Формирование готовности обучающихся к межкультурной коммуникации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (412) апрель 2022 г.

Дата публикации: 01.05.2022

Статья просмотрена: 154 раза

Библиографическое описание:

Яхина, А. Ф. Формирование готовности обучающихся к межкультурной коммуникации / А. Ф. Яхина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 17 (412). — С. 332-334. — URL: https://moluch.ru/archive/412/90967/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассматривается вопрос формирования готовности школьников к межкультурной коммуникации. Выделены условия, обеспечивающие осуществление процесса формирования готовности к межкультурной коммуникации в образовательной среде. Представлены возможные способы реализации этих условий.

Ключевые слова межкультурная коммуникация, формирования готовности к межкультурной коммуникации, современные педагогические технологии, метод проектов, проектная деятельность, теория множественного интеллекта Г. Гарднера.

В современном обществе, несмотря на непростые взаимоотношения России с ведущими англоязычными странами, сохраняется стойкий интерес к изучению английского языка. Поэтому вопросы формирования и развития личности, готовой к межкультурной коммуникации, находятся в центре национальной образовательной политики и остаются актуальными и социально значимыми.

Однако зачастую практические результаты внедрения стандартов иноязычного образования свидетельствуют о недостаточно высоком уровне межкультурной коммуникативной компетенции обучающихся. Особенно остро этот вопрос стоит в сельской местности в условиях преподавания иностранных языков в школах, находящихся в труднодоступной и отдалённой местности. Учащиеся таких школ имеют низкую мотивацию к изучению иностранных языков, и это обусловлено, в первую очередь, отдалённостью от больших городов и центров, отсутствием возможности или желания путешествовать и покидать родные края. Кроме того, предмет «иностранный язык» не является обязательным для сдачи государственной итоговой аттестации и получения выпускниками школ аттестата об основном общем образовании или о среднем общем образовании.

Таким образом, учителя иностранных языков сельских школ сталкиваются с необходимостью создания определённых условий, составляющих образовательную среду, для формирования готовности обучающихся к межкультурной коммуникации.

Межкультурная коммуникация — это связь и общение между представителями различных культур. Для определения уровня сформированности готовности к межкультурной коммуникации можно обратиться к работе М. В. Дементьевой, которая выделяет четыре уровня: высокий, достаточный, средний и низкий. [8]

Формирование готовности к межкультурной коммуникации — это мотивация личности к межкультурному общению, основой которой выступают личностные характеристики в совокупности со знаниями и умениями в условиях иноязычного общения.

Важное значение имеет также образовательная среда, как совокупность условий, обеспечивающих осуществление процесса формирования готовности к межкультурной коммуникации. [3]

Этот процесс может быть эффективным при выполнении ряда условий:

— применения педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся;

— активизации внеурочных форм деятельности;

— вовлечения обучающихся в очные и дистанционные проекты: конкурсы, викторины, олимпиады.

Применение педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся предполагает использование на уроках иностранных языков проектной деятельности, технологий интерактивного и проблемного обучения, технологию развития критического мышления.

На уроках иностранных языков и во внеурочной деятельности часто используется также метод проектов, который является комплексным видом учебной деятельности, интегрирующим различные виды иноязычного речевого общения в целях решения определённых задач в зависимости от типа проекта. [6]

Образовательная среда позволяет в полной мере реализовать второе выделенное условие — активизация внеурочных форм деятельности, направленных на повышение уровня готовности к межкультурной коммуникации. Выполнение данного условия может, например, строиться на основе применения сценарно-контекстной технологии [9] и теории множественного интеллекта Гарднера. [7]

Сценарно-контекстная технология позволяет создавать ситуации для самостоятельного принятия решений и использования иностранного языка в деловых ситуациях, например интервью, дискуссиях, деловых играх и других видах межкультурной коммуникации. [9]

Теория множественного интеллекта Г. Гарднера предполагает, что люди обладают, по крайней мере, семью разновидностями умственных способностей и интеллектов: лингвистическим, логико-математическим, музыкальным, визуально-пространственным, телесно-кинестетическим, межличностным и внутриличностным. Доминирующими типами интеллекта Гарднер считает музыкальный, телесно-кинестетический и личностный. [7]

Образовательный процесс построен, в основном, на базе лингводидактического интеллекта. Однако применение вышеперечисленных педагогических технологий позволяют также развивать остальные разновидности интеллекта и использовать как инструмент повышения учебной мотивации:

— подбор музыки к стихам, рассказам, разработка музыкальных презентаций, создание новых песен развивают музыкальный интеллект;

— аэробика (как повторение алфавита, например), танцы, активные игры, тренинги развивают кинестетический интеллект;

— самостоятельное изучение задания, составление рассказа, оценка своих собственных результатов, индивидуальные проекты, выражение собственного мнения и личных впечатлений направлены на развитие личностного интеллекта.

Кроме того, упор на ведущий тип интеллекта облегчает восприятие учебного материала и помогает осуществлять индивидуальный подход к обучающимся. Решение проблемы формирования у обучающихся готовности к межкультурной коммуникации может быть эффективным при интеграции образовательных и воспитательных задач.

Третье условие образовательной среды направлено на расширение опыта межкультурной коммуникации и предполагает вовлечение обучающихся в очные и дистанционные проекты, языковые конкурсы, викторины, олимпиады.

Это позволяет осуществлять школьникам управление процессом организации своей учебной деятельности: проводить личное целеполагание, анализировать свои полученные результаты, корректировать план своей работы, показывать не только знание лексики и грамматики, но и культуры, истории, географии и литературы англоговорящих стран и родной страны. Викторины, конкурсы и олимпиады позволяют усовершенствовать знания по иностранному языку, развивать творческие способности, повышать уровень мотивации к изучаемому языку. Участие школьников в проектах по переписке с зарубежными партнерами и общение на иностранном языке во время онлайн конференций помогает преодолеть языковой барьер и поддержать интерес к общению на иностранном языке.

Соблюдение вышеперечисленных условий способствует повышению мотивации учащихся к изучению иностранных языков, что несомненно положительно повлияет на качество предметных знаний. Наряду с этими показателями будет повышаться и уровень готовности обучающихся к межкультурной коммуникации.

Таким образом, внедрение в учебно-воспитательный процесс представленных условий образовательной среды может стать эффективным и конструктивным решением проблемы формирования готовности обучающихся к межкультурной коммуникации.

А. И. Солженицын писал: «Среднее образование должно быть настолько полным, чтобы человек мог без расчета на высшее прожить с высоко поднятой головой». Поэтому задача учителя — сделать все возможное, чтобы наши дети стали успешными, активными, творческими, самостоятельными и готовыми к межкультурному общению».

Литература:

  1. Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе: пособие для учителей / под ред. Е. И. Пассова, В. Б. Царьковой. — М.: Просвещение, 1993. — 127 с.
  2. Садохин А. П. Теория и практика межкультурной коммуникации: учебное пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 271 с.
  3. Ясвин В. А. Педагогический мажор дополнительного образования. Системная модернизация и инновационное проектирование / В. А. Ясвин. — М.: Федеральный институт развития образования, 2014. — 213 с.
  4. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
  5. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. М.:НИИ школьных технологий, 2006.
  6. Новые педагогические и информационные технологии / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат — М., Академия, 2009.-272с.
  7. Howard Gardner, Frames of Mind: The Theory of Multiple Intelligences (1983; repr., New York: Basic Books, 2004).
  8. Дементьева М. В. Педагогические условия формирования готовности к деловому иноязычному общению у студентов неязыковых факультетов вузов: автореферат дис. кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Челяб. гос. ун-т. — Челябинск, 2001. — 22 с.
  9. Педагогические технологии контекстного обучения [Текст]: научно-методическое пособие / А. А. Вербицкий; М-во образования и науки Российской Федерации, Московский гос. гуманитарный ун-т им. М. А. Шолохова. — Москва: МГГУ им. М. А. Шолохова, 2010. — 52 с.
Основные термины (генерируются автоматически): межкультурная коммуникация, образовательная среда, иностранный язык, множественный интеллект, внеурочная форма деятельности, вовлечение обучающихся, межкультурное общение, проектная деятельность, сценарно-контекстная технология, учебная деятельность.


Ключевые слова

межкультурная коммуникация, метод проектов, проектная деятельность, современные педагогические технологии, формирования готовности к межкультурной коммуникации, теория множественного интеллекта Г. Гарднера

Похожие статьи

Проектные технологии в формировании межкультурной коммуникативной компетенции на уроках английского языка

В данной статье рассматриваются проектные технологии как средства развития и формирования межкультурной коммуникативной компетенции на уроках английского языка на примере преподавания как в городской, так и в сельской школе, основываясь на методике с...

Методологические основы развития межкультурной коммуникации в процессе обучения иностранному языку

В данной статье охарактеризованы методологические основы развития межкультурной коммуникации. Автор рассматривает возможность применения методов обучения межкультурной коммуникации на уроках иностранного языка в школе.

Актуальность использования игровых технологий в формировании межкультурно-коммуникативной компетенции учащихся

Целью статьи является обоснование использования игровых технологий на уроках иностранного языка как эффективного средства формирования у школьников иноязычной коммуникативной компетенции.

Формирование коммуникативной компетенции при изучении иностранного языка

В данной статье рассматриваются методы и приемы, способствующие активизации коммуникативных технологий и их использование в образовательном процессе.

Формирование коммуникативных компетенций на уроках географии и во внеурочной деятельности

В статье анализируется понятие «коммуникативная компетенция», рассматриваются способы и формы формирования коммуникативных умений учащихся в процессе обучения на уроках географии.

Современные педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса

В данной статье рассматриваются современные педагогические технологии, способы, приемы и методы обучения иностранному языку в современной школе. Автор приводит примеры по применению некоторых из них. Все технологии и приемы направлены на формирование...

Развитие коммуникативной компетентности будущего учителя

В статье рассматривается изучение и обоснование применение педагогических условий формирования коммуникативной компетентности будущих учителей педагогических специальностей в процессе профессиональной подготовки.

К вопросу о межкультурной коммуникативной компетенции студентов в современном профессиональном образовании

В данной статье анализируется межкультурная коммуникативная компетентность студентов в современном профессиональном образовании.

Принципы реализации когнитивного подхода в образовательном процессе начальной школы

В статье рассматриваются основные положения когнитивного подхода, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями при обучении школьников в начальной школе. Обоснована ак...

Рефлексия в обучении иностранному языку с использованием ИКТ

В статье обозначены особенности развития рефлексии при обучении иностранному языку с использованием ИКТ; говорится о преимуществах, доступности, гибкости, эффективности восприятия обучения на базе ИКТ; рассматривается проявление рефлексии в творческо...

Похожие статьи

Проектные технологии в формировании межкультурной коммуникативной компетенции на уроках английского языка

В данной статье рассматриваются проектные технологии как средства развития и формирования межкультурной коммуникативной компетенции на уроках английского языка на примере преподавания как в городской, так и в сельской школе, основываясь на методике с...

Методологические основы развития межкультурной коммуникации в процессе обучения иностранному языку

В данной статье охарактеризованы методологические основы развития межкультурной коммуникации. Автор рассматривает возможность применения методов обучения межкультурной коммуникации на уроках иностранного языка в школе.

Актуальность использования игровых технологий в формировании межкультурно-коммуникативной компетенции учащихся

Целью статьи является обоснование использования игровых технологий на уроках иностранного языка как эффективного средства формирования у школьников иноязычной коммуникативной компетенции.

Формирование коммуникативной компетенции при изучении иностранного языка

В данной статье рассматриваются методы и приемы, способствующие активизации коммуникативных технологий и их использование в образовательном процессе.

Формирование коммуникативных компетенций на уроках географии и во внеурочной деятельности

В статье анализируется понятие «коммуникативная компетенция», рассматриваются способы и формы формирования коммуникативных умений учащихся в процессе обучения на уроках географии.

Современные педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса

В данной статье рассматриваются современные педагогические технологии, способы, приемы и методы обучения иностранному языку в современной школе. Автор приводит примеры по применению некоторых из них. Все технологии и приемы направлены на формирование...

Развитие коммуникативной компетентности будущего учителя

В статье рассматривается изучение и обоснование применение педагогических условий формирования коммуникативной компетентности будущих учителей педагогических специальностей в процессе профессиональной подготовки.

К вопросу о межкультурной коммуникативной компетенции студентов в современном профессиональном образовании

В данной статье анализируется межкультурная коммуникативная компетентность студентов в современном профессиональном образовании.

Принципы реализации когнитивного подхода в образовательном процессе начальной школы

В статье рассматриваются основные положения когнитивного подхода, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями при обучении школьников в начальной школе. Обоснована ак...

Рефлексия в обучении иностранному языку с использованием ИКТ

В статье обозначены особенности развития рефлексии при обучении иностранному языку с использованием ИКТ; говорится о преимуществах, доступности, гибкости, эффективности восприятия обучения на базе ИКТ; рассматривается проявление рефлексии в творческо...

Задать вопрос