В статье автор пытается определить взаимодействие права и религии, возможность их сосуществования, а также рассматриваются некоторые проблемы, возникающие из взаимодействия права и религии, предлагаются пути их решения.
Ключевые слова: право, религия, нормы права, религиозные нормы.
Вопрос взаимоотношений права и религии имеет длительную историю и зародился еще в глубокой древности. И для каждого исторического этапа вопрос приоритета права или религиозных норм решался по-разному: большую роль в решении вопроса играло то, как на данном историческом этапе религиозные институты влияли и были авторитетом и опорой для правящих кругов. Это определяло политику государства в отношении религии и её соотношения с законами.
Более того, можно отметить и некоторое сходство правовых и религиозных норм в разные исторические периоды. Как и законы, религия и различные культы были привязаны к политическому устройству того или иного государства. В Древнем Риме продолжительное сохранялся политеизм, основанный во многом на древнегреческом. Изначальное появление христианства власть Римской Империи рассматривала негативно. При императоре Нероне гонения приобрели такой масштабный характер, что христиане того времени верили в воскрешение Нерона в форме Антихриста [4]. Однако ситуация начала в корне меняться с расширением влияния церкви и её распространением по территории Империи. Уже в 313 году император Константин издал Миланский эдикт, по которому христианство стало «дозволенной религией» и само государство начало постепенно подстраиваться под новые реалии. К примеру, знаменитые штандарты в виде орлов римских легионов — аквилы, стали заменяться на лабарумы с монограммой Иисуса Христа. В 380 году император Феодосий и вовсе провозгласил христианство государственной религией.
Религия и право имеют сложную и глубокую взаимосвязь. Большое количество правовых норм в основе своей имеют религиозно-нравственные установки и корни (запрет кражи, клеветы, убийства и т. д.). Нужно отметить, что в наше время деятельность религиозных организаций не должна противоречить, установленному в государстве правопорядку.
Под религией (от лат. Religio — набожность, святыня, предмет культа) в общем смысле понимается вера, исповедание, богопочитание или основа духовного убеждения [1, с. 90]; мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование Бога или богов [2, с. 1313].
Хотя на протяжении долгого исторического периода проблемы, возникавшие во взаимодействии религии и права, были многочисленными и зачастую имели глобальный характер, к настоящему времени их количество значительно сократилось. Но, несмотря на это, наиболее значимые из них необходимо подробнее рассмотреть.
Иногда встречаются случаи уклонения отдельными гражданами соблюдения законов и исполнения гражданских обязанностей. Основаниями для таких действий является своеобразное истолкование религиозных текстов. Это заставляет приверженцев того или иного вероучения отказываться от получения ими или их детьми надлежащего образования и медицинской помощи. Для примера можно упомянуть многочисленные случаи отказов от переливания крови членам секты Свидетелей Иеговы (организация признана экстремисткой на территории Российской Федерации), даже если на тот момент существовала угроза их жизни. Для решения подобных проблем можно считать необходимым законодательно установить, что в угрожающих жизни пациента случаях, окончательное решение должен принимать врач, а родители не должны отказываться от предложенного им способа лечения, если оно спасает от наиболее неблагоприятных последствий, в том числе смерти их ребенка [5].
Также проблемой, часто встречающаяся в судебной и правоприменительной практике, являются жалобы со стороны верующих граждан на присвоение им индивидуального номера налогоплательщика, где, по их мнению, скрывается «число зверя» [6]. С недавнего времени аналогичные рассуждения вновь стали актуальными в связи с введением электронных трудовых книг. Для решения данного вида проблем, необходимым условием является, помимо изучения законодательных актов, разъяснительная работа среди верующих авторитетными и грамотными священнослужителями официально зарегистрированных религиозных объединений.
Следующей и довольно часто встречающейся проблемой является вопрос взаимодействия религии и школы. При этом важно иметь ввиду, что отсутствие у школьников и студентов базовых знаний о религиях и народах, навязываемые СМИ стереотипы, недооценка проблемы религиозных различий может привести к тому, что молодежь станет легкой добычей экстремистки настроенных деятелей или носителем подобных умонастроений [3]. Решение этой проблемы состоит в том, чтобы религиоведение преподавалось в государственных общеобразовательных школах, при соблюдении государственных образовательных стандартов. Нужно объяснять молодому поколению особенности религий мира и формировать толерантное мировоззрение.
И наконец, наиболее опасное проявление религиозной природы — это религиозный экстремизм, влияние которого в наше время заметно во многих районах земного шара. Он несет угрозу национальной безопасности отдельных стран, а также и в целом является глобальной проблемой. Эта проблема должна решаться комплексно. С одной стороны, важность, принимаемых федеральных, региональных законов и подзаконных актов, направленных на борьбу с экстремизмом, неоспорима, но в то же время необходимо проводить образовательную и разъяснительную работу среди населения, будь то в школе, в вузе или религиозном учреждении. Важна роль СМИ в формировании в сознании людей правильного представления об этой угрозе. Ведь, в конце концов, у представителей всех конфессий человеческая жизнь должна цениться превыше всего.
Таким образом, делая общий вывод, можно видеть, что право и религия — это разные явления. По нормам религии, она дает надежду на спасение души в «иной» жизни. Закон же относится к физическому существованию, дает юридические средства для разрешения дел. В религии есть вера в высшие и сверхъестественные силы, в законе же подразумевается уважение авторитетов земных — государства и его органов управления. Нарушение норм закона влечет физически ощутимые санкции имущественного и личного характера, а при нарушении религиозных норм происходят нравственные страдания. В современном обществе нормы религии призваны служить нравственной основой жизни людей, призывать их к терпимости и состраданию. Закон официально устанавливает гарантии реализации права граждан на свободу вероисповедания при этом, признавая религиозное разнообразие и основываясь на принципах толерантности.
Литература:
- Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 4. М., 2000 С. 90;
- Большой российский энциклопедический словарь. М., 2003. С. 1313;
- Мчедлова, М. М. Устойчивость российской цивилизации: испытание толерантностью / М. М. Мчедлова. — Текст: электронный // https://cyberleninka.ru: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ustoychivost-rossiyskoy-tsivilizatsii-ispytanie-tolerantnostyu (дата обращения: 30.04.2022).
- Лактанций. О смерти гонителей. II, 8–9; Августин. О граде Божьем. ХХ, 19;
- Ребенок скончался после отказа родителей от переливания ему крови в Павлодаре. — Текст: электронный // Sputnik.kz: [сайт]. — URL: https://ru.sputnik.kz/20210312/Rebenok-skonchalsya-posle-otkaza-roditeley-ot-perelivaniya-emu-krovi-v-Pavlodare-16514767.html (дата обращения: 30.04.2022).
- Числа дьявола: как россияне искали подвох в паспортах, ИНН, автономерах и штрихкодах. — Текст: электронный // https://ruposters.ru: [сайт]. — URL: https://ruposters.ru/news/26–06–2020/chisla-dyavola (дата обращения: 30.04.2022).