В статье автор анализирует развитие налогово-правового статута Центрального Банка Российской Федерации.
Ключевые слова: Банк России, Конституция РФ, налоговое законодательство.
Первоначально по Закону РСФСР от 2 декабря 1990 г. № 394–1 «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» Банк России и его учреждения освобождались от уплаты всех видов государственных и местных налогов, сборов и пошлин. Однако налоговые органы были с этим не согласны, т. к. данная норма не была закреплена в налоговом законодательстве. Эта несогласованность приводила к налоговым спорам в тот период времени. Судебная практика по данному вопросу не отличалась единообразием. В редакции от 26 апреля 1996 г. Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» были внесены значительные изменения. Благодаря этому с одной стороны, закреплено положение о том, что Банк России не регистрируется в налоговых органах, что усилило позиции Банка России; с другой стороны, был закреплен тезис о том, что ЦБ РФ и его учреждения освобождаются от уплаты всех налогов, сборов, пошлин и других платежей на территории Российской Федерации в соответствии с законодательными актами о налогах. Однако, к сожалению, данное решение не смогло полностью решить проблему и продолжало приводить к судебным спорам между Банком России и налоговыми органами по вопросу уплаты налогов. Результаты рассмотрения данных споров не отличались единообразием.
В своём письме Министерство финансов РФ от 6 сентября 1996 года № 04–07–02 «О налогообложении Центрального банка Российской Федерации и его учреждений» ссылается на иностранный опыт большинства стран, в которых национальные банки не являются налогоплательщиками. Там через создание наблюдательных органов или иные пути осуществляется контроль над расходами банка. Кроме того, по итогам деятельности банка сумма превышения доходов над расходами распределяется между всеми учредителями в соответствии с порядком, установленным законодательством. «Поскольку действующим банковским законодательством не дано права участвовать в вопросах регулирования размеров расходов банка, направленных на его содержание, то в настоящее время считаем нецелесообразным рассматривать вопрос о полном освобождении Центрального банка Российской Федерации и его учреждений от уплаты всех налогов и неналоговых платежей» [4] — сообщает министерство финансов.
С течением времени, при введении в действие главы 25 Налогового кодекса РФ о налоге на прибыль организаций, положение статьи о том, что Банк России не регистрируется в налоговых органах, было исключено из ст. 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и Банк России становился налогоплательщиком [3]. Окончательно обязанности Банка России как налогоплательщика были закреплены в Федеральном законе от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», в ст. 26 которого предусмотрено, что налоги и сборы уплачиваются Банком России в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
На данный момент сложившиеся точки зрения на статус Центрального Банка России можно разделить на три группы. Сторонники первой точки зрения полагают, что Банк России не является налогоплательщиком и не должен платить установленные налоги и сборы. Эта точка зрения активно отстаивается представителями Банка России. Вторая точка зрения прямо противоположна первой — Банк России должен платить все установленные налоги и сборы. Третья точка зрения является компромиссной и состоит в том, что Банк России не является налогоплательщиком при осуществлении им функций, предусмотренных ФЗ о ЦБ РФ.
Балакин А. П. ссылается на ст.2 Федерального закона от 10.07.2002г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» где указывается, что уставной капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Это наводит его на мысль, что субъектом, которому необходима деятельность ЦБ РФ, выступает государство. Это положение определяет источник налогового статуса Банка России и принадлежность к органам государственной власти.
В ст.2 Закона о ЦБ РФ также отмечено требование к Банку России покрывать его расходы за счет собственных доходов. Значит, ЦБ РФ законодательно обязывается к самостоятельному воспроизводству наделенной государственной федеральной собственности за счет образования доходов от деятельности, посредством этого имущества. Следовательно, доходы, образуемые деятельностью ЦБ РФ, по праву статуса источника происхождения также обладают статусом федеральной (государственной) собственности и по закону, и они также не должны обременяться налогом [7].
Оценивая динамику развития налогово-правового статуса Центрального банка РФ, можно сделать вывод о том, что он является коллизией. Прибыль Центрального банка от осуществления деятельности, связанной с выполнением функций, предусмотренных ФЗ о ЦБ РФ облагается налогом по ставке 0 %. В тоже время, если деятельность не связана с выполнением возложенных на него функций, то налог составляет 24 %. Данное положение демонстрирует решение законодателя придерживаться компромиссной точки зрения на налогово-правовой статус Центрального банка РФ. Будет ли в дальнейшем развиваться законодательное оформление статуса ЦБ РФ — покажет лишь время.
Литература:
- Федеральный закон от 10.07.2002г. № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)».
- Налоговый кодекс Российской Федерации: от 13.07.2015 № 214- ФЗ, № 232-ФЗ (ред. от 02.07.2021)
- Федеральный закон от 6 августа 2001 г. № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» // СЗ РФ. 2001. № 33 (ч. 1). Ст. 3413.
- Письмо Министерства финансов РФ от 6 сентября 1996 года № 04–07–02 «О налогообложении Центрального банка Российской Федерации и его учреждений»
- Шваков Е. Е. Учебно- методический комплекс по дисциплине «Финансовое право по спеицальности 030501 «Юриспруденция» — Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2008. — 298 с.
- Пастушенко, Е. Н. Публично-правовые начала деятельности Банка России в экономико-правовой теории и судебной практике / Е. Н. Пастушенко // Вопросы экономики и права. — 2008. — № 2. — С. 16–22. — EDN MVBMPX.
- Балакин Андрей Петрович Теоретическое обоснование налогового статуса центрального Банка Российской Федерации // Вестник ТИУиЭ. 2009. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskoe-obosnovanie-nalogovogo-statusa-tsentralnogo-banka-rossiyskoy-federatsii(дата обращения: 18.10.2021).