К проблеме дезадаптации детей младшего дошкольного возраста при поступлении в дошкольную образовательную организацию | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №17 (412) апрель 2022 г.

Дата публикации: 29.04.2022

Статья просмотрена: 344 раза

Библиографическое описание:

Облова, Я. А. К проблеме дезадаптации детей младшего дошкольного возраста при поступлении в дошкольную образовательную организацию / Я. А. Облова, А. А. Филатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 17 (412). — С. 64-67. — URL: https://moluch.ru/archive/412/90917/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье описаны сложности адаптационного процесса, возникающие у детей младшего дошкольного возраста при поступлении в ДОО (дошкольную образовательную организацию). Представлен диагностический комплекс, позволяющий провести исследование адаптации, а также даны общие рекомендации по борьбе с проблемой дезадаптации для родителей и воспитателей.

Ключевые слова: адаптация, дезадаптация, диагностика адаптационного процесса, дети младшего дошкольного возраста, билингвизм, психолого-педагогическое сопровождение в ДОО.

The article describes the difficulties of the adaptation process that arise in children of early preschool age when entering a pre-school educational organization. The article presents a diagnostic complex that allows to conduct a study of adaptation, as well as general recommendations for dealing with the problem of maladaptation for parents and caregivers.

Keywords: adaptation, maladaptation, diagnostics of the adaptation process, children of early preschool age, bilingualism, psychological and pedagogical support in preschool educational institutions.

В современном образовательном пространстве остро стоит проблема дезадаптации детей при поступлении в дошкольную образовательную организацию. С поступлением в детский сад, в жизни ребенка происходит огромное количество изменений. Меняется привычный уклад жизни и социальное окружение ребенка. Резко изменившиеся условия развития приводят дошкольника к большому количеству стрессовых ситуаций, которые при длительном воздействии на психику ребенка могут послужить причиной невротизации, нарушений поведения, а также стать предпосылками для развития соматических заболеваний.

В этой связи психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации является неотъемлемой частью работы педагога-психолога в дошкольной образовательной организации. Задача педагога-психолога как специалиста состоит в том, чтобы помочь справиться с дезадаптацией и ее последствиями всем участникам образовательного процесса: воспитанникам ДОО, их родителям, а также педагогическим работникам. Дезадаптация, осложняя работу воспитателей, негативно влияя на психологическое благополучие детей и их родителей, нередко становится серьезной проблемой первой ступени дошкольного образования. От итогов разрешения проблемы дезадаптации зависит дальнейшее психологическое состояние детей при посещении детского сада. Для благоприятного прогноза развития необходимо, чтобы дети, находясь в стенах образовательной организации, чувствовали себя максимально комфортно.

Стоит отметить, что на адаптацию ребенка влияют не только изменяющиеся социальные условия, но и особенности его развития. Уровень освоения речи, игровой и конструктивной деятельности, физическое развитие — вот те факторы, которые влияют на процесс адаптации «изнутри». Также важным аспектом для преодоления проблемы дезадаптации является изучение внутрисемейных взаимоотношений, типа привязанности и отношений с матерью или лицом ее заменяющим.

Проблему адаптации к ДОО изучали такие исследователи, как Н. Д. Ватутина, М. И. Лисина, К. Л. Печора, Р. В. Тонкова-Ямпольская и другие. Ученые рассматривают адаптацию как процесс вхождения организма в новую среду и приспособление к ее условиям. Адаптированность в свою очередь является итогом адаптационного процесса, и определяется учеными как достижение ребенком состояния психологического комфорта. Для того, чтобы успешно работать с адаптацией к ДОО, педагогу-психологу необходимо иметь инструментарий, способный выявить проблемы дезадаптации и минимизировать ее последствия.

Для того, чтобы проанализировать влияние внешних и внутренних факторов на адаптацию к детскому саду, в рамках данной статьи мы провели диагностику адаптационного процесса у детей из тройни (две девочки и мальчик), впервые поступивших в ДОО. В работе мы использовали: анкету для родителей, составленную на основе анкетирования родителей воспитанников А. Н. Вераксы и М. Ф. Гуторовой, протокол наблюдения диагностики уровня адаптированности Калининой Р. Р., методику определения нервно-психического развития ребенка К. Л. Печоры и Г. В. Пантюхиной.

Также, в связи с билингвизмом воспитанников, был проведен ряд невербальных игровых действий для всесторонней диагностики психического развития детей. В процессе игры мы выяснили, что дети говорят преимущественно на армянском, на русском языке простыми словосочетаниями и отдельными словами. При этом дети знают много английских слов, и иногда пользуются ими при общении на русском языке. У воспитанников нет представлений о разграничении русского и английского языков, происходит смешение. Данные об участниках экспериментального процесса представлены в таблице 1.

Таблица 1

Данные об участниках экспериментального процесса

ФИО (изменены)

Пол

Возраст

Диагноз

Примечания

1

Амира Н.

Ж

3 г.11 мес.

здорова

Первая из тройни

2

Левон Н.

М

3 г.11 мес.

здоров

Второй из тройни

3

Мариам Н.

Ж

3 г.11 мес.

здорова

Третья из тройни

В ходе исследования нервно-психического развития детей наблюдение осуществлялось по следующим параметрам: владение активной речью, уровень сенсорного развития, уровень развития навыков самообслуживания, развитие моторики и игры. Полученные данные мы сравнивали с нормативами, представленными К. Л. Печорой и Г. В. Пантюхиной [4]. По результатам диагностики мы получили следующие результаты: Амира Н. относится ко второй группе нервно-психического развития (наблюдается отставание по наблюдаемым параметрам на один эпикризный срок), а Левон Н. и Мариам Н. — к третьей группе (отставание на 2 эпикризных срока).

При наблюдении за игрой, взаимодействием между собой, с другими сверстниками и взрослыми, мы пришли к выводу, что обращенную речь на русском языке дети понимают не полностью, сложные инструкции воспринимаются с трудом, что значительно осложняет взаимодействие воспитанников с педагогическим составом, что негативно отражается на адаптационном процессе. Для диагностики уровня адаптации мы использовали протокол наблюдения Калининой Р. Р., а также анкетирование родителей. Опрос родителей позволил проанализировать факторы, влияющие на адаптационный процесс детей, а также он показал, что дети подвержены влиянию различных осложняющих обстоятельств. Эти данные представлены в таблице 2.

При первом посещении дошкольного образовательного учреждения нами сразу была отмечена активная эмоциональная реакция 2-х детей из троих, а именно: плач, крик, отказ от контакта со взрослыми, отсутствие активности. При этом старший ребенок (Амира Н.) открыто шел на контакт, проявлял заинтересованность к игрушкам, взаимодействовал с детьми, находившимися в группе, у девочки преобладало радостное настроение. При повторном посещении группы Левон и Мариам отказывались заходить в группу, убегали, прятались за родителей и кричали.

Таблица 2

Диагностика адаптационного процесса.

ФИО

Группа НПР

Уровень адаптации

Факторы, влияющие на адаптацию

1

Амира Н.

вторая

средний

Многодетность, билингвизм, избирательность в еде, высокая частота простудных заболеваний.

2

Левон Н.

третья

тяжелый

Многодетность, билингвизм, избирательность в еде, поздний отход ко сну, агрессивность, сложности с освоением гигиенических навыков, высокая частота простудных заболеваний, стойкое нежелание посещать детский сад.

3

Мариам Н.

третья

тяжелый

Многодетность, билингвизм, плохой аппетит, малоактивный характер бодрствования, высокая частота простудных заболеваний, стойкое нежелание посещать детский сад.

Из таблицы 2 мы видим, что самое большое количество факторов, осложняющих адаптацию, наблюдается у Левона Н. Согласно исследованиям отечественных ученых, мальчики более подвержены трудностям адаптации, чем девочки, при прочих равных условиях.

С целью облегчения адаптационного процесса, родителям и воспитателям был предложен набор рекомендаций по преодолению дезадаптации и поведенческих нарушений в отношении детей с учетом их индивидуальных особенностей. Данные рекомендации представлены в таблице 3.

Таблица 3

Рекомендации по преодолению дезадаптации

Родителям рекомендовано:

1. Проводить с детьми позитивные беседы на тему «Чем интересным ты будешь заниматься в детском саду», показывать фото и видеоролики из сада.

2. В домашних условиях выстроить режим дня, сходный с режимом ДОО.

3. Увеличивать время нахождения детей в ДОО постепенно.

4. Рассказывать детям порядок своих действий: «отведу тебя в сад, схожу на работу, поработаю, приду за тобой, мы пойдем домой»

5. Говорить ребенку после какого режимного момента о том, что вы его заберете: «я приду за тобой после обеда».

6. Играть дома в детский сад — дать попробовать детям разные роли.

7. Придумать свой ритуал прощания.

8. Активно сотрудничать и взаимодействовать с педагогами и специалистами ДОО.

Воспитателям рекомендовано:

1. Вести себя спокойно и уверенно.

2. Использовать положительно окрашенное эмоциональное воздействие и телесный контакт.

3. Проговаривать последовательность режимных моментов: «сейчас мы делаем зарядку, а потом садимся завтракать.

4. После завтрака нас ждет увлекательное занятие» и т. п.

5. Обращать внимание на индивидуальные особенности детей и использовать это в своей работе.

6. Отвечать на все вопросы ребенка относительно родителей, проговаривать, что родители всегда приходят за своими детьми.

7. Подключать детей к своей деятельности.

8. Хвалить детей, активно делиться их достижениями с родителями.

9. Выстраивать доверительные отношения с воспитанниками, обеспечивать эмоционально благоприятную обстановку в группе.

10. Организовывать различные виды деятельности и игры, создавать положительный настрой с помощью музыкального оформления.

Родителям не рекомендовано:

1. Обсуждать детский сад и воспитателей в негативном ключе при детях.

2. Пугать детей детским садом.

3. Обманывать детей фразами «я приду через минуту», «я сейчас вернусь» и т. д.

4. Подкупать сладостями или игрушками.

Воспитателям не рекомендовано:

1. Обманывать детей фразами вида «мама сейчас вернется» и т. п.

2. Пугать детей тем, что родители их не заберут.

3. Манипулировать поведением детей, вызывая страхи и тревожность.

4. Наказывать детей.

5. Излишне настаивать на выполнении игровых действий.

Для получения полной информации о факторах, имеющих влияние на процесс адаптации, специалистами ДОО был проведен анализ семейной ситуации воспитанников. Мы провели беседу с родителями и выяснили, что в семье родители преимущественно придерживаются либерального стиля взаимодействия и бывают непоследовательны в своих требованиях. Основным воспитателем в домашних условиях для детей является бабушка. Бабушка придерживается консервативных взглядов на воспитание, разговаривает с внуками исключительно на армянском языке и демонстрирует склонность к авторитарному стилю взаимодействия.

Данный тип внутрисемейных отношений также может оказывать негативное влияние на процесс адаптации, и помимо основных рекомендаций, представленных в таблице 3, родителям было предложено попытаться стабилизировать внутрисемейную ситуацию, выстроить единую линию воспитания и прийти к компромиссу с бабушкой в вопросах взаимодействия с детьми.

Литература:

  1. Божович Л. Н. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Проспект. — 2002. — 414 с.
  2. Веракса А.Н, Гуторова М. Ф. Практический психолог в детском саду. — Мозаика-синтез. — 2016. –144 с.
  3. Калинина Р. Ребенок пошел в детский сад... К проблеме адаптации детей к условиям жизни в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание. — 1998. — № 4. — С. 2–9.
  4. Костяк Т. В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду / Костяк Т. В. — М.: Академия. — 2013. — 176 c.
  5. Пантюхина Г. В., Печора К. Л. Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста. — М.:ВУНМЦ. — 1996. –71 с.
  6. Тонкова-Ямпольская Р. В., Е. Шмидт-Кольмер «Социальная адаптация» детей в дошкольном учреждении. — М.: Наука. — 241с.
  7. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи. Пособие для студентов. — СПб: КАРО. — 2004–432 с.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, адаптационный процесс, родитель, высокая частота, дошкольная образовательная организация, Печора, процесс адаптации, русский язык, таблица.


Ключевые слова

адаптация, билингвизм, дезадаптация, дети младшего дошкольного возраста, диагностика адаптационного процесса, психолого-педагогическое сопровождение в ДОО

Похожие статьи

Особенности адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении

Представлены результаты теоретико-эмпирического исследования особенностей адаптации детей с ОВЗ к дошкольному образовательному учреждению. Констатируется, что для таких детей, воспитывающихся в условиях инклюзивной группы, характерны проявления негат...

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей с комплексными нарушениями в развитии в дошкольном образовательном учреждении

В статье описаны особенности адаптации детей с комплексными нарушениями в развитии к дошкольному образовательному учреждению. Рассматривается актуальность и важность профилактики дезадаптации детей в рамках комплексного подхода: работа с родителями, ...

Социальная адаптация детей к условиям дошкольных образовательных учреждений и трудности, возникающие во время адаптации

В статье изучена сущность социальной адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации. На основе анализа научных публикаций сформулирована суть изучаемого конструкта, результат успешной адаптации. Описан комплекс проблем и трудностей...

Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к ДОУ

В статье рассматриваются вопросы адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ, рассмотрены формы работы по организации процесса адаптации ребенка к новым условиям. На основе экспериментального исследования составлены рекомендации по адаптации дете...

Психологические условия и механизмы развития способности к самопрезентации у старших дошкольников с нарушением речевого развития

В данной статье рассматриваются психологические условия и механизмы развития способности к самопрезентации у старших дошкольников с речевым дизонтогенезом. Описываются результаты исследования способности к самопрезентации у детей старшего дошкольного...

Профилактика речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста

В данной статье представлен опыт работы по организации работы по профилактике речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ. Данная модель освещает работу со всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса-...

Актуальность разработки игровых ситуаций, способствующих гендерной социализации детей дошкольного возраста

В методической разработке описана актуальность гендерной социализации детей дошкольного возраста. Также представлен пример содержания игровых ситуаций, используемых в повседневной жизни в условиях ДОУ, в различных режимных моментах дошкольников с цел...

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста как педагогическая проблема

В статье автор рассматривает основные теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста. Дается определение понятия «эмоциональный интеллект» в трудах зарубежных и отечественных ученых. Отмечается важность...

Адаптация ребенка к детскому саду в раннем возрасте

В статье рассматриваются особенности адаптации к детскому саду у детей раннего возраста. Проведен анализ педагогического исследования адаптации ребенка раннего возраста к условиям детского сада, в котором представлены три последовательных этапа — кон...

Экспериментальное исследование эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта средствами изобразительного искусства

В статье рассматриваются особенности эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Отмечено важное значение эстетического воспитания в развитии личности ребенка с нарушением интеллекта, его социализации и интег...

Похожие статьи

Особенности адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении

Представлены результаты теоретико-эмпирического исследования особенностей адаптации детей с ОВЗ к дошкольному образовательному учреждению. Констатируется, что для таких детей, воспитывающихся в условиях инклюзивной группы, характерны проявления негат...

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей с комплексными нарушениями в развитии в дошкольном образовательном учреждении

В статье описаны особенности адаптации детей с комплексными нарушениями в развитии к дошкольному образовательному учреждению. Рассматривается актуальность и важность профилактики дезадаптации детей в рамках комплексного подхода: работа с родителями, ...

Социальная адаптация детей к условиям дошкольных образовательных учреждений и трудности, возникающие во время адаптации

В статье изучена сущность социальной адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации. На основе анализа научных публикаций сформулирована суть изучаемого конструкта, результат успешной адаптации. Описан комплекс проблем и трудностей...

Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к ДОУ

В статье рассматриваются вопросы адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ, рассмотрены формы работы по организации процесса адаптации ребенка к новым условиям. На основе экспериментального исследования составлены рекомендации по адаптации дете...

Психологические условия и механизмы развития способности к самопрезентации у старших дошкольников с нарушением речевого развития

В данной статье рассматриваются психологические условия и механизмы развития способности к самопрезентации у старших дошкольников с речевым дизонтогенезом. Описываются результаты исследования способности к самопрезентации у детей старшего дошкольного...

Профилактика речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста

В данной статье представлен опыт работы по организации работы по профилактике речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ. Данная модель освещает работу со всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса-...

Актуальность разработки игровых ситуаций, способствующих гендерной социализации детей дошкольного возраста

В методической разработке описана актуальность гендерной социализации детей дошкольного возраста. Также представлен пример содержания игровых ситуаций, используемых в повседневной жизни в условиях ДОУ, в различных режимных моментах дошкольников с цел...

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста как педагогическая проблема

В статье автор рассматривает основные теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста. Дается определение понятия «эмоциональный интеллект» в трудах зарубежных и отечественных ученых. Отмечается важность...

Адаптация ребенка к детскому саду в раннем возрасте

В статье рассматриваются особенности адаптации к детскому саду у детей раннего возраста. Проведен анализ педагогического исследования адаптации ребенка раннего возраста к условиям детского сада, в котором представлены три последовательных этапа — кон...

Экспериментальное исследование эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта средствами изобразительного искусства

В статье рассматриваются особенности эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Отмечено важное значение эстетического воспитания в развитии личности ребенка с нарушением интеллекта, его социализации и интег...

Задать вопрос