На современном этапе развития государства и всех его субъектов стратегическое управление играет одну из ключевых ролей. Несмотря на распространенность практик стратегического управления, не во всех субъектах управление является стратегическим, зачастую на практике не применяются современные технологии и инструменты стратегического управления. В своем исследовании автор рассматривает принципы стратегического управления, инструменты и технологии его реализации. В заключении сделан вывод о том, что в основе управления социально-экономического развития муниципальных образований должна лежать стратегия. Для эффективной реализации стратегического управления, решения возникающих в процессе проблем, для создания более гибкой системы управления, необходимо применять современные технологии и инструменты.
Ключевые слова: местное самоуправление, развитие территории, стратегическое управление, стратегическое планирование.
At the present stage of development of the state and all its subjects, strategic management plays one of the key roles. Despite the prevalence of strategic management practices, management is not strategic in all subjects, often modern technologies and tools of strategic management are not used in practice. In his research, the author examines the principles of strategic management, tools and technologies for its implementation. In conclusion, it is concluded that the management of socio-economic development of municipalities should be based on a strategy. In order to effectively implement strategic management, solve problems arising in the process, and create a more flexible management system, it is necessary to use modern technologies and tools.
Keywords: local self-government, territorial development, strategic management, strategic planning.
На сегодняшний день можно отметить резкое повышение значимости стратегического подхода к принятию решений во всех направлениях управления. Также в складывающихся условиях менеджмент должен предполагать как внутреннюю стабилизацию социально-экономического состояния муниципального образования, так и долгосрочную стратегию выживания с учетом внешней среды. Стратегическое управление лежит в основе методологии социально-экономического развития муниципальных образований.
В основе управления любыми процессами, рассчитанными на какой-либо промежуток времени, должна стоять стратегия. Предполагая достигнутый результат по истечении этого промежутка времени, мы говорим о цели — стратегической цели. Определение и выбор стратегической цели — основа успеха в любом начинании.
Однако, для достижения задуманного результата, наличия одной только цели недостаточно, необходимо разработать долгосрочный план мероприятий. Также необходимо, чтобы управление имело гибкий характер, это необходимо для быстрого реагирования на возникновение непредвиденных ситуаций, как во внешней среде, так и во внутренней.
Также необходимо отметить, что стратегическое управление — это долгосрочный путь, не исключающий в своем процессе, как маленькие победы, так и поражения, ведущие к одной определенной стратегической цели.
По мнению исследователей, «крупнейшими технологиями стратегического управления муниципальными образованиями выступают:
— стратегическое планирование;
— территориальное планирование» [1].
Инструментарий стратегического планирования позволяет грамотно сформировать комплексную систему управления развития муниципальных образований.
«Территориальное планирование касается проблематики пространственного, в том числе, градостроительного развития территории муниципального образования» [2]. Территориальное планирование, затрагивающее и демографию, и экономику, и географию, и экономику, дает возможность в конкретных условиях определить физические границы будущего для муниципального образования.
Применение данных технологий способствует реализации заданной цели стратегического развития субъекта, которой является баланс в развитии экономики и социальной сферы [3].
В настоящее время хоть и имеется сформированная система и методология стратегического управления субъектами, однако имеется ряд проблем, таких как:
— «непонимание высшим руководством регионов и муниципалитетов первостепенной значимости стратегического управления для целей развития муниципального образования;
— ненадлежащее кадровое обеспечение стратегического управления, отсутствие должного профессионализма у лиц, его осуществляющих;
— подмена стратегических аспектов управления тактическими;
— недостаточность и низкое качество стратегических исследований внешней и внутренней среды, которые положены в основу стратегического развития муниципального образования;
— формальный подход к составлению и утверждению стратегических программ и планов развития муниципальных образований, выбор нерелевантной методологии и иные причины подобного рода;
— отсутствие надлежащего контроля реализации программ стратегического развития муниципальных образований, иных инструментов стратегического управления, а также недостаточная эффективность применения мер ответственности к должностным лицам за просчеты в изучаемой сфере, включая заведомо умышленные;
— недостаточная активность во внедрении современного инструментария стратегического управления, соответствующего передовым достижениям цифровой эпохи» [4].
Стоит отметить, что большой практический интерес вызывают инструменты, заимствованные из коммерческого стратегического управления предприятиями, такие как контролинг и интегративное планирование.
Главная задача контролинга — интеграция информационных систем, собственного контроля, и применение гибкости при стратегическом управлении. Контролинг способен снизить вероятность возникновения ошибок и неточностей в процессе стратегического управления.
Интегративное планирование предусматривает комбинирование стратегического, тактического и оперативного управления, использование всех имеющихся в муниципальном образовании ресурсов, а так же комбинирование стратегического и территориального развития.
Итак, в основе управления социально-экономического развития муниципальных образований должна лежать стратегия. Для эффективной реализации стратегического управления, решения возникающих в процессе проблем, для создания более гибкой системы управления, необходимо применять современные технологии и инструменты.
Литература:
- Управление развитием муниципальных образований (Стратегическое планирование. Территориальное развитие): Учебное пособие. — М.: АНХ, 2007. — 608 с.
- Пелымская, О. В. Территориальное планирование муниципального образования / О. В. Пелымская, Е. Г. Черных, А. В. Кряхтунов. — Тюмень: ТИУ, 2017. — 81 с.
- Андрюхина, И. Ю. Региональное управление и территориальное планирование: учебное пособие. — Саратов: Амирит, 2018. — 147 с.
- Хурматуллина, А. Ф. Стратегическое планирование как инструмент управления социально-экономическим развитием муниципальных образований: автореф. дис.... канд. эконом. наук: 08.00.05. — Челябинск, 2018. — 24 с.