В работе рассмотрены теоретико-методические основы технологии развития умений чтения с критической оценкой. Обоснована актуальность применения современной художественной прозы с целью развития умений критического чтения на уроке английского языка в средней школе.
Ключевые слова: иноязычное чтение, критическое чтение, технология CLIL, трёхфазная технология, художественный текст, художественная проза.
Актуальностьпроблемы исследования обусловлена концепцией модернизации российского образования. Сегодня цели общего образования подчеркивают важность личностного развития обучающегося, а также развития его познавательных способностей и интеллектуальных умений. Учебный предмет «иностранный язык» открывает большие возможности в направлении развития критического мышления обучающихся. Многие отечественные и западные методисты и педагоги-практики отмечают активный рост интереса к технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Стоит также отметить, что английский, как и любой язык, всегда находится в состоянии развития и видоизменяется с течением времени под влиянием исторических, культурных, экономических, социальных и иных факторов. Необходимость в изучении подходов к анализу современной англоязычной прозы также составляет актуальность данной работы.
В методике обучения иностранным языкам чтение — это самостоятельный вид речевой деятельности, которой осуществляет письменную форму общения. Успешное осуществление понимания при иноязычном чтении возможно при наличии факторов, обеспечивающих этот процесс:
1) Владение определенным языковым материалом.
2) Наличие умений и навыков, функционирующих при участии категорий психологического порядка. Ряд таких умений и навыков приведен в стандарте CEFR (Общеевропейские компетенции владения иностранным языком), а также указан в ФГОС среди требований по достижению образовательных целей.
Зимняя И. А. считает, что процесс чтения составляют два механизма: механизм восприятия и механизм переработки печатного текста [3, с. 382]. Эти два составляющих механизма обеспечиваются рядом действий, которые совершает читающий. Знание последовательности этих действий составляет методику обучения чтению.
В зависимости от коммуникативных задач при чтении и характера использования полученной информации различаются следующие виды чтения: ознакомительное, изучающее, просмотровое и поисковое. Наиболее подходящие виды для развития умений критического мышления — изучающее и поисковое чтение. Данные виды чтения обеспечивают полное понимание текста, что способствует успешному развитию критического мышления в ходе работы с текстом на иностранном языке.
Критическое мышление является одним из видов мыслительной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем интеллектуального восприятия, пониманием и объективным подходом к окружающему информационному полю.
Можно выделить ряд способностей, характеризующих сформированность умений критического иноязычного чтения у учащихся. Учащийся способен:
1) ориентироваться в содержании текста и понимать его;
2) определять главную тему, общую цель или назначение текста;
3) формулировать тезис;
4) обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей;
5) находить в тексте требуемую информацию;
6) решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста;
7) формировать на основе текста систему аргументов для обоснования определённой позиции;
8) выделять причинно-следственные связи;
9) отвергать ненужную или неверную информацию и т. д. [1]
Предметно-интегрированная технология CLIL (Content and Language Integrated Learning) широко применяется с целью развития умений критического иноязычного чтения и представляет собой «предметно-языковое интегрированное обучение», обеспечивающее возможность создания урока с опорой на предметное содержание.
Структура данной технологии включает три взаимодействующих в процессе коммуникации плана: лексико-терминологический, морфолого-синтаксический, текстовой.
Технология CLIL может рассматриваться как подход к иностранному языку, который обеспечивает подготовку к дальнейшей межкультурной коммуникации и способствует развитию мышления на иностранном языке.
Иная технология развития критического мышления посредством чтения строится на трех фазах, соответствующих этапам когнитивной деятельности личности.
Этап вызова (evocation) включает в себя актуализацию имеющихся знаний и представлений об изучаемом. Стадия осмысления (realization) связана с первичным взаимодействием учащегося с новой информацией. На этапе размышления (reflection) «происходит «присвоение» нового знания и формирование на его основе собственного аргументированного представления об изучаемом. Анализ собственных мыслительных операций составляет сущность данного этапа» [4].
Говоря о внедрении современной англоязычной прозы в процесс изучения иностранного языка в школе, стоит рассмотреть особенности художественного текста. Художественный текст характеризуется вторичной моделирующей системой, обусловленной присутствием вымысла автора, создающего замкнутый и независимый от окружающей действительности мир. «Художественное произведение является совокупностью эстетических знаков, направленных к тому, чтобы возбудить в людях эмоции» [2, с. 58].
Для художественного текста важна образно-эмоциональная, субъективная сущность фактов и явлений. Форма художественного текста представляет собой средство художественности и служит для передачи иного содержания. Например, часто место действия в литературном произведении является формой передачи внутреннего мира писателя или состояния персонажа.
Стоит отметить, что еще никто не предоставил удовлетворительной и надежной методологии анализа стиля прозы. Задача автора художественного текста — создать мир, который способен воздействовать на чувства и эмоции. В свою очередь читателю необходимо проделать большую работу, чтобы понять замысел писателя. Для этого он должен уметь определять стиль художественного произведения, различать формы слов и организацию предложений.
Для отличительных черт стиля художественной прозы характерно их незатруднительное противопоставление чертам, присущим другим стилям. Тем не менее, особенности языка художественной прозы остаются типическими для данного стиля.
Художественному стилю присущ субъективизм, что связано с личным опытом автора и с его независимым пониманием реальности. Писатель стремится воздействовать на чувства читателя, заставляя его быть внимательным к деталям текста.
Многогранность лексики художественного текста заключается в употреблении образных средств литературного языка, а речевая многозначность слова дополняет смысл в контексте. Среди иных отличительных черт художественной речи: отклонения от структурных норм (фонетических, морфологических, лексических), использование грамматических средств, придающих речи образность и выразительность (антитеза, оксюморон, градация, параллелизм, инверсия и др.).
Компетентность читателя в области понимания художественного текста выражается в его способности овладевать новыми знаниями и умениями, справляться с задачами, существенными для его профессиональной деятельности и жизни.
Таким образом, в ходе анализа психолого-педагогической и методической литературы, посвящённой вопросу развития критического мышления и методологическим аспектам развития умений иноязычного чтения нам удалось раскрыть содержание особенностей обучения критическому иноязычному чтению. При разнообразных подходах к данной проблеме и в соответствии с мнением разных учёных, хорошо развитое умение критического чтения является неотъемлемой частью успешного обучения и оптимального использования полученной информации в повседневной жизни.
Также рассмотрение характерных особенностей художественного текста и отличительных черт стиля художественной прозы позволило нам сделать вывод об актуальности использования современной англоязычной прозы на уроках английского языка в средней школе.
Литература:
1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт [электронный ресурс]. — Режим доступа: https://fgos.ru/
2. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. — М.: АПН РСФСР, 1956. — С. 520.
3. Зимняя И. А. Педагогическая психология, М.: Логос, 2004 — С.382.
4. Юлик О. А. Технология развития критического мышления в формировании коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку / О. А. Юлик // Молодой ученый. — 2014. — № 2. — С. 890–892.