Статья посвящена исследованию состояния изученности опыта управления рисками в общеобразовательных организациях, выявлению значения рисков в системе образования.
Ключевые слова : управление в образовании, информационная безопасность, физическая безопасность, риски в образовании.
Введение . В настоящее время основополагающего системного стандарта, устанавливающего общие положения в области управления рисками в общеобразовательных учреждениях, не существует, исследование направлено на систематизацию информации в сфере предотвращения и изучения рисков как феномена в общеобразовательных организациях.
Изложение основного материала исследования
Осуществление общеобразовательного процесса без рисков не предоставляется возможным. Для минимизации их возникает потребность в систематическом контроле образовательного процесса в аспекте постоянного учёта предполагаемых решений с точки зрения их воздействия на систему рисков, которые сопутствуют образовательной деятельности, и создание условий, направленных на предотвращение и снижение наиболее опасных рисков. Исходя из этого следует, что управление рисками в образовательной деятельности должно стать одним из стратегических направлений системы образования.
В настоящее время основополагающего системного стандарта, устанавливающего общие положения в области управления рисками в общеобразовательных учреждениях, не существует. Введены девять ГОСТов, которые относятся к различным группам по классификатору стандартов, но не являются функционально полными ни по одному из направлений защиты управления рисками. Образование долгие годы развивалась как стабильная отрасль: она была защищена государством, поддерживалась обществом, с точки зрения законодательства считалась приоритетной. Образовательная деятельность, как и любая другая, подвержена рискам. И, безусловно, с одной стороны, соглашаясь с Р. М. Качаловым в том, что «современный человек все больше и больше втягивается в так называемое общество риска, поскольку не реагирует должным образом на реализовавшиеся факторы риска, не пытается предвидеть появление новых рисковых ситуаций и не склонен к рациональной оценке риска и нейтрализации его последствий» [1], безусловно, необходимость средств и инструментов для снижения рисков образовательного учреждения актуальность не подвергается сомнению, так же как практические применение их в условиях образовательной среды. В рамках данного исследования нами понимается под риском образовательного учреждения опасность, возможная неудача, отклонение от намеченной цели в результате принятия или непринятия необходимого управленческого решения, возникших форс-мажорных обстоятельств. Учебники и монографии последних лет по проблемам управления образованием предлагают нам, как правило, классический вариант менеджмента, опирающийся на мировой опыт. Обычная цепочка менеджмента представляет собой системную совокупность этапов: информация, анализ проблем, целеполагание, планирование, организация, мотивация, контроль. Среди важнейших разделов менеджмента — теория организаций, организационное управление, управление персоналом, разработка и принятие управленческих решений, управление финансами, управление инновациями. В настоящее время можно заметить разнообразность рисков в общеобразовательном учреждении, и вопрос их решения носит стихийный характер «от случая, к случаю».
После выхода новой версии стандарта серии ISO 9001:2015, управление рисками в системе менеджмента качества, является одним из важнейших моментов в деятельности организации. Для того чтобы лучше понять, как управлять рисками, необходимо иметь четкое представление о том, что такое риск, а также знать его виды и причины возникновения. Согласно ISO 9001:2015 риском считают влияние неопределенности
Анализируя педагогические работы, посвященные рискам образования, и официальные документы в сфере образования, можно сделать ряд выводов.
- На данный момент риск в педагогике отсутствует как термин, так и категории общего понятия в образовании. В основном риск трактуют неопределенностью, которая влечет за собой угрозу образовательному процессу и деятельности в рамках образовательного учреждения. Такая смежность делает более трудно доступнее включение риск-менеджмента при управлении образовательными учреждениями.
- Изученность рисков в своей основе нацелены на изучение сферы экономического подхода и не имеют общего на поприще в специфике рисков образования, наблюдается полное копирование классификации рисков, используя материалы необходимые для решения целей любого другого предприятия. Очевидно, что в таких условиях обходит внимание специфика и инновации рисков в общеобразовательных учреждениях. Так же субъекты образовательного процесса не включены в число потенциальных обладателей определенных рисков.
- Работы не в большом количестве посвящены практическим основам риск-менеджмента, которые освещают действия управляющего аппарата учебных заведений.
Изучение риска можно разделить на два основных направления: выделение и анализ отдельных видов риска, его проявления в общественной реальности (Роджерс, М. Н. М. Вебер, Э. Дюркгейм, В. И. Добреньков, Ч. Ламброзо, К. Руткевич, Ж. Т. Тощенко, М. Фуко Ф. Р. Филиппов и др.). Общие вопросы теории и методологии риска нашли отражение как в трудах зарубежных ученых (Н. Луман Э. Гидденс, У. Бек, и др.), так и в работах отечественных исследователей (И. А. Афанасьева, С. Р. Ахмерова, В. И. Зубкова, В. С. Ибрагимова, С. А. Красикова, О. Н. Яницкого и др.).
Концепций риска достаточное количество, но наиболее завершенная концепция общества риска принадлежит У. Беку. Согласно Беку, риск — это не исключительный случай, не «последствие» и не «побочный продукт» общественной жизни. Риски постоянно производятся обществом, причем это производство легитимное, осуществляемое во всех сферах жизнедеятельности общества — экономической, политической, социальной.
Основная структура будущей диссертации основополагающее на понятие риск, который в свою очередь непосредственно связан с образованием (информационный, методический, физический.) Логическим продолжением является создание условий для исключения видов риска путем формирования компетенций, совершенствования образовательного процесса, и конечным результатом предполагается модель организационно педагогических условий.
В общеобразовательном процессе существует ряд рисков, и для их предотвращения разработаны нормативные документы в виде федеральных законов. Основополагающими нормативными документами в общеобразовательных учреждениях являются федеральные законы.
Для успешной реализации образовательного процесса необходимо исключить риски опасности и создать безопасную среду для обучения, воспитания и развития. Безопасность необходима на высочайшем уровне, одним из условий успешного общеобразовательного процесса является среда безопасности, обусловлено это освобождением мыслей участников о каком-либо виде опасности и сохранении своего здоровья, не отвлекаясь от занятий учебного характера.
Риск — ситуация неопределенности, скрывающая амбивалентные сценарии, как положительные, так и отрицательные; риски мы обозначаем в будущем времени, как вероятностные события. Риск — это осознание возникновения возможной проблемы, ее опережающая рефлексия. Поэтому о профилактике точнее говорить в отношении рисков, а о решении — в отношении проблем. В каком-то контексте эти формулировки могут быть взаимозаменяемы, а в каких-то приемлема только одна из них. Например, организаторы активных форм досуга должны позаботиться о предупреждении риска детского травматизма, как вероятностного события. Но утверждать, что они должны «решать проблему детского травматизма» будет некорректно, у них нет такой проблемы
При изучении феномена «риск» необходимо определиться с предпосылками его возникновения, выделить основные его элементы, а также важно систематизировать и классифицировать понятия, связанные с риском. Риск связан с оценками (ожиданиями) и решениями субъекта и не существует безотносительно к ним. Из этого постулата следует, что отношение к риску субъективно и зависит от социальных установок. Сам по себе внешний мир не знает никакого риска, ибо ему неведомы ни различия, ни ожидания, ни оценки, ни вероятности — разве что собственные результаты наблюдающих систем в окружающем мире других систем. Риск отражает решения, с помощью которых связывается время, хотя будущее не может быть известно в достаточной степени.
Таким образом, в рамках нашего исследования к «горизонтальным» рискам мы включили: информационные, физические и психологические. К «горизонтальным» рискам так же можно отнести методические, профессиональные личностные, социальные, инновационный, педагогический в общем все, которые напрямую относятся к образовательному процессу. В графу вертикальной структуры входят риски абсолютно с других сфер деятельности, которые напрямую не могут повлияют на образовательный процесс, например, производственный, технический, природные, рыночный, кредитный, инвестиционный, юридический, налоговый и т. д.
Результаты данных исследований имеют большое значение для улучшения и развития практики обучения и педагогической теории, актуальность обуславливается регулярным увеличением угроз информационного воздействия на учеников в учебно-воспитательной и внеучебной деятельности, все субъекты образовательного процесса так или иначе нуждаются в информационной безопасности всех субъектов образовательного процесса.
Осуществление общеобразовательного процесса без рисков не предоставляется возможным, для минимизации их возникает потребность в систематическом контроле образовательного процесса в аспекте постоянного учёта предполагаемых решений с точки зрения их воздействия на систему рисков, которые сопутствуют образовательной деятельности, и создание мер, направленных на предотвращение и снижение наиболее опасных рисков. Исходя из этого следует, что управление рисками в образовательной деятельности должно стать одним из стратегических направлений системы образования.
Литература:
- Абрамова И. Г. Теория педагогического риска: дисс….д. пед.н. 13.00.01, защищена 1996. СПб.,1996
- Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. Москва: ПрогрессТрадиция, 2000.- 384 с
- Качалов Р. М. 2010. Управление экономическим риском в российском бизнесе: мониторинг 2005–2010 гг. Российский журнал менеджмента. Центральный экономико-математический институт РАН. Том 9, № 1, 2011. С. 127–154.
- Михайлова Е. Н. Рискологические факторы и качество исследовательской деятельности педагога // Вестник ТГПУ. 2009. Вып. 10 (88). Стр.59–63.
- Фомин А. П. Личность учителя как носителя педагогической идеи: дисс. … к.филос.н. 09.00.11, защищена 2001. СПб.,2001.