В статье рассматриваются особенности применения органами внутренних дел законодательства субъектов РФ, устанавливающего административные наказания за отдельные виды административных правонарушений, на примере Республики Крым.
Ключевые слова: административно-деликтное законодательство Республики Крым, административная ответственность, административное правонарушение, органы внутренних дел.
Взяв за основу конституционно-правовое положение о том, что в совместном ведении РФ и ее субъектов находится административное и административно-процессуальное законодательство, в субъектах РФ самостоятельно устанавливают административную ответственность за совершаемые административные правонарушения на территории субъектов РФ.
В Республике Крым КоАП РФ [1] и Закон Республики Крым от 25 июня 2015 г. № 117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в Республике Крым» (далее — Закон РК № 117-ЗРК/2015) [2] составляют основу административно-деликтного законодательства Республики Крым. Данный закон предусматривает административную ответственность в виде предупреждения или административного штрафа для граждан, должностных лиц или юридических лиц за правонарушения во всех важнейших сферах жизнедеятельности Республики Крым, не предусмотренные КоАП РФ.
На практике реализация Закона РК № 117-ЗРК/2015 затруднена рядом объективных причин, среди которых наличие коллизий и пробелов в административно-деликтном законодательстве, отсутствие устоявшейся административной практики применения норм административно-деликтного законодательства в Республике Крым, которая играет важную роль при разрешении соответствующей категории дел.
Стоит отметить, что в Законе РК № 117-ЗРК/2015 отсутствуют составы административных правонарушений, предусматривающих ответственность за правонарушения в сфере охраны собственности, землепользования, градостроительства, сельского хозяйства, в сфере предпринимательской деятельности, в сфере обращения с животными, предусмотренные административно-деликтным законодательством большинства субъектов РФ, что является актуальным и для Республики Крым [3, с.154].
В процессе реализации административно-деликтного законодательства Республики Крым принимает участие достаточно большой круг субъектов, предусмотренных главой 23 КоАП РФ, статьей 28.3 КоАП РФ, главами 8, 9 Закона РК № 117-ЗРК/2015, в том числе органы внутренних дел (ОВД).
В настоящее время остаются проблемы привлечения к административной ответственности граждан за совершение административных правонарушений, которые предусмотрены статьями 2.1, 7.2 Закона РК № 117-ЗРК/2015, где закреплена ответственность за нарушение тишины и покоя граждан (статья 2.1) и приставание к гражданам в общественных местах (статья 7.2).
Так, с 01.01.2021 г. по 31.12.2021 г. сотрудниками органов внутренних дел Республики Крым в рамках реализации переданных полномочий составлено 1306 протоколов об административных правонарушениях — по статье 2.1 (1160) (нарушение тишины и покоя граждан), по статье 7.2 (146) (приставание к гражданам в общественных местах) Закона РК № 117-ЗРК/2015.
За январь-март 2022 г. на 66,7 % больше (230) составлено административных протоколов по статье 2.1 (нарушение тишины и покоя граждан) Закона РК № 117-ЗРК [6].
Можно отметить, что, несмотря на имеющиеся материалы проверок полиции по фактам приставания к гражданам в общественных местах, в Республике Крым статья 7.2 Закона РК № 117-ЗРК/2015 не применяется, а виновные избегают административной ответственности.
Кроме длительной неурегулированности полномочий органов внутренних дел (полиции) по составлению протоколов об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена Законом РК № 117-ЗРК/2015, эффективность реагирования на такие противоправные деяния снижают и отсутствие у исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований полномочий по применению необходимых мер административного принуждения в отношении нарушителей тишины и покоя граждан, соответствующий режим работы муниципальных органов не позволяет реагировать на преимущественно «ночные» их проявления, 89 % из которых совершаются в период с 23.00 до 07.00 часов, отсутствие у лиц, заявляющих и фактах нарушениях их права и органов, реагирующих на нарушение тишины и покоя, технических средств, необходимых для фиксации действий нарушителя, что приводит к неполноте сбора необходимых доказательств и другие [7, с. 176].
Решению указанных проблем должно содействовать утверждение Правительством РФ соглашения между МВД России и Советом министров Республики Крым о передаче МВД России части полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных Законом РК № 117-ЗРК/2015, подписанное 4 июля 2018 г. [4, с. 132]
Правонарушение, предусмотренное статьей 2.1 Законом РК № 117-ЗРК/2015, размещено в Главе 2 «Административные правонарушения, посягающие на права граждан», что при буквальном толковании, исключает возможность составления полицией протоколов об этом административном правонарушении.
По сути, полиция наделяется правом составлять протоколы лишь по одному правонарушению в области охраны общественного порядка — приставание к гражданам в общественных местах (Глава 7). Более того правонарушения, посягающие на «общественную безопасность», Закон РК № 117-ЗРК/2015 отдельно не выделяются.
В связи с этим следует согласиться с мнением Е. В. Евсиковой, указавшей, что «...статью 2.1 следует поместить в главу 7 Закона РК № 117-ЗРК/2015». Обосновывая свою позицию, автор справедливо отмечает совпадение объектов правовой охраны в указанных составах правонарушений, а также ссылается на ряд аналогичных законов субъектов Российской Федерации [3, с. 156].
Кроме этого, на территории Республики Крым только подразделения полиции наделены полномочиями по принудительному пресечению противоправных действий, нарушающих тишину и спокойствие граждан, в том числе и в ночное время, а также оперативно реагируют на другие правонарушения, сопровождающиеся нарушением спокойствия граждан.
Устранение указанной коллизии, а также предотвращение признания неправомочности применения полицией Крыма составления протоколов по статье 2.1 Закона РК № 117-ЗРК/2015, может быть устранено: 1) изменением положений Распоряжения Правительства РФ от 27.08.2018 № 1761-р путем уточнения перечня составов, по которым полиция наделяется правом составлять протоколы; 2) внесением изменений в Закон РК № 117-ЗРК/2015 путем переноса статьи 2.1 из Главы 2 в Главу 7.
В связи с этим можно предложить Государственному Совету Республики Крым, рассмотреть возможность внесения в Закон РК № 117-ЗРК/2015 соответствующих изменений.
В структуру органов внутренних дел МВД по Республике Крым входят 22 территориальных органа МВД России на районном уровне, в том числе 3 управления, 3 межмуниципальных отдела, 15 отделов и 1 отделение внутренних дел, в которые структурно вошли 7 отделов полиции, 9 отделений, 5 пунктов полиции [6].
В 2021 году сотрудниками органов внутренних дел пресечено 93 145 правонарушений, предусмотренных КоАП РФ [5].
К административной ответственности в виде штрафа привлечено 56 399 правонарушителей, общая сумма наложенных штрафов составляет 89 млн. 606 тыс. рублей. Наказанию в виде административного ареста подвергнуто 984 правонарушителя, обязательных работ — 491, предупреждения, в том числе устное замечание, получили 10 400 правонарушителей, лишены специального права — 2.
Руководителями территориальных подразделений вынесено 35 753 постановления о привлечении лиц, совершивших административные правонарушения, к административной ответственности в виде штрафа на общую сумму 31 млн. 826 тыс. рублей, из которых взыскано 19 млн. 17 тыс. рублей (67,2 %) [5].
Таким образом, в настоящее время происходит изменение административно-деликтного законодательства РФ и ее субъектов. Это обусловлено поиском законодателем новых путей усовершенствования административно-деликтного законодательства Республики Крым в период постоянно развивающихся и изменяющихся общественных отношений, подлежащих урегулированию, и повышения эффективности его реализации на практике. Главная цель — это предупреждение совершения административных правонарушений в РФ — в целом, и в Республике Крым — в частности.
Литература:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 27.04.2022) // Собрание законодательства РФ. — 07.01.2002. — № 1 (ч. 1). — ст. 1.
- Закон Республики Крым от 25 июня 2015 г. № 117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в Республике Крым» (ред. от 23.08.2021) // Крымские известия. — 4 июля 2015. — № 126.
- Евсикова Е. В. Закон «Об административных правонарушениях в Республике Крым»: теоретические аспекты и проблемы правоприменения // Общество и право. — 2016. — № 4 (58). — С. 153–158.
- Заброда Д. Г. Проблемы реализации полицией полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных Законом Республики Крым от 25.06.2015 № 117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в Республике Крым» // Ученые записки Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского. — 2021. — Т. 5 (71). — № 3. — С. 130–1352.
- Информационно-аналитическая записка к отчету Министра внутренних дел по Республике Крым о деятельности полиции подчиненных органов внутренних дел за 2021 год // Официальный сайт МВД России по Республике Крым. URL: https://82.xn--b1aew.xn--p1ai/ (дата обращения: 28.04.2022).
- Официальный сайт МВД России по Республике Крым. URL: https://82.xn--b1aew.xn--p1ai/ (дата обращения: 28.04.2022).
- Степанов Д. В. Актуальные проблемы применения законодательства об административных правонарушениях субъектов Российской Федерации сотрудниками полиции // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. — 2020. — № 2. — С. 174–177.