Данная статья посвящена проблеме использования метода учебных проектов в образовательном процессе как психолого-педагогической технологии учебной деятельности, направленной на развитие инновационного мышления обучающихся, укрепление командной работы, а также формирование основных способностей и профессионально-значимых качеств личности. Автором приводится краткий теоретический обзор по проблеме учебного проектирования, его сущностные и методологические характеристики, основные типологические и характерологические признаки, раскрывается многокомпонентность проектного метода на примере преемственности учебной деятельности и взаимоотношений всех участников образовательного процесса. Также в статье затрагивается проблема, связанная с педагогическими и техническими трудностями педагогического коллектива, обусловленными внедрением инновационного метода проектов в образовательный процесс, и обозначаются основные пути их разрешения, основанные на осмыслении данного опыта инновационной деятельности учебных проектов, овладение педагогами соответствующими технологическими процедурами, а также преодоление ими познавательных барьеров.
Ключевые слова: инновационная педагогическая деятельность, метод проектов, образовательный процесс, психолого-педагогическая технология, учебный проект.
This article is devoted to the problem of using the method of educational projects in the educational process as a psychological and pedagogical technology of educational activities aimed at developing innovative thinking of students, strengthening teamwork, as well as the formation of basic abilities and professionally significant personality traits. The author provides a brief theoretical review on the problem of educational design, its essential and methodological characteristics, the main typological and characterological features, reveals the multicomponent nature of the project method on the example of the continuity of educational activities and the relationship of all participants in the educational process. The article also touches upon the problem associated with the pedagogical and technical difficulties of the teaching staff, due to the introduction of the innovative method of projects in the educational process, and identifies the main ways to resolve them, based on understanding this experience of the innovative activity of educational projects, mastering the relevant technological procedures for teachers, as well as overcoming them cognitive barriers.
Keywords: innovative pedagogical activity, project method, educational process, psychological and pedagogical technology, educational project.
Современные социально-экономические условия привели к ряду новых требований к уровню и содержанию образовательного процесса. В связи с глобальными технологическими и информационными изменениями общество столкнулось с резким ростом потребности в высококвалифицированных специалистах. Основная задача в подготовке учащихся — это мастерство не только в предметной области, но и в передовых технологиях, позволяющих оптимизировать и повысить эффективность профессиональной деятельности.
В настоящее время возникает необходимость решения глобальной педагогической проблемы — подготовка учащихся к новым условиям, связанным с быстрым темпом введения новых технологий, инноваций, являющихся источниками экономического роста и развития [4]. Образование все больше ориентируется на создание таких технологий и методов воздействия на личность, в которых обеспечивается баланс между ее социальными и индивидуальными потребностями, включая готовность к реализации собственной индивидуальности в соответствии с изменениями в обществе, а также способствующих формированию механизма саморазвития (самосовершенствования, самообразования). Главными направлениями и объектами инновационных преобразований в педагогике являются:
– разработка концепций и стратегий развития образования и образовательных учреждений;
– обновление содержания образовательных программ;
– изменение и развитие новых технологий обучения и воспитания;
– совершенствование подготовки педагогических кадров и повышение их квалификации;
– разработка новых моделей образовательного процесса [3].
К инновационным методам учебной деятельности относится метод учебных проектов, получивший широкое распространение в образовательной практике в последнее время. Данный метод включает в качестве основной идеи принципы формирования инновационного мышления, командной работы, а также становления способностей личности учащихся [2, 5]. Отечественными и зарубежными исследователями анализируются возможности и преимущества использования учебных проектов в достижении качественно нового уровня обучения и воспитания (Бухаркина М. Ю., В. В. Копылов, А. П. Кузнецов, О. М. Моисеева, Е. С. Полат, Т. Е. Сахаров, С. Хейнс, Д. Фрид-Бут и др.); вопросы подготовки педагогов для руководства проектной деятельностью учащихся (Т. Ю. Бубен, И. Е. Базаев, А. В. Курова) и др.
В специальной литературе можно встретить значительное количество определений учебного проекта, при этом все и можно свести к следующему: учебный проект — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель и согласованные способы, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта [7]. Проектное обучение относится к проблемно-ориентированному и ориентированному на учащегося обучению, оно основывается на совместном исследовании, в котором учащиеся интегрируют, применяют и формируют свои знания, работая вместе над поиском решений сложных проблем.
Образовательные проекты способствуют развитию критических знаний и навыков мышления учащихся, а также повышает их мотивацию. В литературе выделяют следующие наиболее распространенные типы учебных проектов [1]:
– Проекты организации данных. Учащимися осуществляется сбор связных данных по конкретному проекту, а также организация и обобщение их точным значимым образом. При выполнении проекта анализируется научная литература, исследовательские работы и другие источники, содержащие информацию по данной теме. Такая работа помогает сформировать навык анализа значительных объемов данных, глубокого понимания проблемы у учащихся.
– Исследовательские проекты. Учащиеся формируют перечень вопросов и проблемных положений в соответствии с темой. В рамках данной работы формируются навыки интерпретации данных, наблюдения, оценки и обобщения для заключения.
– Проекты по решению проблемных вопросов. Учащиеся принимают решения, основываясь на своих аналитических навыках и навыках решения проблем. Учащиеся формируют решения и мнения по теме, а также последовательность действий при столкновении с подобными ситуациями.
– Проекты аргументации. Данный тип проектов включает дискуссионную работу. Формат учебных проектов в данном случае позволяет учащимся оценить точку зрения других людей на ту или иную тему.
– Аутентичные проекты (реальный мир). Данный тип проектов предоставляет учащимся возможность исследования окружающей действительности. Такие проекты способствуют повышению внимания к реальному миру.
Анализируя особенности реализации учебных проектов следует отметить, что проектный метод включает многокомпонентное содержание обучения. Применение проектных методов способствует расширение общего, социального и культурного кругозора учащихся, стимулированию их познавательных и интеллектуальных процессов, получению навыков терпимого отношения к особенностям поведения других участников.
В проектных методах учащиеся участвуют в аутентичных исследованиях, в которых они используют и формируют свои учебные знания. В ходе психолого-педагогических исследований было установлено, что использование научных практик способствует вовлечению учащихся в изучение науки, а проектные методы оказывают положительное влияние на отношение и мотивацию учащихся к науке. Также проектное обучение позволяет учащимся видеть и ценить связь между научной практикой и реальным миром.
Исследования показывают, что применение проектных методов приводит к росту академической успеваемости. Кроме того, было показано, что совместная работа над проектами улучшает навыки учащихся в критическом мышлении и постановке вопросов. Существуют также научные доказательства того, что проектное обучение может способствовать развитию внутри — и межличностных компетенций учащихся.
Следует отметить, что прогрессивные изменения образовательной реальности связаны, как правило, с новыми педагогическими разработками, при этом недостаточно просто создать педагогическую инновацию. Исследователи отмечают, что для того, чтобы метод был реализован наиболее эффективно, учителям требуется обучение и длительная практика работы с ним. Согласно отзывам учителей, самыми сложными аспектами реализации проектов являются технические проблемы, ресурсы, а также проблемы учащихся в сотрудничестве [6].
Сегодня инновации в сфере образования, пополнили ряды сторонников в виде педагогов-новаторов, людей, которые стремятся не только идти в ногу со временем, осознавая новые тенденции развития образования, его новейшие технологии, выдвигая и реализуя идеи по совершенствованию. При этом часть педагогического коллектива являются открытыми или скрытыми противниками нового. Это во многом объясняется тем, что не всегда существует понимание цели и сущности внедряемых инноваций, а также их положительного эффекта и перспектив их реализации. Решением данной проблемы может стать инновационное профессиональное обучение педагогов наряду с предметно-содержательными учебными результатами, внимание на рефлексивно- осмысляемом опыте инновационной деятельности, в котором присутствуют мотивы освоения нового опыта, овладение технологическими процедурами интеллектуального труда, мажорное преодоление трудностей и познавательных барьеров.
Литература:
- Афанасьев, Ф. Управление проектами в стиле ДРАЙВ [Текст] / Ф. Е.Афанасьев. — М.: Издательские решения, 2017. — 99с.
- Бармина, В. Я. Педагогическое проектирование деятельности учителя по формированию универсальных учебных действий// Школа и производство. 2016. № 3. С. 3–8: 2 табл.
- Гуо П., Сааб Н. Обзор проектного обучения в высшем образовании: студенческие результаты и меры. //Международный журнал образовательных исследований, 12.01.2017. С 102. Электронный ресурс: https://www.diva-portal.org/smash/get/diva2:1064378/FULLTEXT01.pdf
- Менеджмент в образовании: учебник и практикум / С. Ю. Трапицын и др. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 417 с.
- Смирнова, С. В. Педагогическое проектирование образовательных событий, нацеленных на достижение воспитательного идеала // Воспитание школьников. 2016. № 9/10. С. 31–39: табл.
- Синельников, И. Ю. Проектирование воспитательной деятельности школы: проблемы и риски // Воспитание школьников. 2015. № 7. С. 12–19
- Харченко, Л. Н. Педагогическое проектирование: презентация / Л. Н. Харченко. — М.: Директ-Медиа, 2014. С. 116. Электронный ресурс URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=240804