Коммуникация как инструмент транслирования этических ценностей в современных организациях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №18 (413) май 2022 г.

Дата публикации: 04.05.2022

Статья просмотрена: 109 раз

Библиографическое описание:

Петрова, В. А. Коммуникация как инструмент транслирования этических ценностей в современных организациях / В. А. Петрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 18 (413). — С. 445-447. — URL: https://moluch.ru/archive/413/91081/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье автор рассматривает взаимодействие этических ценностей персонала в современных организациях в рамках процесса коммуникации.

Ключевые слова: коммуникация, этические ценности, личная этика, организация.

В социологии этические ценности, с одной стороны, определяются как ограничитель доступности действия, с другой стороны, вектор для определения действия как моральное или аморальное. Их изучение сводится к фиксированию, выявление иерархии, а также определения функционирования. Так, в организации выделяют следующие основные этические ценности: профессиональная компетентность и культура делового общения, профессиональная честь, профессиональная ответственность, профессиональную совесть, а также толерантность, экологизация, нравственная надежность личности, ее профессиональный оптимизм. Высшей формой этических ценностей на индивидуальном уровне выступает профессиональная ответственность, а на коллективном — толерантность.

Трансляция этических ценностей в организации происходит через процесс коммуникации. Именно с помощью информации руководитель посредствам приказов, распоряжений, задач и тд. формирует и закрепляет этический уровень среди персонала, который в дальнейшем образует имидж компании, способный не только отразить его, но и формировать новые взаимосвязи, обеспечивающие, например приток новых клиентов и поставщиков, тем самым повышая уровень ее эффективности.

Коммуникация — это «взаимодействие между людьми и служат необходимым средством координации деятельности всей организации на разных уровнях» [1, с.182].

Выделяют следующие типы коммуникаций в организации:

– вертикальные — между работниками разных уровней: руководители — подчиненные.

– горизонтальные — между работниками одного уровня;

– диагональные — между работниками не связанных между собой подразделений (в основном между работниками разных уровней) [1, с. 182].

Как правило, в процессе вертикальной коммуникации происходит столкновение внешней и внутренней этики по отношение к подчинённому. Внешнюю этику или корпоративную культуру транслирует руководитель своему подчинённому, который воспринимает информацию через внутреннею моральную призму, которая определяется как «внутренний этический компонент, на котором человек «стоит, и не может иначе», и является тем мотивом, который порождает конкретный поступок» [2, с. 52]. Индивид может принять весь этический аспект организации, может принять часть ценностей и норм, а может не принять их совсем.

Можно выделить следующие типы взаимодействия личной этики сотрудника и организационных этических ценностей:

– подчинение — полное замещение, исключение какой-либо ценности из системы, смещение на другие позиции. Сотрудник организационные ценности ставит выше, чем свои собственные. В поведении и отношении на рабочем месте руководствуется нормами и ценностями, которые зафиксированы в этическом кодексе;

– коррекция — частичное изменение системы ценностей. Сотрудник в иерархию личных ценностей частично вносит изменения: меняет последовательность ценностей, вносит дополнения в их смысл или выстраивает новые связи между ними;

– компромисс — сотрудник не только готов принять систем ценностей в организации, но также активно внедряет изменения в корпоративную культуру. Тем самым происходит двусторонний процесс. Выстраивается новая иерархия ценностей как у сотрудника, так и в организации в целом. Чаще всего компромисс характерен для новых руководителей в структуре компании;

– игнорирование — сотрудник уверен, что его система ценностей единственно верная, и в дальнейшем на рабочем месте руководствуется только ей, но при этом избегает конфликтные столкновения, и активно ищет взаимодействия с коллегами, у которых идентичная система ценностей;

– сочетание (совпадение) — ценности сотрудника и организации не противоречат, идеальный случай взаимодействия ценностей [3, с. 7].

Взаимодействие ценностей происходит через посредников — носителей этих ценностей. Особенностью взаимодействия ценностей в организации является то, что в процессе принимают участие несколько носителей; взаимосвязь выстраивается между работником и организацией, работником и структурным подразделением, работником и коллективом, работником и руководителем. В результате взаимодействия происходит «новое упорядочивание или стабилизация иерархии ценностей, изменение системы ценностей в целом (ее структуры, взаимосвязей), трансформация ценностей и т. д., но в любом случае взаимодействие всегда подразумевает взаимовлияние одно системы ценностей на другую [3, с. 7].

Более распространенными способами взаимодействия ценностей в рамках организации на сегодня являются те, которые в основании своем содержат противоречие, конфликт. Конфликтное столкновение ценностей препятствует формированию общности внутри организации, которая осуществляет поддержку системы изнутри, что, как следствие, делает систему более уязвимой с точки зрения управления человеческим капиталом и ускоряет переход организации на стадию упадка.

В контексте корпоративной культуры выделяют следующие конфликты ценностей — личных, профессиональных, организационных — в организации:

1) противоречивость личностных ценностных ориентаций руководителей, выступающих основателями корпоративных ценностей в организации;

2) конфликт профессиональных ценностей как составной части личных ценностных ориентацией специалиста с корпоративными ценностями;

3) конфликт корпоративных ценностей с ценностями социального ожидания [4, с. 55].

Горизонтальные и диагональные коммуникации происходят на основе взаимодействия внутренней этики персонала. Она определяют внутреннее отношение сотрудника к различным явлениям, формируют иерархию целей и средств деятельности, задают ее направленность. Этические ценности сотрудника являются частью его мировоззрения, и, как правило, выражены в следующих категориях «добро и зло», «правильно и неправильно», «справедливо и несправедливо». Этическая составляющая личности строится на морали и нравственности. Мораль выступает как «оценка человеческого поведения извне, в предписании или запрещении конкретных действий и поступков со стороны общества» [5, с. 73]. Мораль человека зарождается и проявляется во взаимоотношениях с другими, и выражается в приобретённых качествах — доброта, щедрость, любезность, открытость, толерантность, общительность, милосердие. Мораль поддерживается особыми механизмами — совестью и долгом. Совесть «требует от человека следовать добру и сопротивляться злу, долг повелевает ему быть честным, выполнять свои обязанности, сохранять свою честь и достоинство» [5, с. 73]. Нравственность формируется вместе с личностью индивида, имеет отношение к его внутреннему миру и неотделима от его «Я».

Литература:

  1. Ивашова, В. А., Надточий, Ю. Б. Исследование внутренних коммуникаций в организации // Международный научно-исследовательский журнал. — 2021. — № 6(108). — С. 182.
  2. Крючков, К. С. Об этики внешней и внутренней // Психология и психотехника. — 2018. — № 3. — С. 52.
  3. Левицкая, П. В. Механизмы взаимодействия ценностей в современной организации // Омский научный вестник. — 2009. — № 1. С. 7.
  4. Левицкая, П. В. Диалектика ценностей в контексте корпоративной культуры // Омский научный вестник. — 2006. — № 2. С 55.
  5. Севостьянова, Е. О. Этические понятия — общечеловеческие ценности личности // Российский журнал образования и философии. — 2010. — № 1. — С. 73.
Основные термины (генерируются автоматически): ценность, корпоративная культура, работник, система ценностей, взаимодействие ценностей, профессиональная ответственность, рабочее место, руководитель, сотрудник, уровень.


Ключевые слова

коммуникация, организация, этические ценности, личная этика

Похожие статьи

Управление коммуникациями персонала как инструмент управления корпоративной культурой

В статье корпоративная культура рассматривается как инструмент косвенного управления организацией на основе взаимодействия ее некоторых элементов– этические ценности, коммуникация и имидж.

Концептуализация и основные аспекты манипуляции в межличностном общении

В статье автор исследует взаимосвязь и различные аспекты концептуализации и манипуляции, а также ситуации, в которых эти аспекты играют ключевую роль.

Медиация как технология социальной работы

В статье рассматриваются возможности применения медиации как технологии при разрешении конфликтов в социальной работе. Автор излагает свое видение данной процедуры в рамках классификации технологий социальной работы.

К вопросу о межкультурной коммуникативной компетенции студентов в современном профессиональном образовании

В данной статье анализируется межкультурная коммуникативная компетентность студентов в современном профессиональном образовании.

Особенности этики речевой коммуникации в деятельности юриста

В статье автор рассматривает особенности этики речевой коммуникации юриста и ее влияние на профессиональную деятельность.

Модель формирования позитивного имиджа образовательной организации

В статье исследуется вопрос формирования позитивного имиджа в образовательных организациях и рассматривает PR-деятельность как систему внутренних и внешних коммуникационных процессов. Подтверждается актуальность применения связей с общественностью в ...

Организация креативного производства в редакциях региональных СМИ

Статья посвящена процессу управления креативной деятельностью журналиста в рамках редакции регионального СМИ. Автор предлагает классификацию существующих научных подходов к управлению творчеством в СМИ, выделяет несколько основных направлений, исслед...

Трансформация форм межличностной коммуникации в контексте развития культуры

В статье приводятся основные формы межличностной коммуникации и описывается их трансформация в контексте развития культуры общества. Описывается взаимодействие форм межличностной коммуникации в общении людей и их влияние на культуру.

Понятие, роль и основные принципы манипуляции в межличностном общении

В статье автор исследует понятие манипуляции в межличностном общении, ее роль и основные принципы.

PR как рычаг управления сознанием

В этой статье проанализировано влияние PR-акций на сознание целевой аудитории, принципы воздействия на массовое сознание, реакция общества на предлагаемое ему информацию.

Похожие статьи

Управление коммуникациями персонала как инструмент управления корпоративной культурой

В статье корпоративная культура рассматривается как инструмент косвенного управления организацией на основе взаимодействия ее некоторых элементов– этические ценности, коммуникация и имидж.

Концептуализация и основные аспекты манипуляции в межличностном общении

В статье автор исследует взаимосвязь и различные аспекты концептуализации и манипуляции, а также ситуации, в которых эти аспекты играют ключевую роль.

Медиация как технология социальной работы

В статье рассматриваются возможности применения медиации как технологии при разрешении конфликтов в социальной работе. Автор излагает свое видение данной процедуры в рамках классификации технологий социальной работы.

К вопросу о межкультурной коммуникативной компетенции студентов в современном профессиональном образовании

В данной статье анализируется межкультурная коммуникативная компетентность студентов в современном профессиональном образовании.

Особенности этики речевой коммуникации в деятельности юриста

В статье автор рассматривает особенности этики речевой коммуникации юриста и ее влияние на профессиональную деятельность.

Модель формирования позитивного имиджа образовательной организации

В статье исследуется вопрос формирования позитивного имиджа в образовательных организациях и рассматривает PR-деятельность как систему внутренних и внешних коммуникационных процессов. Подтверждается актуальность применения связей с общественностью в ...

Организация креативного производства в редакциях региональных СМИ

Статья посвящена процессу управления креативной деятельностью журналиста в рамках редакции регионального СМИ. Автор предлагает классификацию существующих научных подходов к управлению творчеством в СМИ, выделяет несколько основных направлений, исслед...

Трансформация форм межличностной коммуникации в контексте развития культуры

В статье приводятся основные формы межличностной коммуникации и описывается их трансформация в контексте развития культуры общества. Описывается взаимодействие форм межличностной коммуникации в общении людей и их влияние на культуру.

Понятие, роль и основные принципы манипуляции в межличностном общении

В статье автор исследует понятие манипуляции в межличностном общении, ее роль и основные принципы.

PR как рычаг управления сознанием

В этой статье проанализировано влияние PR-акций на сознание целевой аудитории, принципы воздействия на массовое сознание, реакция общества на предлагаемое ему информацию.

Задать вопрос