На современном этапе развития человечества вопрос об охране окружающей среды становится все более актуальным. Процессы жизнедеятельности человека приводят к ухудшению экологической ситуации в целом, что, в свою очередь порождает низкий уровень жизни и здоровья человека, с одной стороны, а, с другой — мотивирует государство устанавливать нормативы и требования в области охраны окружающей среды и природопользования, предусматривает юридическую ответственность за их нарушение. Однако, в настоящее время легальное определение таких понятий, как административное экологическое правонарушение и административная ответственность за экологические правонарушения отсутствует. Проанализировав различие подходы к данным дефинициям в работах современных ученых-административистов, автор статьи представляет свое видение данных правовых категорий.
Ключевые слова : административное право, административная ответственность за экологические правонарушения, административное правонарушение, административное экологическое правонарушение, регулятивные правоотношения.
В соответствии с требованиями Конституции Российская Федерация формирует и осуществляет государственную политику в области охраны окружающей среды. Взаимодействие общества и природы всегда было существенным компонентом государственной деятельности, а в настоящее время все очевиднее становится парадигмой современной экологической политики [4, c. 13]. Российское государство осознает необходимость и неизбежность неукоснительного учета требований охраны окружающей среды для достижения национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации [2].
Согласно документу стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности страны — Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года [3] — экологическая безопасность рассматривается как важнейшая составная часть национальной безопасности, определяются основные вызовы и угрозы экологической безопасности, цели, задачи и механизмы реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности, включая правовые меры.
Государство принимает разнообразные меры по обеспечению экологической безопасности, устанавливает нормативы и правила в области охраны окружающей среды и природопользования, предусматривает юридическую ответственность за их нарушение [6]. Административная ответственность наряду с уголовной, гражданской и дисциплинарной является одним из видов юридической ответственности. Указанный вид ответственности устанавливается государством путем издания нормативно-правовых актов, которые определяют основания ответственности, меры, которые применяются к правонарушителям, а также порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях и исполнения указанных мер.
Следует отметить, что легальное понятие административного экологического правонарушения отсутствует. Проанализировав различие подходы к данному понятию в работах современных ученых-административистов, полагаем, что под административным экологическим правонарушением, следует понимать противоправное, социально-вредное виновное деяние хозяйствующих субъектов различных форм собственности и их должностных лиц, должностных лиц органов государственной и муниципальной власти, а также физических лиц, посягающее на социальные отношения по охране природной среды, рациональному использованию ее ресурсов, обеспечению экологической безопасности российского общества и государства, за которое российским административным законодательством установлены меры юридической ответственности .
В общей структуре правонарушений в сфере охраны окружающей среды доля административных правонарушений весьма существенна. Согласно статистическим данным, в 2004 г. было выявлено 14 450 нарушений, в 2010 г. — 27 150, но уже в 2019 г. — 68 369, а за 2021 года — 71 359 [7]. Рост количества административных экологических правонарушений и усиление тяжести их последствий для окружающей среды обусловливают остроту, злободневность этой проблемы. В юридической литературе отмечается, что административно-правовая ответственность является наиболее эффективным видом юридической ответственности, применяемым за нарушения экологического законодательства [9]. В отличие от уголовной ответственности за экологические правонарушения привлечение виновного лица к административной ответственности, как правило, не требует доказывания факта причинения значительного вреда окружающей среде. Процедура привлечения к административной ответственности менее формализована и в определенной мере упрощена.
В условиях высокой латентности экологических преступлений именно институт административной ответственности за экологические правонарушения обеспечивает выполнение принципа неотвратимости наказания за совершение правонарушения. При этом санкции за совершение административных правонарушений в сфере охраны окружающей среды по тяжести последствий для нарушителя не уступают санкциям за совершение экологических преступлений, особенно с учетом того, что уголовной ответственности не подлежат юридические лица, которые являются основными нарушителями экологических требований.
Естественно, если в ныне действующем КоАП РФ как мы уже ранее выяснили, не содержится определения административной ответственности, то логично, что понятие административной ответственности за экологические правонарушения также не содержится в действующем законодательстве.
Зная определения административной ответственности, которые были исследованы ранее, мы можем сформулировать его расширенную версию, только касаемо ответственности за экологические правонарушения. Так С. А. Боголюбов в своих работах полагает, что административная экологическая ответственность наступает за совершение экологических правонарушений — административных проступков и находит свое проявление в административных взысканиях. Она применяется в целях воспитания лица, совершившего административный проступок, в духе соблюдения законов, уважения к правилам общежития. Кроме этого, непосредственным ориентиром является также предупреждение совершения новых поступков, как самим правонарушителем, так и другими лицами [4, c. 11].
В одном из комментариев профессор В. В. Петров отмечал, что административная ответственность за экологические правонарушения выражается в применении компетентным органом государства, мер административного взыскания за совершение экологического правонарушения [10].
Профессор М. М. Бринчук считает, что административная ответственность выражается в применении компетентным органом государства мер административного взыскания за совершение экологического правонарушения [5, c. 482]. В свою очередь под экологическим правонарушением признается посягающее на экологический правопорядок, экологические права и свободы граждан, право собственности на природные ресурсы и порядок управления природопользованием и охраной окружающей среды противоправное, виновное действие (бездействие), которое причинило или могло причинить вред окружающей среде и за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
Обобщая различные подходы к определению сущности административной ответственности за экологические правонарушения, следует отметить что ей присущи все признаки юридической ответственности за экологические правонарушения:
1) является обязанностью правонарушителя претерпевать определенные лишения и неблагоприятные последствия;
2) неблагоприятные последствия для правонарушителя выражаются в форме имущественного, личного и организационного характера;
3) неблагоприятные последствия, применяемые к правонарушителям, обязательно должны быть предусмотрены санкциями правовых норм;
4) возлагается в определенной процессуальной форме.
Вместе с тем, административную ответственность за экологические правонарушения отличают и определенные особенности:
- административные проступки в экологической сфере носят менее общественно-опасный характер, чем экологические преступления;
- объектом посягательства административного экологического правонарушения являются общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования;
- субъектом административной ответственности за экологические правонарушения являются физические, должностные и юридические лица;
- мерой административной ответственности за экологические правонарушения выступают неблагоприятные последствия, выраженные в виде административных наказаний, предусмотренных КоАП РФ;
- административные наказания на экологических правонарушителей налагаются как в судебном, так и во внесудебном порядке.
Нельзя упустить тот факт, что, в юридической науке административную ответственность за экологические правонарушения классифицируют на позитивную и негативную [8, c, 37-38]. Позитивная административная ответственность в области охраны окружающей среды, возникает из юридической обязанности лица осуществить положительные или полезные для общества функции и роли. Данная административная ответственность реализуется в регулятивных правоотношениях, в которых обязанная сторона находится в состоянии подотчетности и подконтрольности. В свою очередь, негативная экологическая административная ответственность или ретроспективная, возникает в уже известных нам случаях, при нарушении законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования. В данном случае возникает правоотношение между государством, в лице его органов и должностных лиц и правонарушителем, чье деяние попадает под состав административного правонарушения, предусмотренного особенной частью КоАП РФ. Таким образом совершение экологического административного правонарушения приводит субъекта из сферы регулятивных отношений, позитивной ответственности, в сферу охранительных правоотношений с негативной ответственностью.
Исходя из всего вышеперечисленного можно предложить следующее определение административной ответственности за экологические правонарушения — это обязанность лица, совершившего экологический проступок, претерпевать негативные последствия в виде установленного законодательством административного наказания, и применяемого в особой процессуальной форме .
Литература:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 16.04.2022) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
- Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // СЗ РФ. 2018. № 20. Ст. 2817.
- Указ Президента РФ от 19.04.2017 № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» // СЗ РФ. 2017. № 17. Ст. 2546.
- Боголюбов С. А. Актуальные проблемы экологического права / С. А. Боголюбов. М.: Юрайт, 2018. 146 c.
- Бринчук М. М. Экологическое право (право окружающей среды): учебник для высших юридических учебных заведений. 5-е изд. М.: Юристъ, 2018. 688 с.
- Комментарий к главе 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ «Административные правонарушения в сфере охраны окружающей среды и природопользования» (постатейный) / А. Ф. Ноздрачев, М. И. Васильева, Е. А. Галиновская [и др.]; отв. ред. А. Ф. Ноздрачев. Москва: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: ИНФРА-М, 2020. 472 с.
- Судебная статистика РФ [Электронный ресурс]. URL: http://stat.апи-пресс.рф/stats/adm/t/31/s/1. (дата обращения: 29.03.2022).
- Экологическое право: учебное пособие. Ч. 1 / Л. С. Булгакова, О. А. Гуреева, М. Б. Кабанова, В. В. Лавров, Я. К. Чепенко; под общ. ред. В. В. Лаврова. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, 2020. 180 с.
- Право и климат планеты: научное издание / под ред. Ю.А. Тихомирова, С.А. Боголюбова, Н.В. Кичигина. М., 2018. С. 15.
- Охрана окружающей природной среды. Постатейный комментарий к Закону России под ред. В.П. Ворфоломеев, В.В. Петров. М.: Республика, 1993. С. 176.