Для педагогов дошкольного образования, в условиях внедрения ФГОС ДО, вопрос эффективности комплексной психолого-педагогической работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук стал весьма актуальным. Мелкая моторика рук развивает интерес, познавательные способности ребенка, считается делом интересным и полезным для выявления будущих способностей, внутреннего мира ребенка. Полноценное развитие мелкой моторики рук у ребенка дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, и подготовить ребёнка к школе.
В младшем дошкольном возрасте родители и педагоги редко обращают внимание на то, какая рука у ребенка ведущая. К тому же дети, которых обучают новым действиям, стараются выполнять их так, как требуют взрослые. Так происходит ненасильственное переучивание в дошкольном возрасте, и многие родители даже не подозревают, что их ребенок левша, что его переучили. Основные тревоги их ждут впереди, когда ребенок пойдет в школу, начнет учиться и возникнут неожиданные, на первый взгляд, сложности в социализации, в обучении письму и чтению. Леворукому ребенку необходима помощь в адаптации к окружающему миру, созданному в основе своей для правшей. Поэтому обязанность взрослых — помочь ребенку приспособиться к праворукой среде, сделать так, чтобы этот процесс протекал безболезненно. Особенно важно определить ведущую руку в возрасте 4,5–5 лет, потому что именно в этом возрасте ребенок учится писать, и необходимо, чтобы он выполнял эти сложные действия ведущей рукой. Развитие ведущей руки в дошкольном возрасте важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных действий.
Психологи и педагоги не рекомендуют заниматься переучиванием и сменой ведущей руки т. к. это может неблагоприятно сказываться на психике ребенка, поэтому развитие ведущей руки у ребенка не просто актуально, но и крайне важно и необходимо. Переучивая ребенка, изменяя ведущую руку, взрослые неизбежно вызывают перестройку в деятельности мозга. Вот почему так сложно протекает этот процесс, педагогу важно уметь определить ведущую руку, знать и понимать нецелесообразность, а порой и вред переучивания для нормального развития, и здоровья детей. Для определения ведущей руки существует множество не сложных тестов с ложкой, совочком, мячами. В процессе выполнения действий, которых и определяется праворуким или леворуким является ребенок. В работе с родителями педагог обязательно разъясняет родителям что, леворукость не является дефектом развития ребенка, а является его индивидуальной особенностью. Трудности у леворукого ребёнка возникают при рисовании, раскрашивании и письме. Левая рука вынуждена принимать сложное положение, чтобы не закрывать образец рисунка, написания, и не закрывать уже нарисованное, написанное. Родителям мы советуем, не подчёркивать леворукость ребёнка и не предпринимать никаких попыток что-либо изменить. Главное — это вселить в ребёнка уверенность в его полноценности. Задача взрослых — создать благоприятные условия для полноценного развития маленького человечка, такого особенного и наверняка творческого и талантливого. Поэтому работа по развитию мелкой моторики рук леворукого ребенка начинается, задолго до поступления в школу. Родители и педагоги дошкольной организации таки образом, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, а во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем, поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Для того, чтобы обучение и развитие леворуких детей в нашей группе детского сада протекало достаточно эффективно, мы повысили качество обучения, за счет создания благоприятных условий для развития детей в соответствии с индивидуальными особенностями и решаем задачи связанные с леворукостью на основе учета психолого-физиологических предпосылок.
Одним из эффективных средств развития мелкой моторики ведущей руки леворукого ребенка являются игры и упражнения с мелкими предметами. С помощью игр и упражнений у детей развивается мелкая и общая моторика, также при развитии кисти рук улучшается мышление, речь и память.
Игры и упражнения с мелкими предметами мы проводить, опираясь на возрастные особенности и с учетом особых образовательных потребностей детей группы, т. к. игра является не только основным видом деятельности детей, но и самым любимым. У ребенка в ходе данного вида деятельности, в процессе взаимодействия с окружающим предметным миром формируется все двигательные функции, включая тонкие движения пальцев рук.
Для развития мелкой моторики рук у детей 4–5 лет нами усовершенствована РППС — развивающая предметно-пространственная среда: создан сенсомоторный центр, где в свободном доступе для детей представлен материал, конструкторы, пазлы, мозаики, шишки, орешки, камни различные по фактуре, ракушки для сортировки, пособия по авторским методикам Дьенеша, Кюизенера и т. д. Весь материал центров безопасен и доступен для детей. Все пространство группы оформлено на уровне роста ребенка и в поле его зрения, разделено на центры детской активности в достаточном количестве, где обязательным условием является наличие пространства для игры одновременно несколько детей одними и теме же материалами, не мешая, подталкивая друг друга ведущими руками.
Центры, наполнены и периодически обновляется в соответствии с тематикой и интересами детей новыми материалами и пособиями, такими как:
– большим количеством природного материала: орехи, шишки, крупы, желуди, камни, стебли, семена, образцы тканей,
– коллекции фантиков, наклеек, магнитов,
Центр театрализованных игр: пальчиковый театр, теневой театр, бибабо, ряжения.
В центре природы и развития экспериментального опыта: оборудовано место для игры с песком и водой;
Центр развития мелкой моторики и обогащения сенсорного опыта пополнен изготовленными самостоятельно и привлекая родителей разные виды игр в том числе на развитие мелкой моторики.
Пример: Дидактическая игра «Многоножка», задачи которой направлены на развитие мелкой моторики, совершенствования чувственного, сенсорно опыта, развития познавательного интереса, конструирования, речевого развития.
Центр изобразительной деятельности, оборудован всем необходимым: различные лекала, трафареты, карандаши, пластичными материалами, прописями, в том числе для леворуких детей. Педагогами оформлена для творческой коллективной работы детей коллаж — раскраска, формата А-2, где по краям периметра расположены герои любимых воспитанниками мультфильмов для раскрашивания мелками, карандашами, красками; центр- свободное поле для воплощения творческих возможностей детей: нарисовать героя- друга, сделать дорожку к другому персонажу, соединяя ниточки, ленты, прищепки, жгутики из пластилина, нарисовать дорожки для игры с машинками, паровозиками…
Дети играют и экспериментируют в центрах сюжетно-ролевых игр с игровыми атрибутами, предметами заменителями. Обогащают свой жизненный, чувственный опыт, способствуют развитию мелкой моторики рук. У ребенка в процессе взаимодействия с окружающим предметным миром формируется все двигательные функции, включая тонкие движения пальцев рук и у леворуких детей.
Образовательная деятельность по развитию мелкой моторики организуется: в течение всего дня, через различные формы организации (индивидуальную работу, подгрупповую, групповую), в разных видах деятельности (игровая, познавательно-исследовательская, изобразительная, двигательная, музыкальная).
В своей деятельности по развитию мелкой моторики и индивидуальной работе по развитию леворуких детей мы используем:
– Пальчиковые игры, в том числе с мелкими предметами, карандашами и т. п.
– Игры-шнуровки.
– Браслеты «Лево» — синего цвета, «Право» -красного для детей затрудняющихся в определении сторон.
– Рисование, в том числе в нетрадиционных техниках: ватными палочками, солью, пальчиками, в набрызг, соломинками, прищепками и т. д., разного вида штриховки, трафаретите.
– Конструирование из кубиков, конструкторов, природного и бросового материалов.
– Аппликация, оригами, папье-маше.
– Лепка из пластичных материалов, теста с применением природного и бросового материала, использование элементов пластилинографии.
– Пальчиковые гимнастики с музыкальным и текстовым сопровождением. в том числе Су-Джоку.
– Игры с мелкими предметами, крупами, в том числе в пальчиковых бассейнах, дорожках.
– Игры с пуговицами.
Игры с пуговицами, особо любимый вид игры в нашей группе детского сада. Данные игры развивают глазомер, мелкую моторику, усидчивость, навыки классификации, дают ребенку некоторые математические представления и представления о масштабе. Педагогами группы создан сборник игр с пуговицами, на основе пуговиц разработаны методические и игровые пособия для непрерывной образовательной деятельности, при участии всех участников образовательных отношений, создан проект «Чудо пуговицы», продукт которого, оригинально оформленная коллекция пуговиц «Елочка- Пуговица» стал лауреатом городской выставки.
Работа по развитию мелкой моторики рук у леворукого ребенка строится на комплексном подходе с учетом взаимодействия с родителями и в сочетании с развитием речи, ознакомлением детей с окружающим и предметным миром, с физкультминутками, массажем, пальчиковыми и игровыми упражнениями, играми. Это обеспечивает саморазвитие ребенка, который выбирает ту деятельность, которая отвечает его склонностям и интересам, способствует развитию мелкой моторики у леворуких детей дошкольного возраста, а самое главное — способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
Литература:
- Айрапетянц В. А. Функциональная асимметрия мозга и некоторые проблемы обучения леворуких детей. / Сб. Психофизиологическое развитие и состояние психического здоровья детей и подростков. — М.: Наука, 2005.
- Безруких М. М. Леворукий ребенок в школе и дома:. — М.: Вентана-Граф, 2009.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — Екатеригбург: Ажур, 2014