Последствия чрезвычайной ситуации Covid 19 включают изменения в личной, социальной и экономической сферах. Есть ли преемственность? На основе обзора литературы (прежде всего публикаций ЮНЕСКО и ОЭСР и их критики) ставится следующий вопрос: как противостоять сползанию в пассивную технологизацию и ухватиться за возможность достижения гибкого, этичного, гуманного и международно-трансформационного подхода к образованию?
Ключевые слова: образование, платформа, «новая норма», технологизация.
В сложном и неравном мире благополучие учащихся требует разнообразного и даже противоречивого видения мира, его проблем и форм знаний, которые мы изучаем для их решения. Тексты о последствиях этой пандемии появляются в ускоренном темпе, постоянно освещаются новостными агентствами, а также философскими, историческими и социологическими размышлениями публичных интеллектуалов по всему миру. Волны от нынешней чрезвычайной ситуации распространились на личную, социальную и экономическую сферы. Но есть ли преемственность? Создает ли пандемия «новую нормальность» в образовании или просто акцентирует то, что уже стало нормой — ускоряющуюся тенденцию к технологизации? Эта тенденция представляет собой серьезную проблему для образования, требующую критического взгляда на учебную программу после COVID-19. Следует задать дополнительный вопрос: как удержаться от скатывания к пассивной технологизации и ухватиться за возможность достижения ответственного, этичного, гуманного и интернационально-трансформационного подхода к образованию?
Непредсказуемая, за исключением научной фантастики, сценариев фильмов и романов, пандемия Covid-19 изменила повседневную жизнь, вызвала широкомасштабные заболевания и смерть и спровоцировала профилактические меры, такие как социальное дистанцирование, самоизоляция и закрытие школ. Он несоразмерно ударил по тем, кто оказывает основные услуги, и по тем, кто не может работать удаленно; на и без того нестабильном рынке безработица имеет ужасные последствия. Пандемия сейчас является главным признаком как глобализации, так и деглобализации, поскольку страны закрывают границы, а аэропорты пустуют. Выездов нет, задержек нет. Все изменилось, и никто не был готов. Пандемия нарушила течение времени и разрушила то, что было нормальным. Это появление события, которое перезапускает время, создает радикальные разрывы и дисбалансы и вызывает непредвиденные обстоятельства, которые становятся новой необходимостью. Такие события ставят под сомнение текущее настоящее.
Образование одновременно отражает то, что есть сейчас, и предвосхищает то, что будет дальше, перекодируя частные и общественные реакции на кризисы. Таким образом, образование является (пост)человеческим и определяется (сверх)определением убеждений и ценностей, которые сами закодированы в технологии.
Избавит ли пандемия нашу зависимость от технологий или укрепит эту зависимость? Мы предполагаем, что «эта идея о том, что технологический прогресс может преодолеть культурный, экономический и образовательный кризисы, отошла на второй план. Это наше предположение. Наша вера побуждает к покупке новых технологий и гарантирует, что мы сможем вылечить изменение климата». Ожидая, пока технологии спасут нас, мы могли бы также не забывать смотреть на самих себя. Таким образом, пандемия стала отправной точкой для более устойчивой окружающей среды. Разумный ответ на изменение климата, возрождение гуманистической традиции в образовании, подтвердил бы право на такое образование как на глобальное общее благо.
На наш взгляд следует рассматривает учебную программу как сложный разговор. Центральное место в этом сложном разговоре занимает изменение климата, которое вызывает потребность в образовании для устойчивого развития и подготовке новых граждан мира к устойчивому образу жизни и образцовой заботе об окружающей среде.
Пандемия открыла «новую» норму, в которой оцифровка навязывает способы работы и обучения. Это подталкивает образование к технологизации, развитию, которое уже идет полным ходом, подпитываемым коммерциализмом и господствующей рыночной идеологией. Так в Республике Узбекистан отмечается, что «многие учебные заведения планировали более широко использовать технологии в обучении, но вспышка Covid-19 означала, что изменения, которые должны были произойти в течение нескольких месяцев или лет, должны были быть реализованы в течение нескольких дней».
Цифровые технологии — это видимое лицо немедленных изменений, происходящих в обществе — коммерческом обществе — и школах. Непосредственным решением проблемы закрытия школ явилось дистанционное обучение с распространением платформ и понижением уровня знаний до уровня информации, подлежащей обмену, подобно продукту.
Цифровые технологии и экономическая рациональность, основанная на производительности, являются важными факторами, определяющими коммерциализацию обучения. При переходе от физического присутствия лицом к лицу к виртуальному контакту (синхронному и асинхронному) пространство обучения становится бестелесным, виртуальным, а не реальным, что влияет как на обучение учащихся, так и на организацию школ, которые больше не здания, а веб-сайты. Такие изменения не только совпадают с пандемией, как свидетельствует Повестка дня в области образования на период до 2030 года.
Таким образом, новый язык навязывается образованию и учебной программе. Такая принудительная установка перформативного языка и больших данных приводит к эффективной и прибыльной работе на огромном рынке, связанном с компетентностью в операционных навыках. Утверждается, что эта «новая нормальная» учебная программа более горизонтальна, менее иерархична и радикально полицентрична, а решение проблем осуществляется через социальные сети, НПО, транснациональные организации и аналитические центры. Нетронутая пандемией «новая (старая) норма» по-прежнему основана на дисциплинарных знаниях и запуталась в дискурсе стандартов и подотчетности в образовании.
В обществе, образовании и конкретно в учебной программе пандемия не принесла ничего нового, а скорее ускорила уже существующие тенденции, которые можно обобщить как технологизацию. Те, кто может работать «удаленно», пользуются своей привилегией, поскольку они могут эксплуатировать все более цифровое общество. Они сами изменяются в процессе, поскольку их собственные субъектности оцифровываются, тем самым предрасполагая их к «программе вещей» для описания объектно-ориентированного педагогического подхода.
Литература:
- Патрикова Е. Н., Патрикова Т. С. Современные технологии обучения и цифровые ресурсы в проектной деятельности студентов-оружейников // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2018. Вып. 11. С. 477–481.
- Полат Е. С. Теория и практика дистанционного обучения: учебное пособие для вузов. 2-е изд., пер. и доп. Москва: Изд-во Центр Академия, 2004. 434 с