Навыки развития математической грамотности учащихся в рамках исследования PISA | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (412) апрель 2022 г.

Дата публикации: 02.05.2022

Статья просмотрена: 228 раз

Библиографическое описание:

Каюбалиева, Г. Т. Навыки развития математической грамотности учащихся в рамках исследования PISA / Г. Т. Каюбалиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 17 (412). — С. 307-309. — URL: https://moluch.ru/archive/412/90934/ (дата обращения: 16.10.2024).



В этой статье рассматривается формирование функциональной грамотности в системе общего образования, пути выявления и научного обоснования комплекса педагогических условий формирования функциональной математической грамотности.

Ключевые слова: математическая грамотность, оценивание, методы, система, результат

Казахстан динамично развивается с каждым днем и делает решительный шаг к формированию интеллектуального потенциала нации. Система образования страны переживает этап глубокой и поэтапной стратегической модернизации.

В процессе вхождения Казахстана в число тридцати конкурентоспособных стран мира, в условиях решения данной стратегической задачи, являющейся важной для страны, главными функциональными качествами личности являются активность, способность творчески мыслить и принимать решения, выбирать профессиональный путь, готовность к обучению на протяжении всей жизни. Эти функциональные навыки формируются в стенах школы. [1]

В этой связи глава государства Н.Назарбаев в Послании народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация — главный вектор развития Казахстана» поставил основной задачей правительству «Повышение функциональной грамотности». Этот национальный план является основным ориентиром для совершенствования качества образования. В плане четко поставлены цели, задачи, анализ текущей ситуации, механизмы развития функциональной грамотности школьников, обновление образовательных стандартов, учебных программ и планов, обновление форм, методов и технологий обучения, развитие системы оценки результатов обучения школьников, обеспечение участия родителей, развитие дополнительного образования. [2]

Сегодня перед казахстанской системой образования стоят вопросы повышения конкурентоспособности качества образования, адаптации к реальным жизненным этапам. В связи с этим пятнадцатилетние школьники страны принимают участие в международном исследовании PISA для определения уровня образовательных достижений.

Целевые индикаторы в рамках государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2011–2020 годы применение Казахстаном международных исследований (TIMSS, PISA, PIRLS) приведет к рейтинговому показателю в соответствии с уровнем мировых стандартов.

В настоящее время проект PISA предлагает различные варианты, в том числе направления «финансовая грамотность», «совместное решение проблем», «глобальная компетентность». Казахстан впервые планирует принять участие в новом направлении «глобальная компетентность» наряду с математической, естественнонаучной и читательской грамотностью PISA-2018. А также переходит в компьютерный формат тестирования. Уровень функциональной грамотности участников исследования определяется заданиями, представленными в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и рисунков.

Тестовые задания предусматривают три вида ответов: свободно составленный (полный и обоснованный письменный ответ), закрытый составленный ответ (упорядоченное размещение события, написание нужного слова или цифры) и выбор из заданного варианта ответа ((A, b, c, d) выбор одного из вариантов ответа). [3]

Ответы на задания требуют от учащихся умения работать одновременно с информацией, представленной в нескольких таблицах и графиках. Усложняются вопросы и с передачей избыточной информации в содержании задания. Таким образом, оценивается умение 15-летних школьников находить необходимую информацию для анализа представленной проблемы и ситуации. Исследование ставит своей целью выявление образовательных достижений учащихся 15 лет во всех организациях образования по предметам учебного, математического и естественнонаучного направлений. Исследование направлено на оценку не способностей учащихся, а умения применять в жизненных ситуациях знания и умения, приобретенные им в процессе обучения.

Целью исследования PISA является анализ достоверных данных о результатах обучения каждого государства, сопоставимых на мировом уровне, а основной задачей является анализ достоверных результатов, полученных путем объективных измерений на основе средств исследования, характеризующих мировые приоритеты в сфере образования, и проверка функциональной грамотности учащихся, а функциональная грамотность учащихся — активное участие в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, т. е. постоянно совершенствовать знания, следуя современному течению в эпоху глобализации. Главной целью является формирование в организациях образования интеллектуально, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, его социальная адаптация в мире. [4]

В ходе тестирования в рамках РІЅА оцениваются три области функциональной грамотности: грамотность в обучении, математическая и естественнонаучная грамотность.

Математическая грамотность — определять и понимать роль математики в мире; — читать, анализировать, интерпретировать числовую информацию, представленную в различных формах; — высказывать правильно обоснованные математические суждения;-находить эффективные способы решения задач, выполнять, проверять себя, соотносить себя с жизнью; — свободно применять математические знания при решении различных задач, возникающих в жизненных ситуациях.

Формирование математической грамотности учащихся характеризуется уровнями развития математической компетенции (познавательные сферы):

— знать (вспоминать);

— применять (устанавливать связи);

— рассуждать (рассуждать).

Для формирования математической грамотности необходимо:

— знать теорию, сочетать ее с логикой.

— математический конкурс-урок, предметный вечер, увязка недель с историей развития математики,

— использовать интерактивную доску на уроках математики по технологии информационного обучения. С помощью интерактивной доски учащиеся максимально осваивают новый материал с помощью специальных программ, а также повышается функциональная грамотность.

Усиление системной работы с уровневыми заданиями “знать — понимать — применять — формулировать” по каждой главе, каждой теме урока, составленной на основе новой технологии преподавания; создание на уроке практических содержательных задач, тестовых заданий различного формата, интересных задач для применения знаний в нестандартных ситуациях; закрепление знаний, полученных на уроках математики, курсах по выбору, применять его на практике, решать логические задачи; целенаправленно работать с учащимися в школе по результатам международных исследований и национальных экзаменов; широко знакомить родителей, учащихся, общественность о важности и специфике проведения международных исследований PISA, TIMSS, PIRLS; учиться использовать активные обучающие стратегии, направленные на развитие грамотности чтения школьников. [5]

Международные эксперты определили два принципа, лежащих в основе направления «математическая грамотность» в проекте PISA.

Первый. «Фундаментальные математические идеи» охватывают следующие области: «переменные и отношения» (зависимость между переменными, постоянные и переменные связи, использование математических моделей), «пространство и форма «(геометрические формы, схемы, пространственная визуализация форм), «неопределенность» (вероятностные и статистические явления, определение и обобщение данных, научное предположение) и» число " (объяснять и доказывать данные, понимать единицы измерения и использовать арифметическое мышление).

Второе. «Математическая компетентность» — объединяет три уровня умений. Это «воображение» (использование реальных фактов, распознавание математических объектов, выполнение алгоритмов и вычислений)», установление связей «(решение различных задач, умение находить связи между несколькими фактами и информацией) и «мышление» (применение знаний в различных разделах, выполнение законов решения и нахождения комплексных задач). [6]

Ученик самостоятельно осваивает новую тему, доказывает свои знания, выполняя различные задания, закрепляет на практике, высказывает свою точку зрения, все ученики в классе не остаются без внимания, в ходе урока никто не сидит без дела, активно, кололаборативно работает, оценивается по личностным способностям, оценивается группой. Используются формативные, суммативные формы оценки.

Быть учителем-новатором требует общество, только если ты умеешь мыслить по-новому. Для этого у учителя должны быть глубокие знания, новаторская методика по предмету, чистое чувство любви к ребенку, любовь к профессии и нравственный образ. У нового дела будут какие-то сложности. Только при последовательном, систематическом труде, своевременно выявляя недостатки и успехи в преодолении трудностей, у ученика и учителя будут сформированы навыки и положительные результаты.

Подводя итоги, я имею все основания утверждать, что повышение математической грамотности учащихся — главный ключ к развитию исследовательских навыков. Личность, обладающая исследовательскими навыками, может самостоятельно искать, анализировать и обрабатывать информацию, делать аргументированные выводы. Хороший результат может быть достигнут и при систематическом изложении заданий на математическую грамотность, основанных на каждой теме.

Литература:

  1. Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012–2016 годы / Республика Казахстан
  2. Назарбаев Н. А. Послание народу Казахстана «социально-экономическая модернизация — главный вектор развития Казахстана» / Н. А. Назарбаев // Суверенный Казахстан. — 2012. — 28 января
  3. К. Устемиров, А. Айтбаева «современные образовательные технологии» — А., 2006г.
  4. Программа повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан по методам развития функциональной грамотности школьников в рамках проведения международного исследования PISA. Рабочая тетрадь слушателя / / NIS — PEARSON.
  5. Программа повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан по методам развития функциональной грамотности школьников в рамках проведения международного исследования PISA. Грамотность чтения. Рабочая тетрадь учителя / / NIS — PEARSON.
Основные термины (генерируются автоматически): PISA, Казахстан, математическая грамотность, функциональная грамотность, PIRLS, TIMSS, интерактивная доска, математическая грамотность учащихся, основная задача, функциональная грамотность учащихся.


Похожие статьи

Формирование функциональной грамотности школьников: проблемы и перспективы

В статье описаны подходы к определению функциональной грамотности, возможные проблемы и решения, связанные с формированием и оценкой функциональной грамотности школьников. Показаны особенности организации работы образовательной организации для достиж...

Методы и средства развития естественнонаучной функциональной грамотности учащихся среднего звена

В статье рассматриваются компоненты естественнонаучной функциональной грамотности. Анализируются методы и средства обучения биологии, направленные на формирование естественнонаучной функциональной грамотности у учащихся среднего звена, обсуждается ра...

Формирование и оценка функциональной грамотности школьников

В статье описаны результаты исследования функциональной грамотности по модели PISA, динамика изменения места Российской федерации в данном исследовании, выявленные проблемы. Проанализированы направления формирования и оценки функциональной грамотност...

Исследование уровня сформированности математической грамотности младших школьников

В статье рассматривается теоретическая модель понятия «математическая грамотность», возрастные особенности развития и описание процесса формирования математической грамотности. Главной целью научной работы является описание процесса исследования уров...

Принципы реализации когнитивного подхода в образовательном процессе начальной школы

В статье рассматриваются основные положения когнитивного подхода, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями при обучении школьников в начальной школе. Обоснована ак...

Подходы и задания, способствующие формированию функциональной грамотности обучающихся на уроках математики

В статье представлены примеры подходов и заданий, формирующих функциональную грамотность в обучении математике.

Педагогические условия формирования естественнонаучной грамотности при изучении курса безопасности жизнедеятельности

В статье анализируются педагогические условия формирования естественнонаучной грамотности и выявляются важные аспекты — рекомендации для организации уроков по курсу.

«Обучение в ситуациях» как модель образования в области безопасности жизнедеятельности педагогов и школьников

В статье сделана попытка обоснования инновационности и перспективности модели «обучения в ситуациях» и ее методической реализации с целью формирования культуры безопасности школьников и методической компетенции педагогов.

Формирование функциональной грамотности через развивающее обучение

В статье автор знакомит с основными направлениями функциональной грамотности и ее формирование через развивающее обучение на уроках информатики.

Изучение русского языка в иностранных группах

В данной статье рассматриваются мотивационные и стратегические аспекты личностно-ориентировочного подхода к изучению русского языка на первом курсе и создание на этой основе технологии обучения, решающей его принципиальные задачи.

Похожие статьи

Формирование функциональной грамотности школьников: проблемы и перспективы

В статье описаны подходы к определению функциональной грамотности, возможные проблемы и решения, связанные с формированием и оценкой функциональной грамотности школьников. Показаны особенности организации работы образовательной организации для достиж...

Методы и средства развития естественнонаучной функциональной грамотности учащихся среднего звена

В статье рассматриваются компоненты естественнонаучной функциональной грамотности. Анализируются методы и средства обучения биологии, направленные на формирование естественнонаучной функциональной грамотности у учащихся среднего звена, обсуждается ра...

Формирование и оценка функциональной грамотности школьников

В статье описаны результаты исследования функциональной грамотности по модели PISA, динамика изменения места Российской федерации в данном исследовании, выявленные проблемы. Проанализированы направления формирования и оценки функциональной грамотност...

Исследование уровня сформированности математической грамотности младших школьников

В статье рассматривается теоретическая модель понятия «математическая грамотность», возрастные особенности развития и описание процесса формирования математической грамотности. Главной целью научной работы является описание процесса исследования уров...

Принципы реализации когнитивного подхода в образовательном процессе начальной школы

В статье рассматриваются основные положения когнитивного подхода, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями при обучении школьников в начальной школе. Обоснована ак...

Подходы и задания, способствующие формированию функциональной грамотности обучающихся на уроках математики

В статье представлены примеры подходов и заданий, формирующих функциональную грамотность в обучении математике.

Педагогические условия формирования естественнонаучной грамотности при изучении курса безопасности жизнедеятельности

В статье анализируются педагогические условия формирования естественнонаучной грамотности и выявляются важные аспекты — рекомендации для организации уроков по курсу.

«Обучение в ситуациях» как модель образования в области безопасности жизнедеятельности педагогов и школьников

В статье сделана попытка обоснования инновационности и перспективности модели «обучения в ситуациях» и ее методической реализации с целью формирования культуры безопасности школьников и методической компетенции педагогов.

Формирование функциональной грамотности через развивающее обучение

В статье автор знакомит с основными направлениями функциональной грамотности и ее формирование через развивающее обучение на уроках информатики.

Изучение русского языка в иностранных группах

В данной статье рассматриваются мотивационные и стратегические аспекты личностно-ориентировочного подхода к изучению русского языка на первом курсе и создание на этой основе технологии обучения, решающей его принципиальные задачи.

Задать вопрос