В настоящее время возрастает роль информационных технологий, которые заменяют собой книгу. Несмотря на явные преимущества цифровизации познания окружающего мира, это приводит к снижению роли книги не только как источника знаний, но и как культурного достояния. В связи с этим, возникает потребность в поиске путей актуализации ценности книги как продукта культуры. Одним из таких путей является рассмотрение феноменов в ретроспективе. С этой целью нами был выбран временной период правления Екатерины II — значимой фигуры в отечественной историографии. Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации материала о книгопечатании в период правления Екатерины II. Практическая значимость исследования состоит в использовании полученных результатов в образовательных целях на ступенях начального, среднего, старшего и специального образования.
Цель — изучить особенности книгопечатания в период правления Екатерины II.
Задачи исследования:
- Охарактеризовать книгу и книгопечатание как продукт духовной культуры.
- Рассмотреть особенности книгопечатания в период правления Екатерины II.
- Описать особенности шрифта в период правления Екатерины II и сравнить их с зарубежным шрифтом.
Методы исследования: анализ и синтез исторических источников по проблеме исследования, сравнение.
Реализуя первую задачу исследования, нами было установлено:
- Книга — это один из видов печатной продукции: непериодическое издание, состоящее из бумажных листов, на которых нанесена текстовая и графическая информация. К книгам относятся литературные и научные произведения, созданные для печати [1].
- Книгопечатание — процесс создания печатной продукции. Термин обычно употребляют в историческом контексте. Первым точно датированным печатным текстом является китайская ксилографическая копия буддийской Алмазной сутры, изданная в 868 году [2].
- Книга и процесс её создания (книгопечатание) рассматривается нами как продукт духовной культуры, отражающей систему знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно-историческому единству или человечеству в целом [4].
Реализуя вторую задачу исследования, нами было установлено:
- В начале своего царствования Екатерина II, стремившаяся сформировать у народа России самосознание средствами литературы и публицистики, разрешила открывать частные типографии путем издания Указа «О вольных типографиях» от 15 (26) января 1783 года. Количество выпускаемых книг возросло в 3,5 раза, которые печатались преимущественно на французском и английском языках [4].
- 16 сентября 1796 года, как следствие «чрезмерной свободы мысли» (А. Н. Пыпин), был издан Указ «Об ограничении свободы книгопечатания и ввоза иностранных книг; об учреждении на сей конец цензуры… и об упразднении частных типографий», тем самым положив начало цензуре на территории России. После запрещения частных типографий выпуск книг в России пошел на убыль: если в 1788 году было издано 439 книг, в 1796-м — 256, то в 1797-м — всего лишь 165 [6].
Реализуя третью задачу исследования, нами было установлено:
- В период правления Екатерины II был распространён европейский шрифт «Дидо». Однако основными шрифтами являлись шрифты «Академии наук», и шрифтами «Московского университета», отличающиеся плавностью и строгостью [7].
- Размеры шрифтов в период правления Екатерины II были в диапазоне от самого маленького — канона, до самого большого — гробе миссаль. В целом, классический круглый шрифт был представлен четырьмя размерами: миттель, малый миттель, цицеро и корпус [7].
- Сравнительный анализ классического шрифта периода правления Екатерины II с современным показал тенденцию к упрощению и незаурядности; исчезновению буквы «i»; изменению правил письма (исчезновению «ъ» в конце письма). В тоже время отмечено значительное сходство в письме.
Отличительные особенности шрифта представлены в таблице 1.
Таблица 1
Отличительные особенности шрифта
Отечественный шрифт в период правления Екатерины II |
Зарубежный шрифт в период правления Екатерины II |
Отечественный шрифт в настоящее время |
- шрифты «Академии наук» (использовался для оформления грамот и торжественных документов. Отличается строгостью) — шрифты «Московского университета» (использовался в типографиях и в церковной литературе. В отличии от шрифтов «Академии наук» был более замысловат и красив); — круглый шрифт (использовался, как в литературных изданиях, так и в документации. Был строже Московских, но более плавный и замысловатый, чем шрифты Академии) |
- шрифт «Дидо». Использовался и в литературе, и в документации. Был куда менее строгий, чем отечественные шрифты того времени имел большую плавность и замысловатость печати текста. |
Является универсальным, так как используется, как в литературных произведениях, публицистике и в документах. Намного строже шрифтов времен Екатерины II, хоть и видны сходства. |
В качестве выводов отметим, что период Екатерины II характеризуется расцветом европейской культуры на территории России и обозначается как эпоха Просвещения. Если начало правления Екатерины II характеризуется интенсивным появлением частных типографий, то после 1796 года резко снижается их количество, появляется цензура. Тем не менее, книгопечатание периода правления Екатерины II оказало большое влияние на отечественную духовную культуру. В период правления Екатерины II был распространён, как европейский шрифт «Дидо», так и отечественные шрифты «Академии наук» и «Московского университета». В настоящее время наблюдается тенденция к упрощению и незаурядности; исчезновению буквы «i»; изменению правил письма. Исследование имеет практическую значимость, заключающуюся в использовании его результатов в образовательных целях на ступенях начального, среднего, старшего и специального образования.
Литература:
- Лопатин В. В., Лопатина Л. Е. Русский толковый словарь. М.: Стереотип, 2000. 831 с.
- Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Сов. энцикл, 1990. 682 с.
- Крыкова И. В., Семина В. С. Великие просветительницы в культурном пространстве России XVIII века (Екатерина II и Екатерина Дашкова) // Аналитика культурологии. 2007. № 8. С. 206–212.
- Миненко Г. Н. Духовная культура общества: содержание понятия // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 31. С. 97–104.
- «Закон о вольных типографиях 1783 года» [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: http: // xn.ru. — 01.04.2022.
- «Именной указ от 16 сентября 1796 года, данный Сенату «Об ограничении свободы книгопечатания и ввоза иностранных книг» [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: http: // base.garant.ru. — 01.04.2022.
- Шрифт в России от Петра до наших дней [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: http: // base.msu.ru. — 04.04.2022.