В современной философии можно выделить наличие огромного количества различных направлений и школ философской мысли с присущими им специфическими идеями и принципами, подходами к изучению разнообразных отношений и событий, которые возникают в ходе развития общества. При этом нельзя не заметить, что границы некоторых течений очерчены куда четче других. Так, слово «постмодернизм» употребляется порою в диаметрально противоположных дефинициях, что делает его одним из наиболее туманных понятий в философском дискурсе. Целью нашего исследования стало определение исторических корней постмодернизма как философии, а также поиск наиболее точной трактовки данного понятия.
Постмодернизм, исходя из этимологии термина, это, во-первых, то, что было сменила собою модернизм. Трактовка данного понятия также не столь проста. Отличительным признаком немецкого классического идеализма (классической философии), предшествующего модернизму, была вера в разум, в его способность познать мир и в итоге установить «царствования ума». Словно предугадав социально-исторические изменения, философское сознание также приобретает кризисное состояние и восстает против рационализма философских идей, отрицает их основу — ум. Таким образом, происходит своеобразный «бунт против разума».
Итак, наступает этап переосмысления основных принципов философии, этап нового неклассического типа философствования — модернизма. Ему можно приписать радикальный и бескомпромиссный разрыв со всем традиционным и классическим. Модернизм обычно рассматривают в качестве культурного течения конца XIX — начала ХХ в. Будет правильным сказать, что он направлен на современность, другими словами, модернизм предлагает новый концепт первенства современного над традиционным. Можно сказать, что модернизм оказывается новой основой для направления философской мысли. Однако, он не получил признания в новой европейской философии. Причиной этому послужило то, что Модернизм как проект философской мысли не сможет полностью реализоваться, потому что он ориентирован на вечно перестраивающуюся и меняющуюся современность, а, следуя из этого, обречен всегда оставаться незавершенным.
Таким образом, сутью модернизма является принцип неизбежного обновления, а модернист, увы, обречен на постоянные сомнения, чувство собственной нереализованности, маргинальности; его шаткое идеологическое состояние неминуемо возвращает его в чувства ностальгии по до-модерновому периоду классического постоянства и стабильности, где все прекрасно, а за тебя уже все решено. Однако возвращение к школе мысли немецкого классического идеализма модернист считает неприемлемым.
Разрушению такого романтического идеала, присущего немецкому классическому идеализму (классической философии), способствует и поражение буржуазно-демократических революций в Германии и Франции 1848–1849 гг. Данные события закрепляют в кругах буржуазной интеллигенции уверенность в том, что в обществе человек не может реализовать свою истинно человеческую сущность. Романтическое воображение, потеряв культурно-мифологические основания, меняется в философии на чистую субъективность, которая характеризует модернизм, где главной задачей творца было транслирование собственных субъективных переживаний и ощущений. Романтическая двойственность мира перерастает в непреодолимое противоречие между объективностью и социальной сущностью индивида. Об этом противоречии ярко свидетельствуют две стороны персонального непризнания мира — пессимизм и волюнтаризм.
Пессимизм характеризуется потерей веры в возможность изменения мира, отказом от различных инструментов самосовершенствования и представлением о том, что развитие цивилизации вредит человеку. Волюнтаризм является попыткой преодолеть существующую действительность объективно. Он противостоит рационализму, заявляя, что главным принципом бытия является воля, и, исполняя ее, человеку приходится неизменно бороться с действительностью.
Тема расстройства и расщепленности личности человека пронизывает культуру модерна (философию, искусство). Как правило, модернизм содержит в себе признаки упорного поиска выхода из проблемы «кризиса человечества». Еще Ж. Ж. Руссо прочувствовал и точно описал ту сторону буржуазного прогресса (государственная машина, науки, техники), которая отбирает у человека все человеческое. Он искал выход в «естественном состоянии», которое возвращает человеку утраченную целостность, богатство возможностей и потребностей.
Философию второй половины ХХ в. принято определять, как постмодернизм. С историей термина и его пониманием помогают ознакомиться работы таких западных философов: И. Гассана, Ф. Джеймисона, Ч. Дженкса, П. Козловского, Ж. Бодрийяра. В русской философии феномен постмодернизма изучали И. Ильин, Н. Маньковская, А. Соболь. Постмодернизмом называют многообразное теоретическое поле духовного развития в самосознании западной цивилизации. Выступая многообразной духовной тенденцией в философии, он манифестирует себя не как последователь и наследник модернизма, а как освободитель сознания цивилизации от идеалов прошлой эпохи, которые тормозили и ограничивали многовековой процесс самореализации личности.
Если попытаться определить главную задачу философии постмодернизма, то это, несомненно, с одной стороны, будет попытка избежать однообразия и стремления подвести все культуры под единый стереотип, определенный шаблон, а с другой — попытка избежать релятивизма, который проявляется в распылении культур, отказе от принципов единства и целостности. Такая ситуация свидетельствует о том, что постмодернизм можно считать вызовом модернистской саморефлексивной субъективности и объективности, критике рациональности и безграничной свободы, характеризующих предшествующую эпоху. Происходит напряженный поиск новой парадигмы, новой методологии, нового восприятия мира, нового понимания отношения «объект-субъект». Так, выдвигаются новые принципы формирования системы философии, среди которых присутствуют понятия «события» и «ризома» у Ж. Делеза, «эпистемы» у М. Фуко, «письма» и «деконструкции» у Ж. Деррида, «кодирование текста» у Р. Барта и «двойного кодирования» у Ч. Дженкса и тому подобное. Все эти понятия описывают единственный культурный код. Очень хорошо принципы постмодернизма описывает М. Фуко, когда он рассматривает науку, философию или любую идеологию как совокупность «сеток» интерпретации. Получается, что мы все были созданы обществом, в котором существуем. Оно выдает нам набор «сеток», через которые мы смотрим на реальность. Другими словами, ни одна из них не способна отразить объективную реальность, но все они — лишь способы интерпретации. Такой отказ всем существующим моделям в «объективном» характере является характерной чертой постмодернистского мышления.
Эпоха постмодернизма характеризуется изменением взгляда на фундаментальные эстетические категории, их ощутимым преображением. Она хорошо характеризуется изменением взгляда на фундаментальные эстетические категории, их ощутимым обновлением. Конечно, становление искусства постмодернизма не было быстрым. Историки ищут его корни в 1960-х, связывая с протестными молодежными движениями, в которых политические перформансы приобретали все более театрализованный вид. Именно в этот период наблюдается отрицание разделения искусства на элитарное и массовое, традиционное для классического модернизма. Мейнстрим открывает для художников новые глубинные смыслы, которые становятся основой их творчества. Тут показательно творчество деятелей искусства французской «новой волны» (Ф. Трюффо, Жан-Люк Годар, Э. Ромер и другие), которых вдохновляли такие жанры, как нуар или гангстерский фильм.
И вместе с этим мы видим здесь такое характерное для постмодернизма ироническое переосмысление, скажем, в фильме «На последнем дыхании» Жана-Люка Годара, «Стреляйте в пианиста» Франсуа Трюффо, «Милые женщины» Клода Шаброля. Более того, именно эти художники считали для себя образцом кинематографического стиля Альфреда Хичкока, который тогда воспринимался как «Мистер Ужас», искусный ремесленник, постановщик хоррора. Зато, Трюффо, исследуя творчество метра, считает Хичкока стилистом, автором, который полностью выражает себя в искусстве кинематографа рядом с Эйзенштейном.
Французский режиссер утверждает, что «Хичкок является одним из самых значительных за всю историю кино изобретателей формы... Форма у него не украшает содержание, она его создает» [1]. Все упорнее закрепляется в искусстве феномен телесности, освобождение инстинктов, звучит призыв найти «пляж под асфальтом», создать «рай немедленно». Вместе с тем искусство постмодернизма связывают с потенциалом новых технологий. Появляется видеоарт, компьютерная графика раскрывает новые перспективы для художников как в изобразительном искусстве, так и в кинематографе. Что касается последнего, то наиболее выразительно проявляется тенденция к стиранию границ между мейнстримом и Артхаусом. Свидетельством тому — появление таких знаковых фигур, как Фрэнсис Форд Коппола, Стивен Спилберг, Джордж Лукас.
В то же время исследователям киноискусства становится все сложнее говорить о наличии определенных стилевых направлений. Наступает время сугубо индивидуальных стилей, которые, кажется, не подходят ни под какие классификации; время абсолютного плюрализма. Обычным явлением становятся ремейки. Художники не только воспроизводят сюжеты известных кинематографических произведений (омаж), но и ищут в них вдохновение. Не считается неприемлемым стилевое смешение.
Завоевав пространство во многих сферах культурной самореализации человека, постмодернизм предлагает новую организацию отношения человека и абсолюта — духовного первоначала всего. Она находится в специфических условиях неоднозначности, окрашенной несерьезностью, расшатывает представление об абсолюте, делает отношения с ним максимально индивидуализированными. «Ответ постмодернизма модернизму, — как пишет У. Эко, — заключается в признании прошлого: если его нельзя разрушить, потому что тогда мы приходим к полному молчанию, его нужно пересмотреть, — иронично, без наивности» [2].
Итак, подводя итог нашему исследованию, мы смогли прийти к выводу, что постмодернизм нельзя назвать конкретным философским течением, а скорее культурной установкой, относящейся к проекту критики модерна. Он призывающий к необходимости двигаться дальше, к пост-современности. Постмодернизм стал ответной реакцией на множественные трудности человечества времен ХХ в: мировые войны, тоталитарные политические режимы, а также проблемы с экологией. Постмодернизм породил тенденцию не просто к преодолению «философии модерна», а скорее к отказу от вообще всей современной философии.
Литература:
- Островский, Э. В. История и философия: Учебное пособие / Э. В. Островский. — М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2019. — 328 c.
- Петров, Ю. Философия. Математика, вычислительная техника, информатика / Ю. Петров. — СПб.: BHV, 2018. — 448 c.
- Крутоус В. П. Постмодернизм как философия и культурфилософия // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2015. № 13 (724).
- Михайлова О. В. С. Корнев западный постмодернизм и восточный постмодернизм // Человек: Образ и сущность. Гуманитарные аспекты. 2006. № 1.
- Кутырев В. А. Философия постмодернизма. — Directmedia, 2015.
- Хаустов Д. Лекции по философии постмодерна. — Рипол Классик, 2018.