Развитие критического мышления у старших дошкольников через использование технологий бережливого мышления на основе внедрения парциальной программы «Азбука бережливости» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Развитие критического мышления у старших дошкольников через использование технологий бережливого мышления на основе внедрения парциальной программы «Азбука бережливости» / И. В. Ноздринова, Е. В. Червенко, К. И. Базарова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 18 (413). — С. 489-491. — URL: https://moluch.ru/archive/413/91008/ (дата обращения: 16.11.2024).



Современная система развития образования, Национальный проект «Образование» инициировали многочисленные изменения в системе образования в целом, дошкольного в частности. В Национальном проекте «Образование» ставится цель о необходимости вхождения Росси в десятку стран по уровню качества образования, также говорится о необходимости развития научно-технического творчества, креативности и критического мышления. Для реализации заданных цели и задач, уже на этапе дошкольного возраста необходимо применять инжиниринговые педагогические технологии. Современные педагоги находятся в постоянном поиске таких технологий и одной из инновационных технологий является технология «бережливого мышления». Данная технология опирается на парциальную образовательную программу «Азбука бережливости», адресатом которой являются дошкольники 6–7 лет (авторы Ю. А. Богомолова, Е. П. Сбитнева, Л. В. Серых). Технология развития бережливого мышления предполагает развитие у старших дошкольников 4 К-компетенции, это: коммуникативность, креативность, командная работа и критическое мышление. Также стоит отметить, что при внедрении и реализации данной технологии у старших дошкольников происходит активное развитие таких качеств как инициативность, креативность и самостоятельность. Центральной идеей технологии развития бережливого мышления старших дошкольников является формирование образовательных ситуаций, игр, проектов при которых происходит развитие познавательного интереса с использованием технологий бережливости в образовательной среде. Используя в своей практики, педагоги-воспитатели осуществляют образовательную деятельность по следующим направлениям: «Я и моя семья», «Мой детский сад», «Мой город», «Мой дом», «Праздники», «Профессии». В заданных областях дети дошкольного возраста учатся грамотно и рационально подходить к вопросу распределения обязанностей по дому, организации своей деятельности в детском саду, формируется навык поведения в условиях макросреды (города), т. е. создаются маршруты от дома до детского сада, магазина и т. д. В рамках области «Праздники» формируется навык грамотного, эффективного процесса организации какого — либо праздника, создаются алгоритмы и этапы поведения различных мероприятий. Используя бережливые технологии в работе с дошкольниками в области «Профессии», предполагается, что дети уже на этапе освоения программы имеют четкие представления о различных видах профессий, способны дать описание тому или иному виду выполнения работ. Стоит отметить, что в рамках данной у детей дошкольного возраста формируется ранняя профессиональная ориентация.

Для более детального изучения технологии развития бережливого мышления старших дошкольников, стоит говорить о том, что данная технология была инициирована в результате фрагментарного характера использования педагогов ДОУ методов развития критического мышления дошкольников. Так что же такое критическое мышление? Критическое мышление представляет собой совокупность ряда факторов: умение оперировать понятиями, четко формулировать мысль, составлять вопросы и давать разумные ответы на них, подвергать сомнению и выявлять ошибки рассуждающего субъекта и т. д. Развитие совокупности перечисленных факторов возможно при внедрении в педагогическую практику технологий бережливого мышления.

Бережливое мышление представляет собой способность к аналитическому и дедуктивному мышлению. Ребенок способен видеть и акцентировать внимание на проблемных местах образовательной (жизненной) ситуации, способен сформулировать этапы решения проблемы с наименьшими трудо и время затрат. А также на этапе овладения данной технологией подразумевается, что у дошкольника сформировано бережливое отношение к вещам, природным объектам, сформирован навык экономности, бережливости, расчетливости; продолжает формироваться дедуктивное мышление, развиваются такие когнитивные функции как: память, воображение, мышление; новообразованием является появление таких психических функций как «планирование», «анализ».

Для большего понимания технологии развития бережливого мышления у старших дошкольников стоит обратиться к компонентам и этапам данной технологии. Основными компонентами бережливых технологий является развивающая образовательная ситуация, игровая деятельность, коммуникативная, проектная и исследовательская деятельность. Так, например, в рамках развивающей образовательной ситуации «Поездка в деревню к бабушке», дошкольниками совместно с педагогом формулируется цель и задачи по организации поездки, подразумевающей минимальные временные затраты на комплексный сбор и подготовку к поездке. Обсуждается тот факт, что для избежание лишней нагрузки, в поездку берутся только те вещи, которые действительно будут необходимы. Заранее обговаривается тот факт, что данная задача решается путем составления алгоритма действий. Для большей эффективности используются наглядные методы, т. е. происходит схематическое изображение всех составляющих алгоритма сбора и поездки к бабушке (карточки, на которых дети изображают все необходимые вещи для поездки, средства передвижения, маршрут), также возможна фиксация данных изображений на доске, ватмане, коврографе. В результате совместной деятельности педагога и детей составляется схематический алгоритм подготовки, сбора и поездки в деревню к бабушке, при которой дошкольники проводят анализ своих действий, используют дедуктивный метод, т. е. формулируется проблемная ситуация, определяются пути ее решения, подразумевающие наименьшие затраты времени и сил. По результатам деятельности происходит совместное обсуждения полученных результатов, дошкольникам предлагается дополнить созданный алгоритм собственными составляющими. Происходит планирование следующих видов деятельности. Еще одним из примеров применения бережливых технологий в практики работы дошкольных образовательных организаций является пример того как ребенок собирается в детский сад. В рамках образовательной деятельности формируется проблемная ситуация. К примеру, в связи с тем, что, семья переехала в другой дом, придется тратить намного больше времени на то чтобы добраться до детского сада, однако, время на сон должно быть неизменным, так как сон очень полезен и детям и взрослым. В данном случае, с ребятами обсуждаются возможные пути сокращения времени на сборы и поездку в детский сад. Ребята делятся тем, как они собираются в детский сад, как готовят свои вещи, выбирают любимые игрушки, которые возьмут с собой, как просыпаются, умываются, завтракают и т. д. Предлагается схематически (в картинках) изобразить алгоритм последовательных действий, направленных на сокращение времени на сборы и поездки в детский сад.

Еще одним из видов использования бережливых технологий в условиях дошкольных образовательных организаций является использование «Доски задач» для дошкольников. В рамках данного метода дети фиксируют то чем они планируют заниматься в течении дня, затем отмечают то, чем фактически они занимались и в конце дня за круглым столом подводится итоги деятельности детей. Если происходит несовпадение запланированных мероприятий с выполненными, проводят анализ того, почему так произошло. Т. е. дети учатся планировать свою деятельность, формируется навык рационального использования своего времени. Дети фактически приспосабливаются к скоротечности потоков информации, быстрой смены условий жизни. Формируется навык более органичного приспособления с макросоциуму.

Стоит отметить, что в рамках реализации технологии развития бережливого мышления используются следующие педагогические операции:

 Установление личного контакта со всеми участниками образовательной ситуации;

 Добровольное участие детей в игровой, проектной, образовательной ситуации;

 Организация субъект-субъектного общения (взрослый и ребенок-равные партнеры).

В результате использования педагогами-воспитателями технологии развития бережливого мышления происходит формирование и развитие таких качеств ребенка как: самостоятельность, инициативность, логическое и критическое мышление, у ребенка возникают такие новообразования как: «планирование», «анализ», «рефлексия». Все это соответствует требованиям ФГОС ДО, современным целям и стратегиям в области образования.

Литература:

  1. http://www.dou78.bel31.ru/file/151220.pdf
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, бережливое мышление, критическое мышление, ребенок, дошкольник, дошкольный возраст, поездка, дедуктивное мышление, Национальный проект, образовательная деятельность.


Похожие статьи

Использование кейс-технологии в формировании духовно-нравственных качеств и безопасного поведения у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Применение метода «Деловая игра» в системе повышения квалификации педагогов ССПО для развития методической компетентности

Формирование жизненных стратегий у семиклассников через сотрудничество с семьей в рамках элективного курса «Экономика моей семьи»

Использование педагогом-психологом элементов сказкотерапии в работе с детьми ОВЗ, направленной на формирование экологической культуры дошкольников (из опыта работы)

Интеллектуальная игра как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста на примере авторской разработки «Умники и умницы»

Развитие познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников через технологию детского экспериментирования

Активизация познавательных мыслительных процессов у старших дошкольников с помощью кейс-технологии

Развитие технического творчества у дошкольников в рамках реализации парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»

Развитие эмоционально-коммуникативной сферы у детей с ОВЗ с использованием игрового набора Фребеля (из опыта работы)

Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста в рамках реализации системно-деятельностного подхода

Похожие статьи

Использование кейс-технологии в формировании духовно-нравственных качеств и безопасного поведения у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Применение метода «Деловая игра» в системе повышения квалификации педагогов ССПО для развития методической компетентности

Формирование жизненных стратегий у семиклассников через сотрудничество с семьей в рамках элективного курса «Экономика моей семьи»

Использование педагогом-психологом элементов сказкотерапии в работе с детьми ОВЗ, направленной на формирование экологической культуры дошкольников (из опыта работы)

Интеллектуальная игра как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста на примере авторской разработки «Умники и умницы»

Развитие познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников через технологию детского экспериментирования

Активизация познавательных мыслительных процессов у старших дошкольников с помощью кейс-технологии

Развитие технического творчества у дошкольников в рамках реализации парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»

Развитие эмоционально-коммуникативной сферы у детей с ОВЗ с использованием игрового набора Фребеля (из опыта работы)

Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста в рамках реализации системно-деятельностного подхода

Задать вопрос