Автор выясняет причины обширного терминологического многообразия в трудовых нормативных актах. Исследуются нюансы понятий «трудовой договор», «служебный контракт» и «эффективный контракт», «эффективный трудовой договор», проводится анализ правовых актов, в которых используется каждый термин.
Ключевые слова : трудовой договор, служебный контракт, эффективный контракт, эффективный трудовой договор, инновации, экономика знаний, государственный гражданский служащий.
The author finds out the reasons for such an extensive terminological diversity in labor regulations. The nuances of the concepts of «employment contract», «service contract» and «effective contract», «effective employment contract» are investigated, an analysis of the legal acts in which each term is used is carried out.
Keywords: employment contract official contract, effective contract, effective employment contract, innovation, knowledge economics, civil servant.
Начавшийся в 2000-х годах процесс реформирования всего процесса государственной службы затронул вопрос о найме и о самом процессе оформления на работу государственных гражданских служащих. Государственная гражданская служба как вид государственной службы также была втянута в этот процесс активного реформирования. Основными началами нормативного обеспечения сущности государственной службы явились Конституция РФ, декларирующая основы свободы, равенства, запрет на принудительный труд, равный доступ к возможностям трудового обеспечения между мужчинами и женщинами и Трудовое законодательство, представленное, прежде всего, Трудовым Кодексом РФ [5], в котором фигурируют догматы о равном доступе к гражданской службе. Однако в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному собранию от 2012 года звучит фраза о необходимости обеспечения перехода к «эффективному контракту» среди государственных служащих, который должен был бы «четко определять условия оплаты труда и содержание социального пакета работника в зависимости от качества количества выполняемой им работы» [2].
Датированное тем же 2012 годом распоряжение Правительства РФ № 2190-р даже утвердило программу «поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях на период с 2012 по 2018 годы» [4]. Для нашего исследования данный документ ценен тем, что в нем содержится легально закрепленное определение понятия «эффективный контракт»: «это трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки. Изменение порядка оплаты труда является изменением условий, определенных сторонами трудового договора, и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации». Аналогичным образом установленный термин «контракт» мы видим в ФЗ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» [8], где в ч. 6. ст. 47 указывается, что «Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями».
Таким образом, при дальнейшем размышлении по теме нашего вопроса возникает насущная необходимость обращения к толкованию содержания понятий «трудовой договор», «служебный» и «эффективный» контракт. Данные понятия в соответствии с терминологическим толкованием по Словарю русских синонимов имеют единую смысловую природу [1]. Более того, в ранних редакциях ТК РФ [5] понятия «трудовой договор» был полностью аналогичен понятию «трудовой контракт», и они имели единую смысловую нагрузку, могли быть взаимозаменяемыми при употреблении в правовых оборотах. Однако в настоящее время язык правовых оборотов становится более категоричен к вольностям и синонимизмам. В судебных процессах значение одного единственного слова может повлиять на исход всего процесса, поэтому единая терминологическая жесткость конструкций приобретает особую актуальность на сегодняшний день.
С понятием «трудовой договор» все просто — его легальное определение содержится в ч. 1 статьи 56 ТК РФ [5] и звучит следующим образом: «соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя».
Аналогичным образом определяем, что служебные отношения реализуются на основании заключения служебного контракта, чему находится подтверждение в ч. 1 статьи 23 ФЗ от 27.07.2004 №.79-ФЗ «О государственной гражданской службе» [7], где указывается, что «служебный контракт — соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон».
Однако стоит отметить, что служебная деятельность может быть как на основании служебного контракта, так и на основании трудового договора, чему можно найти подтверждение, например, в п. 6 ст. 16 ФЗ от 02.03.2007 № 22-ФЗ «О муниципальной службе в РФ» [6].
Применяя логический метод рассуждения по аналогии, можно предположить, что муниципальные служащие принимаются на службу на основании трудового договора, а государственные гражданские служащие — на основании государственного контракта.
Обратимся к вышеуказанной оговорке о том, что в ранних редакциях Трудового Кодекса РФ [5] понятия «договор» и «контракт» употреблялись в качестве синонимов. Отголоски такого положения дел мы находим в статьях различных правовых актов и по сей день. Например, как следует из содержания нормы ст. 52 ТК РФ, с педагогическими работниками заключаются исключительно трудовые договоры, но не контракты. Но в нормах Закона об образовании используются понятия «трудовой договор» и «служебный контракт» как равнозначные, а в распоряжении Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р [4] мы уже видим установление синонимичности понятий «трудовой договор» и «эффективный контракт». На основании всего вышеизложенного имеются основания предположить, что все это терминологическое разнообразие является отражением развития и усложнения общественных правоотношений и связанных с ними речевых оборотов, которые нашли свое выражение в соответствующих нормативных актах, но не были приведены в единое соответствие по всей иерархии правовых актов. В данном случае мы ведем речь о том, что если в Трудовом кодексе РФ говорится, что с педагогическими работниками заключается исключительно трудовые договоры, а в законе об образовании указывается на возможность заключения как трудовых договоров, так и служебных контрактов, то, руководствуюсь высшей юридической силой Трудового кодекса РФ по отношению к Закону об образовании РФ, следует заключать с педагогическими работниками только трудовые договоры, как то указано в Трудовом кодексе. То же самое относится и к содержанию норм распоряжения Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р [4].
Второй вопрос возникает при обращении к содержанию понятия «эффективный» в словосочетании «эффективный контракт». Закрадывается недоумение относительно возможности существования в противовес данному понятию еще и неэффективного контракта! С. Н. Еремина указывает, что «эффективный контракт или эффективный трудовой договор — это юридический нонсенс» [3], а «сами термины «эффективный трудовой договор» или «эффективный служебный контракт» не что иное, как обычный трудовой договор с соответствующим добавлением к нему прилагательного «эффективный», что не меняет сути трудового правоотношения» [3]. У нас нет оснований не согласиться с ходом рассуждения С. Н. Ереминой о том, что введение дополнительных новелл и терминов, внедрение в словооборот и в название трудового договора понятий «эффективный» и «действенный» никоем образом не повлияют на суть трудовых правоотношений, которые кроются за данными понятиями, и это всего лишь дань сегодняшней моде и повсеместному внедрению инновационных словосочетаний в условиях активного развития экономики знаний.
Литература:
- Абрамов Н. С. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. — М.: Русские словари, 1999.
- Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию от 28.06.2012 «О бюджетной политике в 2013–2015 годах» // Документ опубликован не был. Правовая база Консультант Плюс Он лайн режим доступа свободный
- Еремина С. Н. Контракт как основа регулирования трудовых отношений в государственных и муниципальных учреждениях // Северо-кавказский юридический вестник, № 4, 2013. С. 48
- Распоряжение Правительства РФ от 26.11.2012 N 2190-р (ред. от 14.09.2015) «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы» // Собрание законодательства РФ, 03.12.2012, N 49, ст. 6909.
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 25.02.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
- Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 26.05.2021) «О муниципальной службе в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ, 05.03.2007, N 10, ст. 1152.
- Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 02.08.2004, N 31, ст. 3215.
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 16.04.2022) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598.