В статье представлен анализ основных направлений маркетинговой деятельности ООО «Добрянский рыбоводный центр» в разрезе основных направлений работы компании.
Ключевые слова: маркетинговая деятельность, реклама, продвижение, коммуникация с потребителями, сайт компании, аккаунты компании в социальных сетях.
Основным видом деятельности ООО «Добрянский рыбоводный центр» является пресноводное рыболовство. В то же время компания активно продвигает и другие свои услуги, связанные с предоставлением услуг отдыха и развлечений.
Появление в ассортименте услуг компании дополнительных, рекреационно-развлекательных услуг (они появились позднее деятельности в области рыбоводства) определяется несколькими причинами:
1) использование всех возможностей для получения и максимизации прибыли;
2) диверсификация деятельности как возможность повышения конкурентоспособности компании;
3) рекреационно-развлекательные услуги являются эффективным инструментом повышения известности компании на рынке, привлечения к ней (и её продукции) внимания со стороны потенциальных потребителей.
Таким образом, рекреационно-развлекательные услуги, в некотором роде можно рассматривать как инструмент продвижения компании (её основных услуг) на рынке, механизм повышения известности компании на рынке, формирования позитивного имиджа и выстраивания эффективной коммуникации с потребителями.
Основной продукт предприятия — рыба (осетр, стерлядь, форель, хищный мраморный сом, японский декоративный карп кои) и икра.
ООО «Добрянский рыбоводный центр» в настоящее время работает только на рынке Пермского края, хотя в дальнейшем компания не исключает вероятность выхода на рынки других регионов.
Рассматриваемое предприятие находится в Добрянском городском округе, на Камском водохранилище, недалеко от города Добрянка, вблизи Пермской ГРЭС. Красивое место, в котором располагается компания, дало возможность предоставлять своим клиентам также услуги базы отдыха.
Уровень цен на продукцию ООО «Добрянский рыбоводный центр» соответствует среднерыночному. Компания, как местный производитель, стремится сделать цены для жителей края наиболее доступными. В отношении таких товарных позиций как черная икра и некоторые виды рыб цены на продукцию даже немного ниже среднерыночных.
При этом ООО «Добрянский рыбоводный центр» много усилий затрачивает на контроль качества производимой продукции, что подтверждают положительные отзывы клиентов компании и их повторные обращения.
ООО «Добрянский рыбоводный центр» уделяет большое внимание продвижению своей продукции. Это подтверждается тем, что «имя» компании уже узнаваемо на рынке, несмотря на высокий уровень конкуренции на рынке (рынок представлен сильными игроками, имеющими значительный опыт). В данных условиях исследуемой компании важно «заявить» о себе на рынке, чтобы привлечь клиентов, укрепиться в своей рыночной нише.
Также, учитывая, что речь идет о реализации дорогостоящих продуктов питания компании важно сформировать собственный положительный имидж. У компании есть свой сформированный и подтвержденный официально товарный знак: «ДоброFish», при продвижении компании она использует именно данное товарное наименование, что связано, вероятно, с его позитивной эмоциональной окрашенностью и тем, что данное название является более запоминающимся.
Продвижение компании осуществляется с помощью ряда механизмов, среди которых следует выделить сайт компании: https://dobro.fish/
Сайт является основной рекламно-информационной площадкой ООО «Добрянский рыбоводный центр». На нём представлена информация о компании, о продукции, о способах оплаты и доставки. Сайт выполнен в фирменных цветах компании (черный, темно-синий, белый).
Основные разделы, представленные на сайте:
— доставка и оплата;
— о нас;
— заказать икру.
Вкладка «Заказать икру» — это форма заказа на сайте. Для заказа потребителю необходимо указать свой телефон, имя и комментарий к заказу. Далее сотрудник компании перезванивает потенциальному клиенту и обсуждает с ним все детали заказа, если клиент готов сделать заказ — он может произвести оплату онлайн и оформить доставку.
Анализ сайта не позволяет оценит его положительно:
во-первых, дизайн сайта является устаревшим, его необходимо «модернизировать»;
во-вторых, контент сайта также нуждается в оптимизации.
Необходимо увеличить количество вкладов, представить более полную информацию о компании и продукции (на сайте даже не представлен ассортимент реализуемой продукции), отсутствуют фотографии, не указаны преимущества и сильные стороны компании.
Таким образом, сайт компании не выполняет должным образом ни рекламную, ни информационную функцию и нуждается в оптимизации.
Сайт компании ориентирован только на продвижение продукции компании (рыбы и икры), информации о реализации рекреационно-развлекательных услуг на сайте нет. Хотя данная информация также необходима.
Помимо сайта продвижение также осуществляется с помощью страницы в социальной сети «Вконтакте»: https://vk.com/dobrofish
Страница в социальной сети «Вконтакте» является более содержательной, чем сайт, она регулярно обновляется, на ней представлена информация и о рекреационно-развлекательных услугах.
Количество подписчиков данной страницы — 2 545 человек. Но учитывая, что потенциальными клиентами компании являются все совершеннолетние жители Пермского края (то есть те, которые могут совершать покупки), а также жители других регионов, такое количество подписчиков свидетельствует о том, что компания недостаточно эффективно занимается продвижением данной страницы.
Периодичность появления рекламно-информационных постов на странице в социальной сети «Вконтакте» — 1 раз в 1–3 дня. Иногда в течение одного дня компания может представить 2 поста. Такая периодичность постов является недостаточно активной, желательно размещение 1–2 постов ежедневно. Таким образом, рассматриваемой компании необходимо повысить активность продвижения своих услуг в социальной сети «Вконтакте», тем более что в настоящее время именно данная сеть является основной площадкой взаимодействия с потребителями (помимо сайта), поскольку социальные сети «Фейсбук» и «Инстаграмм» заблокированы для пользователей.
Информация о компании представлена и на некоторых справочно-информационных ресурсах сети Интернет. Но компанией «охвачены» не все бесплатные справочно-информационные ресурсы в сети Интернет, поэтому данную деятельность можно активизировать.
Помимо продвижения в сети Интернет и социальных сетях, ООО «Добрянский рыбоводный центр» использует такие каналы рекламы и продвижения как:
— размещение рекламы в СМИ (компания время от времени размещает информацию о своей деятельности, продуктах и услугах в развлекательных и справочно-информационных изданиях);
— наружную рекламу (вывески, баннеры и т. д.);
— спонсоринг — выступает спонсором какого-либо мероприятия (происходящего, как правило, в Добрянке).
Основные каналы товародвижения (каналы реализации продукции и точки сбыта):
- Осетровая ферма: любой клиент (частное или юридическое лицо) может приехать на ферму и приобрести продукцию. При большом заказе необходимо предварительное согласование объем покупки. Но покупают товар таким образом чаще всего частные лица.
- Доставка икры после заказа на сайте. Доставка икры осуществляется по Пермскому краю и прилегающим регионам транспортной компанией СДЕК. Доставка охлаждённой рыбы в г. Пермь осуществляется от 20 кг. По Пермскому краю от 50 кг. В соседние регионы варианты доставки живой и охлаждённой рыбы обговариваются с менеджером персонально.
- Реализация продукции в торговых сетях «Семья» и «Лента».
- Реализация продукции в кафе «Традиция» (г. Добрянка).
- Реализация продукции небольшим торговым точкам в Пермском крае (в том числе — Добрянском городском округе), но данный канал представлен слабо.
Мы можем видеть, что компанией охвачена только небольшая часть торговых сетей и торговых предприятий Пермского края, у компании есть возможности расширить рынок сбыта. Это особенно актуально в связи с имеющимися у компании планами расширения производства.
В целом, можно сделать вывод, что маркетинговая деятельность ведется компанией недостаточно активно:
— компания не использует все имеющиеся возможности продвижения;
— компания недостаточно активно работает с имеющимися средствами и инструментами продвижения (сайтом, страницами в социальных сетях и т. д.).
Таким образом, у рассматриваемой компании есть возможности для активизации маркетинговой деятельности и деятельности по продвижению.
Литература:
- Герчикова, И. Н. Маркетинг: организация, технология. 3-е издание, дополненное и переработанное / И. Н. Герчикова. — Москва: Гардарика, 2018. — 512 с.
- Ноздрева, Г. Б., Цыгичко Л. И. Маркетинг: как побеждать на рынке. 3-е издание / Г. Б. Ноздрева, Л. И. Цыгичко. — Москва: Аспект-ПРЕСС, 2019. — 453 с.
- Официальный сайт ООО «Добрянский рыбоводный центр» (товарный знак: «ДоброFish»: URL: https://dobro.fish/
- Официальная страница компании в социальной сети «Вконтакте». URL: https://vk.com/dobrofish