Опыт работы педагогов МАДОУ № 40 г. Краснотурьинска по развитию мелкой моторики рук у леворукого ребенка в возрасте 4–5 лет | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (413) май 2022 г.

Дата публикации: 11.05.2022

Статья просмотрена: 47 раз

Библиографическое описание:

Стенковская, М. В. Опыт работы педагогов МАДОУ № 40 г. Краснотурьинска по развитию мелкой моторики рук у леворукого ребенка в возрасте 4–5 лет / М. В. Стенковская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 18 (413). — С. 495-497. — URL: https://moluch.ru/archive/413/90429/ (дата обращения: 15.11.2024).



Для педагогов дошкольного образования, в условиях внедрения ФГОС ДО, вопрос эффективности комплексной психолого-педагогической работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук стал весьма актуальным. Мелкая моторика рук развивает интерес, познавательные способности ребенка, считается делом интересным и полезным для выявления будущих способностей, внутреннего мира ребенка. Полноценное развитие мелкой моторики рук у ребенка дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, и подготовить ребёнка к школе.

В младшем дошкольном возрасте родители и педагоги редко обращают внимание на то, какая рука у ребенка ведущая. К тому же дети, которых обучают новым действиям, стараются выполнять их так, как требуют взрослые. Так происходит ненасильственное переучивание в дошкольном возрасте, и многие родители даже не подозревают, что их ребенок левша, что его переучили. Основные тревоги их ждут впереди, когда ребенок пойдет в школу, начнет учиться и возникнут неожиданные, на первый взгляд, сложности в социализации, в обучении письму и чтению. Леворукому ребенку необходима помощь в адаптации к окружающему миру, созданному в основе своей для правшей. Поэтому обязанность взрослых — помочь ребенку приспособиться к праворукой среде, сделать так, чтобы этот процесс протекал безболезненно. Особенно важно определить ведущую руку в возрасте 4,5–5 лет, потому что именно в этом возрасте ребенок учится писать, и необходимо, чтобы он выполнял эти сложные действия ведущей рукой. Развитие ведущей руки в дошкольном возрасте важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных действий.

Психологи и педагоги не рекомендуют заниматься переучиванием и сменой ведущей руки т. к. это может неблагоприятно сказываться на психике ребенка, поэтому развитие ведущей руки у ребенка не просто актуально, но и крайне важно и необходимо. Переучивая ребенка, изменяя ведущую руку, взрослые неизбежно вызывают перестройку в деятельности мозга. Вот почему так сложно протекает этот процесс, педагогу важно уметь определить ведущую руку, знать и понимать нецелесообразность, а порой и вред переучивания для нормального развития, и здоровья детей. Для определения ведущей руки существует множество не сложных тестов с ложкой, совочком, мячами. В процессе выполнения действий, которых и определяется праворуким или леворуким является ребенок. В работе с родителями педагог обязательно разъясняет родителям что, леворукость не является дефектом развития ребенка, а является его индивидуальной особенностью. Трудности у леворукого ребёнка возникают при рисовании, раскрашивании и письме. Левая рука вынуждена принимать сложное положение, чтобы не закрывать образец рисунка, написания, и не закрывать уже нарисованное, написанное. Родителям мы советуем, не подчёркивать леворукость ребёнка и не предпринимать никаких попыток что-либо изменить. Главное — это вселить в ребёнка уверенность в его полноценности. Задача взрослых — создать благоприятные условия для полноценного развития маленького человечка, такого особенного и наверняка творческого и талантливого. Поэтому работа по развитию мелкой моторики рук леворукого ребенка начинается, задолго до поступления в школу. Родители и педагоги дошкольной организации таки образом, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, а во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем, поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Для того, чтобы обучение и развитие леворуких детей в нашей группе детского сада протекало достаточно эффективно, мы повысили качество обучения, за счет создания благоприятных условий для развития детей в соответствии с индивидуальными особенностями и решаем задачи связанные с леворукостью на основе учета психолого-физиологических предпосылок.

Одним из эффективных средств развития мелкой моторики ведущей руки леворукого ребенка являются игры и упражнения с мелкими предметами. С помощью игр и упражнений у детей развивается мелкая и общая моторика, также при развитии кисти рук улучшается мышление, речь и память.

Игры и упражнения с мелкими предметами мы проводить, опираясь на возрастные особенности и с учетом особых образовательных потребностей детей группы, т. к. игра является не только основным видом деятельности детей, но и самым любимым. У ребенка в ходе данного вида деятельности, в процессе взаимодействия с окружающим предметным миром формируется все двигательные функции, включая тонкие движения пальцев рук.

Для развития мелкой моторики рук у детей 4–5 лет нами усовершенствована РППС — развивающая предметно-пространственная среда: создан сенсомоторный центр, где в свободном доступе для детей представлен материал, конструкторы, пазлы, мозаики, шишки, орешки, камни различные по фактуре, ракушки для сортировки, пособия по авторским методикам Дьенеша, Кюизенера и т. д. Весь материал центров безопасен и доступен для детей. Все пространство группы оформлено на уровне роста ребенка и в поле его зрения, разделено на центры детской активности в достаточном количестве, где обязательным условием является наличие пространства для игры одновременно несколько детей одними и теме же материалами, не мешая, подталкивая друг друга ведущими руками.

Центры, наполнены и периодически обновляется в соответствии с тематикой и интересами детей новыми материалами и пособиями, такими как:

– большим количеством природного материала: орехи, шишки, крупы, желуди, камни, стебли, семена, образцы тканей,

– коллекции фантиков, наклеек, магнитов,

Центр театрализованных игр: пальчиковый театр, теневой театр, бибабо, ряжения.

В центре природы и развития экспериментального опыта: оборудовано место для игры с песком и водой;

Центр развития мелкой моторики и обогащения сенсорного опыта пополнен изготовленными самостоятельно и привлекая родителей разные виды игр в том числе на развитие мелкой моторики.

Пример: Дидактическая игра «Многоножка», задачи которой направлены на развитие мелкой моторики, совершенствования чувственного, сенсорно опыта, развития познавательного интереса, конструирования, речевого развития.

20210223_155153 (1)

Центр изобразительной деятельности, оборудован всем необходимым: различные лекала, трафареты, карандаши, пластичными материалами, прописями, в том числе для леворуких детей. Педагогами оформлена для творческой коллективной работы детей коллаж — раскраска, формата А-2, где по краям периметра расположены герои любимых воспитанниками мультфильмов для раскрашивания мелками, карандашами, красками; центр- свободное поле для воплощения творческих возможностей детей: нарисовать героя- друга, сделать дорожку к другому персонажу, соединяя ниточки, ленты, прищепки, жгутики из пластилина, нарисовать дорожки для игры с машинками, паровозиками…

Дети играют и экспериментируют в центрах сюжетно-ролевых игр с игровыми атрибутами, предметами заменителями. Обогащают свой жизненный, чувственный опыт, способствуют развитию мелкой моторики рук. У ребенка в процессе взаимодействия с окружающим предметным миром формируется все двигательные функции, включая тонкие движения пальцев рук и у леворуких детей.

Образовательная деятельность по развитию мелкой моторики организуется: в течение всего дня, через различные формы организации (индивидуальную работу, подгрупповую, групповую), в разных видах деятельности (игровая, познавательно-исследовательская, изобразительная, двигательная, музыкальная).

В своей деятельности по развитию мелкой моторики и индивидуальной работе по развитию леворуких детей мы используем:

– Пальчиковые игры, в том числе с мелкими предметами, карандашами и т. п.

– Игры-шнуровки.

– Браслеты «Лево» — синего цвета, «Право» -красного для детей затрудняющихся в определении сторон.

– Рисование, в том числе в нетрадиционных техниках: ватными палочками, солью, пальчиками, в набрызг, соломинками, прищепками и т. д., разного вида штриховки, трафаретите.

– Конструирование из кубиков, конструкторов, природного и бросового материалов.

– Аппликация, оригами, папье-маше.

– Лепка из пластичных материалов, теста с применением природного и бросового материала, использование элементов пластилинографии.

– Пальчиковые гимнастики с музыкальным и текстовым сопровождением. в том числе Су-Джоку.

– Игры с мелкими предметами, крупами, в том числе в пальчиковых бассейнах, дорожках.

– Игры с пуговицами.

Игры с пуговицами, особо любимый вид игры в нашей группе детского сада. Данные игры развивают глазомер, мелкую моторику, усидчивость, навыки классификации, дают ребенку некоторые математические представления и представления о масштабе. Педагогами группы создан сборник игр с пуговицами, на основе пуговиц разработаны методические и игровые пособия для непрерывной образовательной деятельности, при участии всех участников образовательных отношений, создан проект «Чудо пуговицы», продукт которого, оригинально оформленная коллекция пуговиц «Елочка- Пуговица» стал лауреатом городской выставки.

IMG_20220303_161750

Работа по развитию мелкой моторики рук у леворукого ребенка строится на комплексном подходе с учетом взаимодействия с родителями и в сочетании с развитием речи, ознакомлением детей с окружающим и предметным миром, с физкультминутками, массажем, пальчиковыми и игровыми упражнениями, играми. Это обеспечивает саморазвитие ребенка, который выбирает ту деятельность, которая отвечает его склонностям и интересам, способствует развитию мелкой моторики у леворуких детей дошкольного возраста, а самое главное — способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

Литература:

  1. Айрапетянц В. А. Функциональная асимметрия мозга и некоторые проблемы обучения леворуких детей. / Сб. Психофизиологическое развитие и состояние психического здоровья детей и подростков. — М.: Наука, 2005.
  2. Безруких М. М. Леворукий ребенок в школе и дома:. — М.: Вентана-Граф, 2009.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — Екатеригбург: Ажур, 2014
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, мелкая моторика, ведущая рука, мелкая моторика рук, развитие, дошкольный возраст, игра, родитель, бросовый материал, детский сад.


Похожие статьи

Мониторинг социализации детей 6–7 лет, воспитывающихся в МАДОУ «Детский сад № 293 комбинированного вида» Советского района г. Казани

Активизация познавательного интереса как стимула и условия эффективного формирования организационно-практических умений воспитанников МБДОУ ДС № 42 «Красная шапочка» г. Туапсе (из опыта работы)

Перспективный план работы СП «Детский сад № 66» ГБОУ СОШ № 17 г. Сызрани по патриотическому воспитанию детей 6–7 лет посредством ознакомления с историей, природой и культурными традициями Самарского края

Система контроля как условие эффективной работы дошкольной образовательной организации (из опыта работы МБДОУ Детский сад № 33 «Дельфин» р. п. Гремячево, Кулебакский район)

Анализ уровня осведомленности школьников 9–11-х классов по вопросу информационной безопасности (на примере МБОУ СОШ № 86 г. Краснодара)

Управленческий аспект в организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС основного общего образования в МАОУ СОШ № 25 г. Томска (из опыта работы)

Инновационные аспекты в управлении ДОУ (на примере МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 50 «Непоседа» города Новочебоксарска Чувашской Республики)

План-конспект организации непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения в подготовительной группе ДОУ№ 66 «Я шагаю по улице»

Из опыта работы: внедрение стандарта второго поколения в МАОУ СОШ № 25 г. Томска

Результаты проведения Всероссийской проверочной работы по английскому языку в 2020 году в г. Новокузнецке: определение проблемных полей обучающихся 8-х классов и рекомендации педагогам по коррекции языковой и речевой компетенции у участников ВПР

Похожие статьи

Мониторинг социализации детей 6–7 лет, воспитывающихся в МАДОУ «Детский сад № 293 комбинированного вида» Советского района г. Казани

Активизация познавательного интереса как стимула и условия эффективного формирования организационно-практических умений воспитанников МБДОУ ДС № 42 «Красная шапочка» г. Туапсе (из опыта работы)

Перспективный план работы СП «Детский сад № 66» ГБОУ СОШ № 17 г. Сызрани по патриотическому воспитанию детей 6–7 лет посредством ознакомления с историей, природой и культурными традициями Самарского края

Система контроля как условие эффективной работы дошкольной образовательной организации (из опыта работы МБДОУ Детский сад № 33 «Дельфин» р. п. Гремячево, Кулебакский район)

Анализ уровня осведомленности школьников 9–11-х классов по вопросу информационной безопасности (на примере МБОУ СОШ № 86 г. Краснодара)

Управленческий аспект в организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС основного общего образования в МАОУ СОШ № 25 г. Томска (из опыта работы)

Инновационные аспекты в управлении ДОУ (на примере МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 50 «Непоседа» города Новочебоксарска Чувашской Республики)

План-конспект организации непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения в подготовительной группе ДОУ№ 66 «Я шагаю по улице»

Из опыта работы: внедрение стандарта второго поколения в МАОУ СОШ № 25 г. Томска

Результаты проведения Всероссийской проверочной работы по английскому языку в 2020 году в г. Новокузнецке: определение проблемных полей обучающихся 8-х классов и рекомендации педагогам по коррекции языковой и речевой компетенции у участников ВПР

Задать вопрос