелание к ним обращаться (часто детям с «легкой» формой расстройства не ставят диагноз аутизм, их просто считают странными и не оказывают никакой помощи), так же стоит отметить отсутствие специалистов, способных отличить признаки РДА от других нарушений психического развития ребёнка.
Распространение информации о симптомах РДА способствует своевременному началу коррекционной работы, и, соответственно, увеличивает шансы ребенка на нормотипичную, самостоятельную жизнь в обществе.
Ранний детский аутизм, как правило, проявляется в возрасте до 3 лет. Несмотря на тот факт, что признаки данного синдрома проявляются уже на первом году жизни ребенка, в руки специалиста, зачастую, такие дети попадают в возрасте от 2–3 лет. Причина, по которой родители не спешат обращаться к специалисту, лежит не только и не столько в халатном отношении и невнимательности родителей, сколько в отсутствии информации у родителей по данной проблеме. Важной особенностью так же является факт, что зачастую специалисты не могут или хотят ставить диагноз РДА,ссылаясь на возраст и особенности возрастного развития детей. Обеспокоенные родители часто пытаются сами установить причины «странностей» в поведении детей, особенно если это не первый ребенок в семье [2].
Слепович Е. С. в своих исследованиях отмечала, что в качестве базового нарушения при раннем детском аутизме стоит рассматривать повышенную эмоциональную чувствительность. Как известно, организм здорового человека постоянно подстраивается под изменяющиеся условия окружающей среды, тем самым обеспечивая постоянство внутренней. Это происходит с помощью определенных механизмов обработки сенсорной информации. При восприятие происходит ознакомление с явлениями и предметами посредством их воздействия на различные органы чувств [2]. Анализируя результат воздействия того или иного предмета, или ситуации на органы зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания, индивид получает определенное представление о них и, тем самым, обеспечивает формирование приспособительного поведения. Свойство мозга адаптироваться к внешним условиям было описано ещё в 1890 году психологом Уильямом Джеймсом и в последствие названо «нейропластичность». Как было отмечено выше, деятельность сенсорных систем связывают с возникновением 5 чувств — зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. У детей с аутизмом прослеживается повышенная восприимчивость указанных чувств, Слепович Е. С. называла этот феномен «психическая гиперестезия». То есть мы может сказать, что психическая гиперестезия — это болезненное обострение элементарной чувствительности [3].
Лебединский В. В., исследуя искаженное психическое развитие, также отмечал, что для аутичных детей характерна болезненная гиперестезия к привычным для большинства раздражителям, таким как: громкий звук, яркий свет, температура, различные изображения, вещи и игрушки. Также в своих исследованиях он выяснил, что дети с РДА воспринимают мир искаженно, на основе отдельных аффективно значимых признаков, то есть — не целостно. Лицо человека особенно часто бывает сверхсильным раздражителем, отсюда избегание взгляда, прямого зрительного контакта, когда здоровые дети, напротив, с рождения ищут в предметах очертания лица. Уже на этом этапе можно сделать вывод о том, что повышенная чувствительность у ребенка влияет на развитие такого важного новообразования, как привязанность к людям [1].
Именно эмоциональный дискомфорт приводит к повышенной боязливости, вспышкам агрессии и, как следствие, появлению однообразных движений (пример: кружение вокруг себя), которые зачастую выступают в качестве способа самостимуляции для эмоциональной разгрузки аутичного ребенка. Страхи, которые появляются у особенных детей, имеют тенденцию сохраняться довольно продолжительное время и, встречаясь с ними вновь, дети испытывают сильную эмоциональную перегрузку [3].
Задача родителей, педагогов и специалистов в данном вопросе стоит в том, чтобы наладить контакт с ребенком и, в процессе взаимодействия, обнаружить и ликвидировать эти раздражители. Как правило это обнаруживается случайно, например в процессе игротерапии.
Как показали данные специальных экспериментально-психологических исследований [1], страхи занимают одно из ключевых мест в формировании аутистического поведения аутичных детей. Чувство страха вызывает все новое — отсюда и возникает стремление к сохранению всего привычного, одной одежды, обуви, игрушек, еды и посуды. Перемена обстановки нередко воспринимается как нечто угрожающее, вызывая бурную реакцию. Подводя небольшие итоги, хочу отметить, что большая часть симптоматики аутизма вытекает именно из явления гиперестезии.
В заключении стоит сказать, что высокая чувствительность свойственна не только детям с РДА. Она может присутствовать у любого человека и выражаться в чем-то конкретном, в той или иной степени. Доктор Элейн Эйрон в результате своих исследований составила два теста на высокую чувствительность для детей и взрослых, которые заодно дают представление об этой особенности личности. Однако, родителям необходимо внимательнее относиться к здоровью своих детей, не списывать всё на возрастные особенности, а своевременно обращаться за помощью.
Литература:
- Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте. Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 244 с.
- Специальная психология: учебник для академического бакалавриата / под ред. Л. М. Шипицыной. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 287 с.
- Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. В. И. Лубовского. — 2-е изд., испр. — М.: Изд. центр «Академия», 2005. — 464 с.