SMART-технологии в профессиональной деятельности учителя-дефектолога | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (413) май 2022 г.

Дата публикации: 05.05.2022

Статья просмотрена: 231 раз

Библиографическое описание:

Шафранская, А. И. SMART-технологии в профессиональной деятельности учителя-дефектолога / А. И. Шафранская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 18 (413). — С. 505-507. — URL: https://moluch.ru/archive/413/91066/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассмотрены вопросы, связанные с возможностью применения технологии SMART в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: цель, постановка цели, ограниченные возможности здоровья, ребенок, взрослый.

Оценивание играет значительную роль в процессе обучения и воспитания. Оно задает ориентиры для деятельности и развития обучающихся. Любая оценочная деятельность исходит из потребности ребенка или учителя получить информацию о том, насколько эффективно проходит их взаимодействие в ходе педагогического процесса. В работе учителя-дефектолога оцениваются эмоционально-волевая и интеллектуальная сферы, познавательная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья. Можно с уверенностью говорить о том, что в зависимости от того, насколько правильно и точно проведено оценивание ребенка на любом этапе работы специалиста будет зависеть продуктивность коррекционно-развивающего процесса.

Неотъемлемой частью оценивания является целеполагание. Оно позволяет выявить приоритеты, принять правильное решение и реализовать то, что планировалось. Чем точнее определена цель, тем эффективнее будет оценивание. Четко сформулировать цель помогает система SMART.

Технология постановки SMART-цели впервые была упомянута в работе специалиста по мотивации П. Дж. Мейера еще в 1965 году. Сегодня данная методика успешно применяется как в сфере бизнеса, так и в личной жизни. Именно благодаря своей универсальности она так популярна.

Слово «smart» в переводе с английского означает «умный, сообразительный». Однако в нашем случае SMART — это аббревиатура, каждая буква в которой представляет собой определенную ступень на пути определения целей и постановки задач: S (Specific) — конкретность, M (Measurable) — измеримость,A (Achievable) — достижимость,R (Relevant) — уместность, T (Time) — ограниченность во времени. Технология разделена на пять этапов. На каждом из них необходимо произвести экспертизу выбранной цели по одному из пяти критериев. Отфильтровывая все лишнее, SMART превращает желание и мечты в цели, а критерии, заложенные в аббревиатуре, измеряют их реальность.

Первый критерий на этапе постановки цели — конкретность ее формулировки, исключающий вариативность в ее понимании.

Чем конкретнее и точнее будет описана область цели, тем проще в дальнейшем будет работать с другими критериями этой технологии.

За конкретностью следует измеримость — количественная или качественная характеристика, которая поможет оценить промежуточный и конечный результат поставленной цели и увидеть, достигнута она или нет.

Третий критерий в данной технологии — достижимость — предполагает анализ существующих обстоятельств. На этом этапе необходимо оценить все свои ресурсы (физические возможность, наличие свободного времени, возможные финансовые затраты и т. д.) для достижения задуманного результата.

Уместность или актуальность, значимость цели связана с ее реальной ценностью для человека или организации на данный момент времени.

Критерий ограниченности во времени предполагает конкретный срок ее достижения вне зависимости от того, к краткосрочным, среднесрочным или долгосрочным целям она относится.

Приступая к постановке цели с использованием технологии SMART, необходимо акцентировать внимание на значимости результата, а также быть готовым вносить в задуманное коррективы, следуя меняющимся обстоятельствам окружающей среды, появлению новых приоритетов или возможностей. Возможность всегда держать цель перед глазами и четко прописывать условия ее достижения дает фиксация ее на бумаге.

Когда учитель сформулировал цель, ему необходимо задуматься над ориентирами, которые помогут ее достичь. Определяя цель с помощью системы SMART, педагог должен определиться с «индикаторами», «инструментами», которые будут объективно доказывать достижение цели. Такими «индикаторам» могут служить, например, критерии успеха ребенка, динамика прироста навыка, позволяющие выполнить SMART-цели.

Универсальность и простота использования системы SMART может помочь учителю при постановке целей урока, коррекционно-развивающих занятий, составлении индивидуальных программ работы и т. д.

Главной целью дефектолога при работе с детьми раннего возраста с ОВЗ является развитие функционирования ребенка в естественных жизненных ситуациях. Специалист в данном случае будет работать над формированием определенных функциональных навыков, являющимися целями обучения, которые должны улучшать жизнь малыша, быть необходимы ему ежедневно на данном возрастном этапе, помогать в освоении других навыков.

Тем навыкам, которые дети в большинстве своем самостоятельно усваивают из окружающей среды, детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо целенаправленно учить. При постановке цели дефектолог должен учитывать все факторы, влияющие на ограничение жизнедеятельности ребенка, ведь суть SMART технологии заключается еще и в том, чтобы не только оценить будущие действия, но и глубоко проработать существующую реальность, в которой ребенок находится в настоящий момент. Поставленная цель должна быть ориентирована на достижение в течение короткого времени (именно поэтому важна качественная оценка функциональных возможностей), отражать приоритеты семьи, понятна для взрослых, которые будут тренироваться с ребенком дома, описывать конкретное действие. «Маркером» успеха в данном случае будет динамика прироста навыка.

Например, во время беседы с родителями специалист узнает, что Саша (2,5 года) во время игры бросает игрушки, которые ему не нужны, во взрослого. Функциональная цель в таком случает может звучать так: во время ежедневной совместной игры со взрослыми Саша будет отказываться от предлагаемой взрослым игрушки, если не хочет ее, отодвигая ее рукой и используя слово «нет», в 8 из 10 случаев в течении дня, на протяжении двух недель. Заинтересованные взрослые во время различных режимных моментов будет предлагать ребенку предметы, которые могут быть не интересны малышу и ожидать от него нужных действий. При этом важно учитывать возможности ребенка, активность взрослых и их ресурсы, а также возможные факторы среды, которые могут выступать барьерами на пути к цели. Еще примеры: во время сбора на прогулку Витя (1,5 года) громко кричит, падает на пол, когда мама пытается надеть на него верхнюю одежду. Цель в данном случае может быть сформулирована следующим образом: во время сбора на прогулку, когда мама надевает на Витю комбинезон (куртку, шапку и т. д.), мальчик спокойно стоит и ждет, ежедневно во время каждого одевания не менее трех недель подряд. Маша (2,5 года) самостоятельно не использует ложку для приема пищи, а только стучит прибором по столу или тарелке. Цель — в процессе приема пищи Маша берет ложку, зачерпывает еду и доносит ее до рта не менее пяти раз ежедневно в течение двух недель. Цель — развитие у Васи слухового восприятия — не может быть отнесена к SMART-целям, так как отсутствует критерий для измерения данного навыка. А вот цель — Вася будет смотреть в глаза взрослого, который к нему обращается, в течение трех секунд во всех естественных жизненных ситуациях ежедневно не менее двух недель подряд — будет более конкретна.

Таким образом, перед учителем-дефектологом стоит важная задача — правильно оценить, какие из навыков, имеющихся у ребенка с ограниченными возможностями здоровья, являются наиболее дефицитарными и работа над которыми в данный момент будет более актуальна и значима, и, исходя из этого сформулировать цели педагогического воздействия. В четкой и правильной постановке целей специалисту может помочь система SMART. Использование данной технологии позволит улучшить обратную связь между педагогом и ребенком, обеспечит возможность осмысленного контроля за результатами деятельности.

Литература:

  1. Котова, Н. В. Роль целеполагания в оценивании и СМАРТ-цель / Н. В. Котова. — Текст: электронный // www.open-school.kz: [сайт]. — URL: http://www.open-school.kz/glavstr/teory_praktika/teory_praktika_166_3.htm (дата обращения: 03.05.2022).
  2. SMART-технология постановки целей для их успешного достижения. — Текст: электронный // lifemotivation.ru: [сайт]. — URL: https://lifemotivation.ru/lichnostnyj-rost/smart-tehnologiya-postanovki-tselej (дата обращения: 03.05.2022).
  3. SMART. — Текст: электронный // ru.wikipedia.org: [сайт]. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/SMART (дата обращения: 03.05.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): SMART, ограниченная возможность здоровья, постановка цели, ребенок, взрослый, возможность, время сбора, динамик прироста навыка, окружающая среда, поставленная цель.


Похожие статьи

Специфика работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

В статье представлен авторский взгляд на особенности коррекционной работы учителя-дефектолога с детьми, имеющими особые возможности здоровья. Дано описание основных этапов проведения работы, а также раскрыты основные методики по предъявлению коррекци...

Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в системе дошкольного образования в современных условиях

Автор раскрывает значимость использования метода пластилинографии в работе с детьми с ОВЗ, виды заданий при работе с детьми. Статья рекомендована воспитателям коррекционных групп.

Использование интерактивной доски SMART в средней и общеобразовательной школе

В статье раскрываются особенности применения интерактивной доски SMART в школе, описываются возможности программного обеспечения, основные преимущества использования интерактивной доски учителем при взаимодействии с учениками в образовательном процес...

Создание ситуации успеха в учебной деятельности детей с ОВЗ

В статье рассматриваются определения термина «ситуация успеха», особенности и этапы ее создания на уроках технологии при обучении детей с ограниченными возможностями.

Повышение педагогической компетентности родителей детей с особыми потребностями как главное условие успеха коррекционного воздействия

В статье кратко освещено состояние проблемы необходимости повышения педагогической компетентности родителей детей с особыми потребностями, раскрыта ее актуальность. Приведен краткий анализ программ и моделей, применимых в работе по повышению педагоги...

Использование педагогических технологий инклюзивного образования в начальной школе

В данной работе рассматривается изучение педагогических технологий при обучении детей с ОВЗ в процессе инклюзивного образования, а также представлены важные условия взаимодействия педагога с детьми ограниченными возможностями здоровья в процессе учеб...

Использование арт-терапевтических техник в работе с детьми дошкольного возраста

В данной статье рассмотрены арт-терапевтические техники и методики используемые в работе педагога-психолога в детских дошкольных учреждениях.

Использование учителем-логопедом инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

В статье освещены вопросы использования учителем-логопедом инновационных технологий в работе с дошкольниками с ОВЗ.

Арт-терапия в работе с младшими дошкольниками

В предоставленной статье рассмотрены важность арт — терапии для младших дошкольников, арт — терапевтические техники и способы, применяемые в работе педагога — психолога в детских дошкольных учреждениях.

Дидактические аспекты применения информационных технологий в процессе обучения математике

В статье рассматриваются проблемы, связанные с грамотным применением информационных компьютерных технологий в образовательном процессе. А также роль информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности человека.

Похожие статьи

Специфика работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

В статье представлен авторский взгляд на особенности коррекционной работы учителя-дефектолога с детьми, имеющими особые возможности здоровья. Дано описание основных этапов проведения работы, а также раскрыты основные методики по предъявлению коррекци...

Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в системе дошкольного образования в современных условиях

Автор раскрывает значимость использования метода пластилинографии в работе с детьми с ОВЗ, виды заданий при работе с детьми. Статья рекомендована воспитателям коррекционных групп.

Использование интерактивной доски SMART в средней и общеобразовательной школе

В статье раскрываются особенности применения интерактивной доски SMART в школе, описываются возможности программного обеспечения, основные преимущества использования интерактивной доски учителем при взаимодействии с учениками в образовательном процес...

Создание ситуации успеха в учебной деятельности детей с ОВЗ

В статье рассматриваются определения термина «ситуация успеха», особенности и этапы ее создания на уроках технологии при обучении детей с ограниченными возможностями.

Повышение педагогической компетентности родителей детей с особыми потребностями как главное условие успеха коррекционного воздействия

В статье кратко освещено состояние проблемы необходимости повышения педагогической компетентности родителей детей с особыми потребностями, раскрыта ее актуальность. Приведен краткий анализ программ и моделей, применимых в работе по повышению педагоги...

Использование педагогических технологий инклюзивного образования в начальной школе

В данной работе рассматривается изучение педагогических технологий при обучении детей с ОВЗ в процессе инклюзивного образования, а также представлены важные условия взаимодействия педагога с детьми ограниченными возможностями здоровья в процессе учеб...

Использование арт-терапевтических техник в работе с детьми дошкольного возраста

В данной статье рассмотрены арт-терапевтические техники и методики используемые в работе педагога-психолога в детских дошкольных учреждениях.

Использование учителем-логопедом инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

В статье освещены вопросы использования учителем-логопедом инновационных технологий в работе с дошкольниками с ОВЗ.

Арт-терапия в работе с младшими дошкольниками

В предоставленной статье рассмотрены важность арт — терапии для младших дошкольников, арт — терапевтические техники и способы, применяемые в работе педагога — психолога в детских дошкольных учреждениях.

Дидактические аспекты применения информационных технологий в процессе обучения математике

В статье рассматриваются проблемы, связанные с грамотным применением информационных компьютерных технологий в образовательном процессе. А также роль информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности человека.

Задать вопрос