В статье отражены результаты эмпирического исследования представлений о любви студенческой молодежи. Гипотеза о содержательных и структурных различиях данных представлений у юношей и девушек прошла проверку посредством следующих тестовых методик: профиля отношений Р. Борнштейна, «Незаконченные предложения» Джозефа М. Сакса и С. Леви, «Субъективные оценки близости представленных понятий к понятию любви» М. И. Розеновой. Полученные данные позволили полностью подтвердить гипотезу.
Ключевые слова: любовь, юноши, девушки, психологическое благополучие.
В настоящее время, когда гендерные различия размываются и наблюдается тревожная картина неустойчивости института семьи, а смысл таких основополагающих понятий как честь, Родина и любовь приобретают неоднозначный и даже дискуссионный характер, мы считаем, что тема исследования является актуальной.
При формировании государством программ, направленных на поддержку молодежи, развитие и укрепление общечеловеческих, и, в частности, семейных ценностей, необходимо понимать, что подразумевает молодое поколением под конкретными понятиями, в том числе и под понятием «любовь».
Концептуально «любовь» имеет длительную историю изучения и описания в рамках различных представлений. Как говорил Конфуций: «Любовь — начало и конец нашего существования. Без любви нет жизни. Поэтому-то любовь есть то, перед чем преклоняется мудрый человек».
Чувства любовного влечения людей друг к другу на протяжении многих тысячелетий описаны в творениях философов, поэтов, художников, архитекторов и писателей. Связано это с тем, что люди испытывают благодаря этому чувству массу, часто острых, переживаний, которые делают нас счастливыми, а временами и несчастными, однако «живыми». Но что такое любовь? С этим вопросом мы обратились к юношам и девушкам от 18 до 21 года как представителям поколения, для которого любовные чувства занимают первые позиции в сфере межличностных отношений.
Гипотеза исследования была следующей — существуют содержательные и структурные различия в представлениях о любви у юношей и девушек. Объектом исследования явились представления о любви в юношеском возрасте. Предметом — сравнение представлений о любви у юношей и девушек. Цель исследования: сравнить представления о любви у юношей и девушек.
Задачи исследования:
- Провести теоретический анализ проблемы позитивных отношений между людьми применительно к любви, рассмотреть теоретические аспекты и основные концепции феномена любви.
- Изучить методологию и результаты эмпирических исследований романтических отношений и любви в отечественных и зарубежных научных источниках.
- Эмпирически исследовать представления о любви юношей и девушек.
- Осуществить сравнительный анализ и интерпретацию эмпирических результатов изучения представлений о любви юношей и девушек.
- Разработать рекомендации для юношей и для девушек по оптимизации межличностных отношений.
Методы и методики исследования:
— методы теоретического анализа;
— исследование осуществлено с помощью теоретических (анализ литературы, систематизация, обобщение), эмпирических и статистических методов;
— интерпретация эмпирических данных.
Методики исследования: тест профиля отношений (Р. Борнштейн), тест «Незаконченные предложения» (Джозеф М. Сакс и С. Леви), тест «Субъективные оценки близости представленных понятий к понятию любви» (М. И. Розенова).
Эмпирическая база и выборка исследования: число участников — 50 человек (25 юношей и 25 девушек в возрасте 18–21 года).Место проведения — г. Москва и другие города России.Организация — Московский государственный психолого-педагогический университет и другие образовательные учреждения.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- Теории и концепции личности (К. А. Абульханова, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, А. В. Петровский, Э. Эриксон и др.).
- Деятельностный подход в исследовании личности (А. Н. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, В. С. Мухина).
- Теоретические основы психологии семьи (Э. Эйдемиллер, В. Юстицкас, Л. Б. Шнайдер).
- Концепция психологического благополучия и позитивного функционирования личности (И. В. Дубровина, Р. М. Шамионов, Т. Д. Шевеленкова, Т. И. Шульга, Diener E., Diener C., Ryff C. D., Keyes C. L. и др.).
- Теоретические подходы к пониманию любви (Э. Фромм, В. В. Век, А. В. Погодина, Розенова М. И., Джидарьян И. А. Воловикова М. И., Маслова О. В., Гаджиев Р. С. и др.).
Исследование проведено в 2022 году.
Полученные результаты исследования обработаны с помощью методов математической статистики (критерий Пирсона и Фишера) и качественного сравнения полученных данных.
При анализе результатов исследования мы получили следующие данные.
Результаты исследования по методике Р. Борнштейна «Тест профиля отношений» на определение межличностной зависимости мы получили, что среди юношей меньше деструктивно сверхзависимых (28 %), чем среди девушек (36 %). Шкала дисфункционального отделения дает другие результаты — 40 % юношей относятся к дисфункционально отделенным по сравнению с 20 % девушек. А здоровая зависимость у юношей составляет меньше, чем у девушек (32 % юноши и 44 % девушки).
В общей выборке процентное соотношение межличностной зависимости выглядит следующим образом. Здоровая зависимость наблюдается у большинства — 38 % от всей выборки. Меньше всего наблюдается по шкале «Дисфункциональное отделение» — 30 %. Деструктивная сверхзависимость наблюдается у 32 % от всех респондентов.
Это нас приводит к мысли, что отношения между юношами и девушками, в среднем точно, имеют здоровую основу, а также есть тенденция к тому, что здоровые отношения будут превалировать. Однако те же цифры дают нам понять, что есть куда стремиться в развитии условно «правильных отношений».
По результатам расчетов критерия ХИ-квадрат Пирсона (значение — 2,390, p — 0,303), статистически значимых различий между группами выявлено не было (p>0.05).
По результатам же исследования по методике Сакса-Леви «Неоконченные предложения» мы получили следующие данные.
По шкале «Отношения респондентов к противоположному полу» у девушек более отрицательное отношение к противоположному полу чем у юношей (44 % к 32 % соответственно). Безразличное отношение между молодыми людьми и девушками распределились в противоположной зависимости — 28 % юношей более безразлично относятся к противоположному полу, чем девушки, которые составляют 20 %. Положительное отношение к противоположному полу у юношей составляет 40 %, что больше, чем у девушек (36 %).
По общей выборке отрицательное и положительное отношение к противоположному полу имеют равные значения — 38 % и в том, и в другом случае. А безразличных же меньше — 24 %.
Эти цифры радуют, так как несмотря на сложность построения отношений между полами, и юноши, и девушки, как нам видится, пытаются найти дорогу друг к другу, а иначе бы ушли в безразличие.
По результатам расчетов критерия Хи-квадрат Пирсона (значение — 0,860, p — 0,651) статистически значимых различий между группами выявлено не было (p>0.05).
Шкала «Сексуальные отношения» привела нас к следующим цифрам.
Отношение к сексу у юношей более положительное, чем у девушек — 72 % к 68 %. Также среди юношей больше и тех, кто безразличен к сексу по сравнению с девушками (16 % юношей и 8 % девушек). Среди отрицательно настроенных на секс больше девушек, чем юношей — 24 % первых и 12 % вторых.
То есть в результате мы получили, что почти равное количество юношей и девушек относятся к сексу положительно со значительной разницей по отношению к отрицательно и безразлично настроенным. То же самое мы видим и по общей выборке: среди молодежи положительное отношение к сексу (70 %) значительно превышает как отрицательное отношение (18 %), так и безразличное (12 %).
Результаты расчета точного критерия Фишера (значение — 1,657, p — 0,422) — значимых различий между группами выявлено не было (p>0.05).
Еще одна шкала теста Сакса-Леви «Отношение к семье». По ее результатам девушки в большей степени, чем юноши, относятся положительно к семье: девушки — 80 %, юноши 52 %. Более отрицательно к семье относятся юноши: юноши — 28 %, девушки — 8 %. Что же касается безразличного отношения, то в большей степени это юноши — 20 % — по сравнению с 12 % девушек.
Результаты общей выборки по данной шкале показывают ту же самую картину, что и при разделении выборки по полу: положительное отношение к семье наблюдается у 66 % респондентов, отрицательное — у 18 %, безразличное — у 16 %.
В итоге мы получили картину, явно свидетельствующую о том, что отношение к семье у настоящей молодежи очень хорошее, больше положительное, чем отрицательное и уж еще меньше безразличное.
По результатам расчета точного критерия Фишера (значение — 4,625, p — 0,094) статистически значимых различий между группами выявлено не было (p>0.05). Однако, в данном случае можно говорить о значимости различий между группами, но на уровне p<0.1, так как эмпирическое p<0.094
Результаты исследования по методике М. И. Розеновой «Субъективные оценки близости представленных понятий к понятию любви» привели нас к следующим результатам.
Больше всего понятие любви у юношей совпадет со следующими понятиями — секс (60 %), страсть (64 %), романтика (64 %), влюбленность (52 %), страдание (52 %), страх (76 %), беспомощность (52 %). Меньше всего у юношей понятие любви связано понятиями жизнь (4 %), интимность (8 %), совершенство (8 %), неизбежность (8 %).
У девушек больше всего понятие любви связано с понятиями влюбленности (76 %), романтики (68 %), страсти (52 %), доверия (52 %), беспомощности (84 %), самоистязания (60 %). Меньше всего девушки связывают понятие любви со следующими понятиями: жизнь (12 %), Бог (8 %), месть (12 %), злость (4 %), страх (16 %).
По общей выборке респонденты любовь чаще всего связывали с романтикой (66 %), влюбленностью (64 %), страстью (58 %), сексом (52 %), беспомощностью (68 %), страхом (46 %), самоистязанием (44 %), страданием (48 %). Меньше же всего тестируемые упоминали любовь в связке с жизнью (8 %), интимностью (20 %), совершенством (26 %), Богом (4 %), местью (6 %), гневом (22 %), злостью (16 %).
В начале нашего пути мы задавались вопросами, а что такое любовь для современных юношей и девушек? Существуют ли содержательные и структурные различия о любви в их представлениях? Результаты исследования показывают, что для юношей и для девушек любовь — это в большей степени влюбленность, романтика, страсть, беспомощность. В меньшей степени — это жизнь, интимность, совершенство, жизнь, Бог, страх, месть, злость.
При этом для юношей любовь больше связана с сексом, страданием и страхом. Для девушек же, в отличие от юношей, любовь — это еще и доверие, и самоистязание.
То есть, как мы видим, и содержательно, и структурно понятие любви у юношей и девушек частично совпадает, но в значительной части отличаются.
С точки зрения содержания, для юношей понятием любви является влюблённость, романтика, страсть, секс, страх, страдание, беспомощность, а для девушек — влюблённость, романтика, страсть, доверие, беспомощность и самоистязание.
С точки зрения структуры понятия любви, как мы видим, для юношей и девушек также совпадают в части, а в части — нет. Если у юношей на первом, втором, третьем и последующих местах (по убыванию) располагаются страсть, романтика, секс, влюбленность, страх, страдание, беспомощность, то у девушек в том же порядке частично располагаются иные понятия (по убыванию) — влюбленность, романтика, страсть, доверие, беспомощность, самоистязания.
По итогу исследований мы можем утверждать, что при качественном сравнении данных наша гипотеза подтвердилась — существуют содержательные и структурные различия в представлениях о любви у юношей и девушек.
Литература:
- Баранов Е. В. Любовь как высшая форма ценностного отношения человека // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. 2018. № 4. С. 72–79.
- Воловикова М. И., Джидарьян И. А., Маслова О. В. Исследования структуры представлений о любви // Психологические науки. 2019. № 6 (46). С. 24–27.
- Гаджиев Р. С. Любовь как самоутверждение личности // Актуальные проблемы современности: наука и общество. 2020. № 3 (28). С. 49–55.
- Гарпушкин В. Е. Философия как любовь к мудрости // Социально-гуманитарные знания. 2017. № 2. С. 59–64.
- Глазкина О. А. Любовь как условие целостности человека // Современные инновации. 2020. № 2 (36). С. 46–48.
- Макушина О. П. Методы психологического изучения девиантного поведения: Учебное пособие для студентов по специальности 020400 (030301) Психология. Федеральное агентство по образованию. Воронежский государственный университет Воронеж. 2006. 79 с.
- Пахомов А. П. Методика «Незаконченные предложения» Сакса-Леви как учебное пособие // Экспериментальная психология. 2012. № 4. Т. 5. С. 99–116.
- Розенова М. И. Отношения любви в контексте образования и развития личности: Дис.... д-ра психол. Наук. Москва, 2006. 500 с.