Школьный буллинг. Что делать? Методические рекомендации родителям и педагогам | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (412) апрель 2022 г.

Дата публикации: 01.05.2022

Статья просмотрена: 192 раза

Библиографическое описание:

Власенко, Е. Г. Школьный буллинг. Что делать? Методические рекомендации родителям и педагогам / Е. Г. Власенко, Н. Е. Озерова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 17 (412). — С. 294-296. — URL: https://moluch.ru/archive/412/90961/ (дата обращения: 16.11.2024).



Статья посвящена актуальной проблеме выявления и профилактики школьного буллинга.

Ключевые слова: школьный буллинг, буллер, жертва, наблюдатели, психологическая помощь.

Всех глубоко поразила известная, написанная почти сорок лет назад, пронзительная автобиографическая повесть В. К. Железникова «Чучело». Рассказывая историю травли, реально происходившей с его родной племянницей в течение полугода, автор представляет панораму жизни подростков за несколько дней: «В «Чучеле» меня интересовало, может ли один человек, такой вот маленький, ранимый, незащищенный, как Лена, выстоять в экстремальной ситуации против всех…». В СМИ нередко мы встречаем шокирующие новости об избиениях одноклассника подростками, и даже суицида школьников. Это тоже печальный пример школьного буллинга (от английского bullying — «запугивание, издевательство, травля») — пример явной агрессии в среде обучающихся, когда имеет место быть неравенство сил и жертва показывает, как сильно ее это задевает.

Термин «буллинг» появился в 1983 году в исследованиях норвежского психолога Дана Ольвеуса, активно изучавшего проблемы, методы профилактики и преодоления буллинга. Дан Ольвеус отметил зависимость проявлений буллинга от пола и возраста обучающихся: чем старше дети, тем осознанней их контроль своего поведения, девочки менее агрессивны, чем мальчики.

Елена Трушина, практикующий клинический психолог, юнгианский аналитик, отмечает, что школьный буллинг не всегда выражается в физическом насилии, чаще это психологическое воздействие в форме оскорблений, насмешек, распространении сплетен и слухов, а также бойкота. Поводом для травли и нападок может быть что угодно: физическое несовершенство (например, маленький рост), неполная семья, несогласие с агрессором, невозможность противостоять издевательствам, проявит ответную агрессию, «дать сдачу». В буллинге много ролей, но основных — три: буллеры — инициируют и возглавляют издевательства; наблюдатели — пассивно равнодушные, активно осуждающие или даже одобряющие агрессоров и жертва. В такой ситуации наблюдатели получают не меньшую травматизацию. В психологии есть термин «травма наблюдателя», когда ребенок не справляется с опытом наблюдения за систематическим насилием, даже находясь в стороне от конфликта. Проблема в том, что в группе риска может оказаться любой ребенок, особенно с признаками хронических заболеваний, физическими особенностями, трудностями в обучении. В качестве жертв буллинга агрессоры выбирают чаще всего неуверенных в себе, с низким уровнем самоуважения, поведенческими или социальными отличиями детей.

Буллеры имеют высокий уровень агрессии и гнева, завышенную самооценку, готовность самоутверждаться за счет насилия, неадекватно реагируют на критику, с трудом соблюдают правила поведения, с легкостью манипулируют эмоциями жертв. Часто причина агрессии кроется в несоответствии уровня социальных запросов буллера и окружающей реальности.

Основные формы проявления буллинга: вербальная, физическая, социальная, киберзапугивание.

Словесный (вербальный) буллинг — издевательство через оскорбления, угрозы.

Что делать? Начать с воспитания уважительного отношения к себе, членам семьи, учителям, одноклассникам, окружающим людям, развития умений ценить свои таланты, успехи, обсуждения безопасных способов реагирования на действия и слова агрессора.

Физический буллинг — многократное физическое воздействие неподобающим способом: удары, пинки, подножки, блокировки и т. д.

Что делать? Внимательно прислушивайтесь к жалобам ребенка на физическое состояние, осмотрите тело ребенка, осторожно выясните, проявлял ли кто-то к нему оскорбительное физическое воздействие. Постоянно держите связь с классным руководителем, психологом. Если физическое насилие проодолжается и после бесед с агрессором педагогов, обратитесь в правоохранительные органы.

Социальный буллинг — бойкот, социальное запугивание с применением изоляции ребенка от участия в общественной деятельности, неформального общения.

Что делать? Обратить внимание на настроение ребенка, обсуждайте, как прошел день, ищите позитивные стороны, отмечайте похвалой даже незначительные достижения ребенка, развивайте их способности к чтению, театральной деятельности, музыке, спорту и т. д., чтобы ребенок мог контактировать со сверстниками и вне школы.

Кибербуллинг — обвинения, оскорбления, распространение слухов через социальные сети и электронную почту.

Что делать? Обратите внимание на настроение ребенка после просмотра социальных сетей, установите фильтры на просматриваемый ребенком контент, расскажите, что ему необходимо немедленно сообщить Вам о провокационных, оскорбительных, содержащих угрозы сообщениях. Если кибербуллинг обостряется, свяжитесь со школой, интернет-провайдерами или правоохранительными органами.

Пути решения проблемы школьного буллинга:

  1. 1.Наблюдение за физическим и психическим состоянием ребенка. Если он жалуется на беспричинные боли в животе, появился нервный тик, проблемы с аппетитом, энурез, нарушение сна, повышенная тревожность, длительное подавленное состояние, излишняя уступчивость и осторожность, склонность к уединению и нежелание общаться, снизил успеваемость, явно не желает идти в школу, то можно предположить, что ребенок мог стать жертвой буллинга. Дети-наблюдатели испытывают страх оказаться на месте жертвы и могут стать буллерами впоследствии. Или испытывают травму наблюдателя, если сочувствуют жертве, но помочь не могут. Дети — агрессоры тоже имеют проблемы с успеваемостью, социальной адаптацией.
  2. Что делать педагогу и родителям жертвы? Зачастую они из-за бессилия обесценивают ситуацию: «Сам виноват, надо сдачи давать…» Педагог в таком случае может направить и ребенка, и его родителей на консультацию к психологу. Вот речевые клише, которые могут содействовать доверительному диалогу: «Я верю тебе» — это показатель того, что ребенок не наедине со своей проблемой; «Мне жаль, что это с тобой случилось» — это маркер, что вы готовы переживать его чувства; «Ты не виноват» — эта фраза о том, что жертвой агрессии может стать любой человек; «Ты правильно поступил, что рассказал об этом мне» — убедите, что ребенок правильно сделал, что поделился своими проблемами; «Я люблю тебя и все сделаю, чтобы защитить тебя» — это сигнал, что взрослые разберутся с угрозами и опасностями.

Кроме того и педагогам, и родителям необходимо разъяснять детям, как вести себя в конфликтной ситуации:

— рассказывать о случаях травли взрослым — правильно, это поможет избежать буллинга в дальнейшем;

— работать над развитием уверенности ребенка в себе, повышать самооценку;

— нельзя бороться с жестокостью еще большей агрессией, лучшее оружие- юмор;

— необходимо избегать ситуаций буллинга, отклонять предложения поучаствовать в ней;

— если ситуация обостряется, может перерасти в буллинг, необходимо ребенку позвать тех взрослых, кому доверяете.

— если ситуация буллинга, несмотря на принятые меры, повторяется, ребенок систематически подвергается издевательствам, оградите его от психологических или физических травм, сменив школу или форму обучения на семейное обучение.

  1. Что делать родителям ребенка-агрессора?

— проанализировать причины агрессии, возможно, ребенку и его родителям нужна специальная психологическая помощь;

— если ребенок-буллер обладает завышенной самооценкой и сниженной эмпатией, и вполне осознает свои поступки, объясните последствия его действий, или расскажите о своем опыте в качестве жертвы или агрессора, чтобы показать границы его возможного поведения, развивайте эмпатию ребенка.

  1. Что делать ребенку, попавшему в ситуацию буллинга?

Самое главное — научиться противостоять агрессору. Для этого нужно:

— осознать проблему, рассказать о ней тому взрослому, которому Вы доверяете, обзаведитесь группой поддержки;

— не давайте агрессору манипулировать вашим настроением и чувствами, игнорируйте его;

— научитесь давать отпор твердо и решительно;

— если предмет травли можно исправить — исправьте, если — нельзя — не обвиняйте себя;

— работайте над самооценкой, не бойтесь обратиться за квалифицированной помощью психолога.

Ситуация буллинга останется острой, пока не установится система активных и эффективных способов пресечения травли. Отрицательно влияет и равнодушие наблюдателей, и молчание жертв, игнорирование взрослыми проблем детей. Несмотря на то, что образовательные организации ведут комплексную работу по профилактике буллинга, родители также могут способствовать предотвращению и коррекции такого поведения.

Огромную роль играет семейное воспитание. Гиперопека способствует формированию психологии жертвы, авторитаризм — буллеров. Попустительство, социально- нестабильная среда, пропитанная алкоголем, наркотиками, семейное насилие приводит к формированию и буллеров, и жертв. Следовательно, буллинг — социально опасная проблема, требующая пристального внимания со стороны психологов, педагогов, родителей, общественности.

Литература:

  1. https://media.foxford.ru/shkolnyy-bulling/#stk-1
  2. https://childdevelop.info/articles/conflict/746/
  3. https://psychologist.tips/2957-bulling-chto-eto-takoe-gde-vstrechaetsya-kak-borotsya.html
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, агрессор, жертва, завышенная самооценка, издевательство, настроение ребенка, причина агрессии, проблема, родитель, физическое насилие.


Похожие статьи

Методические рекомендации для учителей и учеников для предотвращения буллинга в учебных заведениях

Этот проект направлен на решение такой проблемы, как школьный буллинг. В нём представлены методические рекомендации для родителей, учителей и детей, которые могут помочь не допустить какую-либо травлю ребёнка.

Профилактика буллинга в образовательной среде

В работе представлены результаты теоретического исследования проблемы профилактики буллинга в образовательной среде. Рассматриваются основные причины буллинга, формы и роли. Обосновывается необходимость психолого-педагогической коррекционной программ...

К вопросу о школьном кибербуллинге

В статье автор разбирает особенности кибербуллинга в школьном возрасте.

Профилактика кибербуллинга в общеобразовательной организации

В статье рассматривается кибербуллинг как одна из значительных проблем XXI века, а также процесс создания условий по профилактике травли в Интернете.

Психологические особенности старшеклассников-участников буллинга

В статье представлены результаты эмпирического исследования психологических особенностей старшеклассников, участвующих в буллинге. Результаты диагностики показали, что в зависимости от роли, которую выполняет старшеклассник, он наделен определенным н...

Влияние психологических особенностей старшеклассников на проявление буллинга

В статье представлена характеристика психологических особенностей подростков, обучающихся в старших классах, уточнено понятие буллинга и раскрыты особенности школьного буллинга. Проведена взаимосвязь между психологическими особенностями старшеклассни...

Приемы формирования читательской грамотности на уроках истории

В статье автор описывает возможные приемы формирования читательской грамотности на уроках истории.

Специфика организации ивент-проекта для детей младшего школьного возраста

В статье автор раскрывает особенности младшего школьного возраста и специфику организации ивент-проектов для него.

Коррекционно-развивающее занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Легко воровать, да тяжело отвечать»

В статье представлены игры и авторские сказки, направленные на профилактику детского воровства.

Дистанционное обучение: взгляд ученика

В данной статье авторы анализируют результаты анонимного опроса учеников общеобразовательных школ с целью формирования общих представлений о результатах дистанционного обучения в России.

Похожие статьи

Методические рекомендации для учителей и учеников для предотвращения буллинга в учебных заведениях

Этот проект направлен на решение такой проблемы, как школьный буллинг. В нём представлены методические рекомендации для родителей, учителей и детей, которые могут помочь не допустить какую-либо травлю ребёнка.

Профилактика буллинга в образовательной среде

В работе представлены результаты теоретического исследования проблемы профилактики буллинга в образовательной среде. Рассматриваются основные причины буллинга, формы и роли. Обосновывается необходимость психолого-педагогической коррекционной программ...

К вопросу о школьном кибербуллинге

В статье автор разбирает особенности кибербуллинга в школьном возрасте.

Профилактика кибербуллинга в общеобразовательной организации

В статье рассматривается кибербуллинг как одна из значительных проблем XXI века, а также процесс создания условий по профилактике травли в Интернете.

Психологические особенности старшеклассников-участников буллинга

В статье представлены результаты эмпирического исследования психологических особенностей старшеклассников, участвующих в буллинге. Результаты диагностики показали, что в зависимости от роли, которую выполняет старшеклассник, он наделен определенным н...

Влияние психологических особенностей старшеклассников на проявление буллинга

В статье представлена характеристика психологических особенностей подростков, обучающихся в старших классах, уточнено понятие буллинга и раскрыты особенности школьного буллинга. Проведена взаимосвязь между психологическими особенностями старшеклассни...

Приемы формирования читательской грамотности на уроках истории

В статье автор описывает возможные приемы формирования читательской грамотности на уроках истории.

Специфика организации ивент-проекта для детей младшего школьного возраста

В статье автор раскрывает особенности младшего школьного возраста и специфику организации ивент-проектов для него.

Коррекционно-развивающее занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Легко воровать, да тяжело отвечать»

В статье представлены игры и авторские сказки, направленные на профилактику детского воровства.

Дистанционное обучение: взгляд ученика

В данной статье авторы анализируют результаты анонимного опроса учеников общеобразовательных школ с целью формирования общих представлений о результатах дистанционного обучения в России.

Задать вопрос