В этой статье рассматривается формирование функциональной грамотности в системе общего образования, пути выявления и научного обоснования комплекса педагогических условий формирования функциональной математической грамотности.
Ключевые слова: математическая грамотность, оценивание, методы, система, результат
Казахстан динамично развивается с каждым днем и делает решительный шаг к формированию интеллектуального потенциала нации. Система образования страны переживает этап глубокой и поэтапной стратегической модернизации.
В процессе вхождения Казахстана в число тридцати конкурентоспособных стран мира, в условиях решения данной стратегической задачи, являющейся важной для страны, главными функциональными качествами личности являются активность, способность творчески мыслить и принимать решения, выбирать профессиональный путь, готовность к обучению на протяжении всей жизни. Эти функциональные навыки формируются в стенах школы. [1]
В этой связи глава государства Н.Назарбаев в Послании народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация — главный вектор развития Казахстана» поставил основной задачей правительству «Повышение функциональной грамотности». Этот национальный план является основным ориентиром для совершенствования качества образования. В плане четко поставлены цели, задачи, анализ текущей ситуации, механизмы развития функциональной грамотности школьников, обновление образовательных стандартов, учебных программ и планов, обновление форм, методов и технологий обучения, развитие системы оценки результатов обучения школьников, обеспечение участия родителей, развитие дополнительного образования. [2]
Сегодня перед казахстанской системой образования стоят вопросы повышения конкурентоспособности качества образования, адаптации к реальным жизненным этапам. В связи с этим пятнадцатилетние школьники страны принимают участие в международном исследовании PISA для определения уровня образовательных достижений.
Целевые индикаторы в рамках государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2011–2020 годы применение Казахстаном международных исследований (TIMSS, PISA, PIRLS) приведет к рейтинговому показателю в соответствии с уровнем мировых стандартов.
В настоящее время проект PISA предлагает различные варианты, в том числе направления «финансовая грамотность», «совместное решение проблем», «глобальная компетентность». Казахстан впервые планирует принять участие в новом направлении «глобальная компетентность» наряду с математической, естественнонаучной и читательской грамотностью PISA-2018. А также переходит в компьютерный формат тестирования. Уровень функциональной грамотности участников исследования определяется заданиями, представленными в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и рисунков.
Тестовые задания предусматривают три вида ответов: свободно составленный (полный и обоснованный письменный ответ), закрытый составленный ответ (упорядоченное размещение события, написание нужного слова или цифры) и выбор из заданного варианта ответа ((A, b, c, d) выбор одного из вариантов ответа). [3]
Ответы на задания требуют от учащихся умения работать одновременно с информацией, представленной в нескольких таблицах и графиках. Усложняются вопросы и с передачей избыточной информации в содержании задания. Таким образом, оценивается умение 15-летних школьников находить необходимую информацию для анализа представленной проблемы и ситуации. Исследование ставит своей целью выявление образовательных достижений учащихся 15 лет во всех организациях образования по предметам учебного, математического и естественнонаучного направлений. Исследование направлено на оценку не способностей учащихся, а умения применять в жизненных ситуациях знания и умения, приобретенные им в процессе обучения.
Целью исследования PISA является анализ достоверных данных о результатах обучения каждого государства, сопоставимых на мировом уровне, а основной задачей является анализ достоверных результатов, полученных путем объективных измерений на основе средств исследования, характеризующих мировые приоритеты в сфере образования, и проверка функциональной грамотности учащихся, а функциональная грамотность учащихся — активное участие в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, т. е. постоянно совершенствовать знания, следуя современному течению в эпоху глобализации. Главной целью является формирование в организациях образования интеллектуально, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, его социальная адаптация в мире. [4]
В ходе тестирования в рамках РІЅА оцениваются три области функциональной грамотности: грамотность в обучении, математическая и естественнонаучная грамотность.
Математическая грамотность — определять и понимать роль математики в мире; — читать, анализировать, интерпретировать числовую информацию, представленную в различных формах; — высказывать правильно обоснованные математические суждения;-находить эффективные способы решения задач, выполнять, проверять себя, соотносить себя с жизнью; — свободно применять математические знания при решении различных задач, возникающих в жизненных ситуациях.
Формирование математической грамотности учащихся характеризуется уровнями развития математической компетенции (познавательные сферы):
— знать (вспоминать);
— применять (устанавливать связи);
— рассуждать (рассуждать).
Для формирования математической грамотности необходимо:
— знать теорию, сочетать ее с логикой.
— математический конкурс-урок, предметный вечер, увязка недель с историей развития математики,
— использовать интерактивную доску на уроках математики по технологии информационного обучения. С помощью интерактивной доски учащиеся максимально осваивают новый материал с помощью специальных программ, а также повышается функциональная грамотность.
Усиление системной работы с уровневыми заданиями “знать — понимать — применять — формулировать” по каждой главе, каждой теме урока, составленной на основе новой технологии преподавания; создание на уроке практических содержательных задач, тестовых заданий различного формата, интересных задач для применения знаний в нестандартных ситуациях; закрепление знаний, полученных на уроках математики, курсах по выбору, применять его на практике, решать логические задачи; целенаправленно работать с учащимися в школе по результатам международных исследований и национальных экзаменов; широко знакомить родителей, учащихся, общественность о важности и специфике проведения международных исследований PISA, TIMSS, PIRLS; учиться использовать активные обучающие стратегии, направленные на развитие грамотности чтения школьников. [5]
Международные эксперты определили два принципа, лежащих в основе направления «математическая грамотность» в проекте PISA.
Первый. «Фундаментальные математические идеи» охватывают следующие области: «переменные и отношения» (зависимость между переменными, постоянные и переменные связи, использование математических моделей), «пространство и форма «(геометрические формы, схемы, пространственная визуализация форм), «неопределенность» (вероятностные и статистические явления, определение и обобщение данных, научное предположение) и» число " (объяснять и доказывать данные, понимать единицы измерения и использовать арифметическое мышление).
Второе. «Математическая компетентность» — объединяет три уровня умений. Это «воображение» (использование реальных фактов, распознавание математических объектов, выполнение алгоритмов и вычислений)», установление связей «(решение различных задач, умение находить связи между несколькими фактами и информацией) и «мышление» (применение знаний в различных разделах, выполнение законов решения и нахождения комплексных задач). [6]
Ученик самостоятельно осваивает новую тему, доказывает свои знания, выполняя различные задания, закрепляет на практике, высказывает свою точку зрения, все ученики в классе не остаются без внимания, в ходе урока никто не сидит без дела, активно, кололаборативно работает, оценивается по личностным способностям, оценивается группой. Используются формативные, суммативные формы оценки.
Быть учителем-новатором требует общество, только если ты умеешь мыслить по-новому. Для этого у учителя должны быть глубокие знания, новаторская методика по предмету, чистое чувство любви к ребенку, любовь к профессии и нравственный образ. У нового дела будут какие-то сложности. Только при последовательном, систематическом труде, своевременно выявляя недостатки и успехи в преодолении трудностей, у ученика и учителя будут сформированы навыки и положительные результаты.
Подводя итоги, я имею все основания утверждать, что повышение математической грамотности учащихся — главный ключ к развитию исследовательских навыков. Личность, обладающая исследовательскими навыками, может самостоятельно искать, анализировать и обрабатывать информацию, делать аргументированные выводы. Хороший результат может быть достигнут и при систематическом изложении заданий на математическую грамотность, основанных на каждой теме.
Литература:
- Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012–2016 годы / Республика Казахстан
- Назарбаев Н. А. Послание народу Казахстана «социально-экономическая модернизация — главный вектор развития Казахстана» / Н. А. Назарбаев // Суверенный Казахстан. — 2012. — 28 января
- К. Устемиров, А. Айтбаева «современные образовательные технологии» — А., 2006г.
- Программа повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан по методам развития функциональной грамотности школьников в рамках проведения международного исследования PISA. Рабочая тетрадь слушателя / / NIS — PEARSON.
- Программа повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан по методам развития функциональной грамотности школьников в рамках проведения международного исследования PISA. Грамотность чтения. Рабочая тетрадь учителя / / NIS — PEARSON.