В представленной статье авторы определяют проблемы, которые могут возникнуть в процессе проведения замены ручных котельных агрегатов на автоматические в условиях эксплуатации отопительных котельных
Ключевые слова: котельный агрегат, эксплуатация, модульные котельные, вспомогательное оборудование.
На территории Забайкальского края, активно начинается процесс внедрения автоматических котельных установок по отдельности, а также модульных котельных. Мощность котельных на данный момент не очень высокая, достигает от 0,3 МВт до 6 МВт, так как автоматические угольные котлы не использовались ранее, основные котельные агрегаты, которые использовались типа КВр и КВм, в редких случаях паровые котлы типа КВ-ТС. Самый распространенный тип котельных агрегатов, КВр в связи с тем, что чаще всего котельные отапливают небольшое количество потребителей (это может быть как одиночное здание школы или дома культуры, так и группа административных зданий небольшого поселка), котлы типа КВр дешевле и менее требовательны к обслуживающему персоналу.
Забайкальский край имеет резко-континентальный климат, поэтому автоматизация работы котельного оборудования значительно улучшает условия комфортного проживания населения и функционирования предприятий различного назначения. При эксплуатации ручных котлов, регулирование осуществляется за счет деятельности обслуживающего персонала, данный критерий накладывает значительный человеческий фактор, который можно исключить при эксплуатации автоматических угольных котлов.
Также ключевыми достоинствами модульных автоматических котельных являются:
- Простота;
- скорость монтажа;
- скорость ввода в эксплуатацию.
Сложности эксплуатации автоматических угольных котлов начинается на этапе подготовки топлива. Для автоматических угольных котлов необходимо подготовка фракционного топлива, для шнеков, проходящих топку и для более полного сгорания топлива, предотвращает механический недожог топлива. Также попадание породы в шнек котла (при отсутствии реверса) приводит к полной остановке котельного оборудования и в случае поставки большой партии некачественного угля частые остановки котельного оборудования значительно затруднят эксплуатацию, а также могут привести к преждевременному выходу из строя элементов котла.
Также существенное влияние на работу автоматических угольных котлов, оказывает климатический фактор. Резко-континентальный климат подразумевает под собой большие амплитуды колебания температур — как годовых, так и суточных, недостаточное количество осадков, разность дневных и ночных температур может достигать 20 градусов по Цельсию в межсезонье. Большие амплитуды колебания температур приводят к образованию влаги, появляется точка росы, способствующая отводу теплоты от корпуса котельного агрегата за счет теплопроводности жидкости. На поверхностях котельных агрегатов происходит процесс расхолаживания котла, который происходит стремительными темпами в отличии от случая, когда котельный агрегат омывается исключительно массами воздуха, находящимися внутри котельных помещений. Последствиями быстрого расхолаживания котла, может быть значительный перерасход топлива, нарушение процессов горения в топке котла, а также коррозионного износа основного оборудования модульных котельных, и как следствие, нарушение качества оказания услуг теплоснабжения потребителям.
Локальным решением данной проблемы может быть поддержания работы котельного агрегата без снижения нагрузки в течении суток, независимо от температуры наружного воздуха. Данное локальное решение приводит также к перерасходу топлива котельными агрегатами.
Дополнительные трудности на эксплуатацию накладывает необходимость подготовки топлива, для ручных котлов фракция угля ограничивается размерами отверстия топки и физическими возможностями кочегара, для механических котлов проводят отсев угля на определенную фракцию для транспортировки конвейерной лентой и загрузкой в котел.
Для автоматических котлов фракция топлива строго ограничена, и подготовку осуществляют за счет просева и в отдельных случаях, дробят большие куски. У некоторых крупных автоматических угольных котлов, загрузка бункера осуществляется через крышу котельной, в специальных мешках весом от 750 до 1000 кг. Подача угля осуществляется при помощи краново-манипуляторной установки, установленной на грузовом автомобиле, который дополнительно выполняет функцию доставки угля к котельной и вывоза шлака от неё. В случае поломки транспорта, предусмотрена возможность ручной топки некоторых автоматических котлов. Но даже в этом случае возникает ряд трудностей:
– при больших мощностях котельной дежурный персонал может не обеспечить полную загрузку котла в ручном режиме при работе на максимальной нагрузке и в таком случае значительно снизить надежность оказания коммунальных услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжения;
– малый размер модульных котельных усложняет процесс работы автоматических котельных агрегатов в ручном режиме.
Повсеместное внедрение автоматических котельных на территории Забайкальского края, значительно может облегчить труд ресурсоснабжающих организаций, сдержать или снизить рост тарифов на коммунальные услуги малых отопительных котельных, но для достижения максимальной эффективности требуется внедрение мероприятий по переходу в более крупных и централизованных масштабах, чтобы свести эксплуатационные затраты к минимуму.
Литература:
- Федеральный закон РФ «О теплоснабжении» от 27.07.2010 № 190-ФЗ (последняя редакция).
- Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»
- Государственная программа Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» от 27.12.2010 № 2446-р (изменениями на 16.02.2013).