В статье рассматривается вопрос формирования готовности школьников к межкультурной коммуникации. Выделены условия, обеспечивающие осуществление процесса формирования готовности к межкультурной коммуникации в образовательной среде. Представлены возможные способы реализации этих условий.
Ключевые слова межкультурная коммуникация, формирования готовности к межкультурной коммуникации, современные педагогические технологии, метод проектов, проектная деятельность, теория множественного интеллекта Г. Гарднера.
В современном обществе, несмотря на непростые взаимоотношения России с ведущими англоязычными странами, сохраняется стойкий интерес к изучению английского языка. Поэтому вопросы формирования и развития личности, готовой к межкультурной коммуникации, находятся в центре национальной образовательной политики и остаются актуальными и социально значимыми.
Однако зачастую практические результаты внедрения стандартов иноязычного образования свидетельствуют о недостаточно высоком уровне межкультурной коммуникативной компетенции обучающихся. Особенно остро этот вопрос стоит в сельской местности в условиях преподавания иностранных языков в школах, находящихся в труднодоступной и отдалённой местности. Учащиеся таких школ имеют низкую мотивацию к изучению иностранных языков, и это обусловлено, в первую очередь, отдалённостью от больших городов и центров, отсутствием возможности или желания путешествовать и покидать родные края. Кроме того, предмет «иностранный язык» не является обязательным для сдачи государственной итоговой аттестации и получения выпускниками школ аттестата об основном общем образовании или о среднем общем образовании.
Таким образом, учителя иностранных языков сельских школ сталкиваются с необходимостью создания определённых условий, составляющих образовательную среду, для формирования готовности обучающихся к межкультурной коммуникации.
Межкультурная коммуникация — это связь и общение между представителями различных культур. Для определения уровня сформированности готовности к межкультурной коммуникации можно обратиться к работе М. В. Дементьевой, которая выделяет четыре уровня: высокий, достаточный, средний и низкий. [8]
Формирование готовности к межкультурной коммуникации — это мотивация личности к межкультурному общению, основой которой выступают личностные характеристики в совокупности со знаниями и умениями в условиях иноязычного общения.
Важное значение имеет также образовательная среда, как совокупность условий, обеспечивающих осуществление процесса формирования готовности к межкультурной коммуникации. [3]
Этот процесс может быть эффективным при выполнении ряда условий:
— применения педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся;
— активизации внеурочных форм деятельности;
— вовлечения обучающихся в очные и дистанционные проекты: конкурсы, викторины, олимпиады.
Применение педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся предполагает использование на уроках иностранных языков проектной деятельности, технологий интерактивного и проблемного обучения, технологию развития критического мышления.
На уроках иностранных языков и во внеурочной деятельности часто используется также метод проектов, который является комплексным видом учебной деятельности, интегрирующим различные виды иноязычного речевого общения в целях решения определённых задач в зависимости от типа проекта. [6]
Образовательная среда позволяет в полной мере реализовать второе выделенное условие — активизация внеурочных форм деятельности, направленных на повышение уровня готовности к межкультурной коммуникации. Выполнение данного условия может, например, строиться на основе применения сценарно-контекстной технологии [9] и теории множественного интеллекта Гарднера. [7]
Сценарно-контекстная технология позволяет создавать ситуации для самостоятельного принятия решений и использования иностранного языка в деловых ситуациях, например интервью, дискуссиях, деловых играх и других видах межкультурной коммуникации. [9]
Теория множественного интеллекта Г. Гарднера предполагает, что люди обладают, по крайней мере, семью разновидностями умственных способностей и интеллектов: лингвистическим, логико-математическим, музыкальным, визуально-пространственным, телесно-кинестетическим, межличностным и внутриличностным. Доминирующими типами интеллекта Гарднер считает музыкальный, телесно-кинестетический и личностный. [7]
Образовательный процесс построен, в основном, на базе лингводидактического интеллекта. Однако применение вышеперечисленных педагогических технологий позволяют также развивать остальные разновидности интеллекта и использовать как инструмент повышения учебной мотивации:
— подбор музыки к стихам, рассказам, разработка музыкальных презентаций, создание новых песен развивают музыкальный интеллект;
— аэробика (как повторение алфавита, например), танцы, активные игры, тренинги развивают кинестетический интеллект;
— самостоятельное изучение задания, составление рассказа, оценка своих собственных результатов, индивидуальные проекты, выражение собственного мнения и личных впечатлений направлены на развитие личностного интеллекта.
Кроме того, упор на ведущий тип интеллекта облегчает восприятие учебного материала и помогает осуществлять индивидуальный подход к обучающимся. Решение проблемы формирования у обучающихся готовности к межкультурной коммуникации может быть эффективным при интеграции образовательных и воспитательных задач.
Третье условие образовательной среды направлено на расширение опыта межкультурной коммуникации и предполагает вовлечение обучающихся в очные и дистанционные проекты, языковые конкурсы, викторины, олимпиады.
Это позволяет осуществлять школьникам управление процессом организации своей учебной деятельности: проводить личное целеполагание, анализировать свои полученные результаты, корректировать план своей работы, показывать не только знание лексики и грамматики, но и культуры, истории, географии и литературы англоговорящих стран и родной страны. Викторины, конкурсы и олимпиады позволяют усовершенствовать знания по иностранному языку, развивать творческие способности, повышать уровень мотивации к изучаемому языку. Участие школьников в проектах по переписке с зарубежными партнерами и общение на иностранном языке во время онлайн конференций помогает преодолеть языковой барьер и поддержать интерес к общению на иностранном языке.
Соблюдение вышеперечисленных условий способствует повышению мотивации учащихся к изучению иностранных языков, что несомненно положительно повлияет на качество предметных знаний. Наряду с этими показателями будет повышаться и уровень готовности обучающихся к межкультурной коммуникации.
Таким образом, внедрение в учебно-воспитательный процесс представленных условий образовательной среды может стать эффективным и конструктивным решением проблемы формирования готовности обучающихся к межкультурной коммуникации.
А. И. Солженицын писал: «Среднее образование должно быть настолько полным, чтобы человек мог без расчета на высшее прожить с высоко поднятой головой». Поэтому задача учителя — сделать все возможное, чтобы наши дети стали успешными, активными, творческими, самостоятельными и готовыми к межкультурному общению».
Литература:
- Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе: пособие для учителей / под ред. Е. И. Пассова, В. Б. Царьковой. — М.: Просвещение, 1993. — 127 с.
- Садохин А. П. Теория и практика межкультурной коммуникации: учебное пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 271 с.
- Ясвин В. А. Педагогический мажор дополнительного образования. Системная модернизация и инновационное проектирование / В. А. Ясвин. — М.: Федеральный институт развития образования, 2014. — 213 с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
- Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. М.:НИИ школьных технологий, 2006.
- Новые педагогические и информационные технологии / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат — М., Академия, 2009.-272с.
- Howard Gardner, Frames of Mind: The Theory of Multiple Intelligences (1983; repr., New York: Basic Books, 2004).
- Дементьева М. В. Педагогические условия формирования готовности к деловому иноязычному общению у студентов неязыковых факультетов вузов: автореферат дис. кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Челяб. гос. ун-т. — Челябинск, 2001. — 22 с.
- Педагогические технологии контекстного обучения [Текст]: научно-методическое пособие / А. А. Вербицкий; М-во образования и науки Российской Федерации, Московский гос. гуманитарный ун-т им. М. А. Шолохова. — Москва: МГГУ им. М. А. Шолохова, 2010. — 52 с.