В статье рассматриваются принципы формирования экологической культуры в целях создания эмоционально-целостного отношения к окружающему миру, рационального природопользования, изучения взаимодействий системы «человек-природа».
Ключевые слова: экологическая культура, экология, образование.
Экологическую культуру необходимо воспитывать в человеке с самого раннего возраста. Школьники и студенты должны получать экологические знания в процессе обучения. В № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» указано, что целях формирования экологической культуры в обществе и воспитания бережного отношения к природе, необходимо реализовывать экологическое просвещение, которое осуществляется путем распространения знаний о состоянии окружающей среды. Формирование экологического мировоззрения должно способствовать не только приобретению навыков научного анализа явлений природы, но и осмыслению взаимодействия общества и природы, а так же сформировать общие знания по экологии. Экологизация начинает происходить на начальном этапе образования при изучении предмета «окружающий мир» в начальной школе. В дальнейшем знания приобретаются путем изучения химии, биологии и географии в средней и старшей школе, а так же профильных дисциплин в учреждениях, реализующих профессиональные образовательные программы. Смешанная модель экологического образования предполагает изучение основ экологии в рамках самостоятельного учебного предмета и одновременно насыщает экологическими понятиями содержание всех других школьных предметов. Все эти аспекты являются показателями ориентации образования на процессы формирования экологической культуры.
Экологическое образование в России берет свое начало с изучения естествознания примерно в XVIII веке. В 90-х годах создавались новые методические принципы обучения. В настоящее время экологическое образование рассматривают как единую систему, в которую входят дошкольное, школьное, среднее специальное и высшее образование, а также обучение взрослого населения. Сейчас экологическая культура становится не чем-то желательным в образовательной организации, а обязательным требованием жизни в мировом сообществе. Эффективность экологического образования определяется готовностью педагогов-экологов к профессиональной деятельности, которая означает способность решать профессиональные задачи и проблемы. Экология создает методологическую основу для прогнозирования последствий вмешательства в природные системы для синтеза научных знаний и социального опыта. Цель экологического образования: формирование у школьников и студентов основ экологической культуры, развитие интереса и любви к природе. Процесс развития экологического мировоззрения затрагивает личность учащегося, при обучении необходимо сформировать систему умений и навыков, таких как умение объяснять полученные знания, конструировать экологические модели естественных систем, проигрывать возможные варианты экологических ситуаций, объяснять практические явления экологического характера [1] .
В школе содержание экологического воспитания отражается в следующих составляющих: общенаучный аспект, т. е. формирование учебно-познавательного отношения к природной среде; ценностный — определение значимости природы в существовании человека; нормативный — освоение системой нравственных и правовых норм; деятельностный — развитие познавательных и практических навыков и способов деятельности экологического характера [2]. В модели построения уроков экологии центральной идеей экологического мировоззрения является идея коэволюции т. е. совместного взаимодействия живых систем и окружающего мира. Теоретическими постулатами этой идеи являются знания об особенностях функционирования естественных и социальных систем [3]. При изучении стратегий формирования ценностного отношения к окружающему нас миру, необходимо учитывать особенности психологического развития детей школьного возраста. В этот период у детей приобретается опыт взаимодействия с природой и формируется отношение к ней. Как самостоятельная область научного знания теория и методика обучения экологии имеют собственный объект и предмет исследования, обладают собственной методологией и терминологическим аппаратом.
В теории обучения экологии установлены закономерности и принципы обучения и воспитания учащихся. Для изучения экологии в рамках школы нужно мотивировать школьников участвовать в различных экодвижениях; призывать детей участвовать в школьных и городских субботниках; приглашать лекторов, представителей экологических организаций, преподавателей; создавать в рамках школы акции по сбору вторсырья, батареек, крышечек, макулатуры; устраивать экскурсии в заповедники, парки; читать лекции об энергопотреблении, загрязнениях, рисках глобального потепления и т. д. Внеклассная деятельность учащихся позволяет систематизировать и расширить сферу экологических знаний и умений. Дополнительной мотивацией для старшеклассников может служить право на поступление вне конкурса на естественно-научные направления при победе в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экологии.
Среди исследователей процесса экологического воспитания школьников находятся вопросы формирования и развития экологического сознания, мировоззрения, поведения, экологического образования, а также эколого-аксиологические аспекты, при которых процесс обучения строится на основе аксиологической технологии развития экологической культуры, поэтапно изучаются эколого-ценностные составляющие все более высокого уровня, реализуется совокупность взаимосвязанных педагогических условий: ценностных, целевых, содержательных, учебно-процессуальных, методических и т. д.
Структуру взаимосвязей и отношений между компонентами исследуемого объекта можно поделить на следующие элементы: мотивационный — эмоциональное принятие ценностей; диагностический, т. е. исследование уровней сформированности экологической культуры учащегося; содержательный — отбор теоретических знаний о сущности экологической культуры, умений, навыков; процессуальный — способы и технологии образовательной деятельности, направленные на достижение целей педагогического эксперимента; результативный — отражает результаты экспериментальной деятельности по воспитанию экологической культуры.
Роль экологии в жизни и деятельности человека растет. Это связано с обострением экологической ситуации, вызванной ростом населения и обострением социальных противоречий. Дальнейшее существование планеты возможно только в гармонии общества с окружающей средой. Это требует наличия знаний и соблюдения биологических закономерностей. Для устранения экологических проблем необходимо воспитать новое поколение с развитым экологическим мировоззрением. Экологическое образование призвано решить такие вопросы, как экономия природных ресурсов, предотвращение неоправданного загрязнения, сохранение естественных экосистем, формирование сознательной готовности к активному личному участию в природоохранных мероприятиях.
Требования к экологической образованности студента СПО предполагают разработку разнообразных путей экологизации образования на интегрированной, междисциплинарной и проблемной основе [4]. Особенностью процесса обучения в колледже является профессиональная направленность, при этом необходимо учитывать возрастные особенности студентов. Экологические знания должны сформировать научную картину взаимодействия человека и природы с помощью методологических подходов к практической деятельности в экологической области. Формирование экологической культуры — педагогический процесс, направленный на расширение теоретических знаний о взаимосвязи профессиональной и природоохранной деятельности. Развитие личности студента СПО обеспечивается через формирование совместных учебных действий преподавателя и обучающихся. Экологическое образование обеспечивает накопление опыта и развитие личности, направленное на формирование ценностных ориентаций и получение специальных знаний в сфере природопользования.
Методами экологического воспитания являются: методы анализа и коррекции сложившейся экологической ориентации; методы, стимулирующие самостоятельную деятельность; методы теоретического обоснования экологических проблем. Экологическая компетентность является важным показателем приобретения специфических знаний и рассматривается как комплекс знаний, включающих гармоничное развитие человека и природы. Уровнями достижения целей экологического образования являются: экологическая грамотность (на эмпирическом уровне); экологическая образованность (на теоретическом уровне); экологическая компетентность (как созидательная деятельность). [5] Принципами экологического образования выступают: всеобщность, непрерывность, гуманизация, ориентация на развитие экологического мышления.
Эффективность формирования экологической культуры обеспечивает комплекс педагогических условий: интеграция на основе междисциплинарного, личностно-ориентированного и деятельностного подходов профессиональных и экологических знаний, разработка методических рекомендаций, реализация педагогических методов. Формирование экологической культуры предполагает перестройку мировоззрения, создание новой системы ценностей и является желательным результатом экологического образования. Экологическое образование дает возможность оптимизации дальнейшей жизненной перспективы и выводит личность студента на другой уровень жизни, расширяет ее возможности. Сформированная экологическая воспитанность проявляется в: наличии интересов и знаний, понимании ответственности за результаты своей профессиональной деятельности, формировании системы экологических убеждений и ценностей, способности использовать знания на практике.
Курс экологических дисциплин помогает студентам в естественно-научном восприятии природных явлений, поскольку основные ее концепции базируются на общих законах развития. Развитая экологическая культура предполагает умение по достоинству оценить каждый компонент природы и становится необходимым условием сохранения и развития современной цивилизации [6].
Литература:
- Алиханова Р. А., Караханова Г. А. Экологическое образование в формировании нравственной культуры личности // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2017. № 3.
- Дежникова Н. С., Иванова Л. Ю., Клемяшова Е. М., Снитко И. В., Цветкова И. В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие / Н. С. Дежникова, Л. Ю. Иванова, Е. М. Клемяшова, И. В. Снитко, И. В. Цветкова. — М.: Педагогическое общество России, 2001. — 64 с.
- Мириленко А. П. «Школа 3.0»: концепция альтернативного среднего образования // Школьные технологии. 2020. № 3.
- Евсеева Мария Федоровна Формирование экологической культуры студентов в условиях учреждений среднего профессионального образования // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2016. № S2.
- Дзятковская Е. Н., Захлебный А. Н., Либеров А. Ю. М. Образование и экология, 2011 г.
- Андреева Н. Д. А655 Теория и методика обучения экологии: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Н. Д. Андреева, В. П. Соломин, Т. В. Васильева; под ред. Н. Д. Андреевой. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 208 с. ISBN 978–5-7695–5942–6.