Применение органами внутренних дел законодательства субъектов РФ, устанавливающего административные наказания за отдельные виды административных правонарушений (на примере Республики Крым) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №18 (413) май 2022 г.

Дата публикации: 04.05.2022

Статья просмотрена: 103 раза

Библиографическое описание:

Кучерявенко, А. Ф. Применение органами внутренних дел законодательства субъектов РФ, устанавливающего административные наказания за отдельные виды административных правонарушений (на примере Республики Крым) / А. Ф. Кучерявенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 18 (413). — С. 305-307. — URL: https://moluch.ru/archive/413/91084/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассматриваются особенности применения органами внутренних дел законодательства субъектов РФ, устанавливающего административные наказания за отдельные виды административных правонарушений, на примере Республики Крым.

Ключевые слова: административно-деликтное законодательство Республики Крым, административная ответственность, административное правонарушение, органы внутренних дел.

Взяв за основу конституционно-правовое положение о том, что в совместном ведении РФ и ее субъектов находится административное и административно-процессуальное законодательство, в субъектах РФ самостоятельно устанавливают административную ответственность за совершаемые административные правонарушения на территории субъектов РФ.

В Республике Крым КоАП РФ [1] и Закон Республики Крым от 25 июня 2015 г. № 117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в Республике Крым» (далее — Закон РК № 117-ЗРК/2015) [2] составляют основу административно-деликтного законодательства Республики Крым. Данный закон предусматривает административную ответственность в виде предупреждения или административного штрафа для граждан, должностных лиц или юридических лиц за правонарушения во всех важнейших сферах жизнедеятельности Республики Крым, не предусмотренные КоАП РФ.

На практике реализация Закона РК № 117-ЗРК/2015 затруднена рядом объективных причин, среди которых наличие коллизий и пробелов в административно-деликтном законодательстве, отсутствие устоявшейся административной практики применения норм административно-деликтного законодательства в Республике Крым, которая играет важную роль при разрешении соответствующей категории дел.

Стоит отметить, что в Законе РК № 117-ЗРК/2015 отсутствуют составы административных правонарушений, предусматривающих ответственность за правонарушения в сфере охраны собственности, землепользования, градостроительства, сельского хозяйства, в сфере предпринимательской деятельности, в сфере обращения с животными, предусмотренные административно-деликтным законодательством большинства субъектов РФ, что является актуальным и для Республики Крым [3, с.154].

В процессе реализации административно-деликтного законодательства Республики Крым принимает участие достаточно большой круг субъектов, предусмотренных главой 23 КоАП РФ, статьей 28.3 КоАП РФ, главами 8, 9 Закона РК № 117-ЗРК/2015, в том числе органы внутренних дел (ОВД).

В настоящее время остаются проблемы привлечения к административной ответственности граждан за совершение административных правонарушений, которые предусмотрены статьями 2.1, 7.2 Закона РК № 117-ЗРК/2015, где закреплена ответственность за нарушение тишины и покоя граждан (статья 2.1) и приставание к гражданам в общественных местах (статья 7.2).

Так, с 01.01.2021 г. по 31.12.2021 г. сотрудниками органов внутренних дел Республики Крым в рамках реализации переданных полномочий составлено 1306 протоколов об административных правонарушениях — по статье 2.1 (1160) (нарушение тишины и покоя граждан), по статье 7.2 (146) (приставание к гражданам в общественных местах) Закона РК № 117-ЗРК/2015.

За январь-март 2022 г. на 66,7 % больше (230) составлено административных протоколов по статье 2.1 (нарушение тишины и покоя граждан) Закона РК № 117-ЗРК [6].

Можно отметить, что, несмотря на имеющиеся материалы проверок полиции по фактам приставания к гражданам в общественных местах, в Республике Крым статья 7.2 Закона РК № 117-ЗРК/2015 не применяется, а виновные избегают административной ответственности.

Кроме длительной неурегулированности полномочий органов внутренних дел (полиции) по составлению протоколов об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена Законом РК № 117-ЗРК/2015, эффективность реагирования на такие противоправные деяния снижают и отсутствие у исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований полномочий по применению необходимых мер административного принуждения в отношении нарушителей тишины и покоя граждан, соответствующий режим работы муниципальных органов не позволяет реагировать на преимущественно «ночные» их проявления, 89 % из которых совершаются в период с 23.00 до 07.00 часов, отсутствие у лиц, заявляющих и фактах нарушениях их права и органов, реагирующих на нарушение тишины и покоя, технических средств, необходимых для фиксации действий нарушителя, что приводит к неполноте сбора необходимых доказательств и другие [7, с. 176].

Решению указанных проблем должно содействовать утверждение Правительством РФ соглашения между МВД России и Советом министров Республики Крым о передаче МВД России части полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных Законом РК № 117-ЗРК/2015, подписанное 4 июля 2018 г. [4, с. 132]

Правонарушение, предусмотренное статьей 2.1 Законом РК № 117-ЗРК/2015, размещено в Главе 2 «Административные правонарушения, посягающие на права граждан», что при буквальном толковании, исключает возможность составления полицией протоколов об этом административном правонарушении.

По сути, полиция наделяется правом составлять протоколы лишь по одному правонарушению в области охраны общественного порядка — приставание к гражданам в общественных местах (Глава 7). Более того правонарушения, посягающие на «общественную безопасность», Закон РК № 117-ЗРК/2015 отдельно не выделяются.

В связи с этим следует согласиться с мнением Е. В. Евсиковой, указавшей, что «...статью 2.1 следует поместить в главу 7 Закона РК № 117-ЗРК/2015». Обосновывая свою позицию, автор справедливо отмечает совпадение объектов правовой охраны в указанных составах правонарушений, а также ссылается на ряд аналогичных законов субъектов Российской Федерации [3, с. 156].

Кроме этого, на территории Республики Крым только подразделения полиции наделены полномочиями по принудительному пресечению противоправных действий, нарушающих тишину и спокойствие граждан, в том числе и в ночное время, а также оперативно реагируют на другие правонарушения, сопровождающиеся нарушением спокойствия граждан.

Устранение указанной коллизии, а также предотвращение признания неправомочности применения полицией Крыма составления протоколов по статье 2.1 Закона РК № 117-ЗРК/2015, может быть устранено: 1) изменением положений Распоряжения Правительства РФ от 27.08.2018 № 1761-р путем уточнения перечня составов, по которым полиция наделяется правом составлять протоколы; 2) внесением изменений в Закон РК № 117-ЗРК/2015 путем переноса статьи 2.1 из Главы 2 в Главу 7.

В связи с этим можно предложить Государственному Совету Республики Крым, рассмотреть возможность внесения в Закон РК № 117-ЗРК/2015 соответствующих изменений.

В структуру органов внутренних дел МВД по Республике Крым входят 22 территориальных органа МВД России на районном уровне, в том числе 3 управления, 3 межмуниципальных отдела, 15 отделов и 1 отделение внутренних дел, в которые структурно вошли 7 отделов полиции, 9 отделений, 5 пунктов полиции [6].

В 2021 году сотрудниками органов внутренних дел пресечено 93 145 правонарушений, предусмотренных КоАП РФ [5].

К административной ответственности в виде штрафа привлечено 56 399 правонарушителей, общая сумма наложенных штрафов составляет 89 млн. 606 тыс. рублей. Наказанию в виде административного ареста подвергнуто 984 правонарушителя, обязательных работ — 491, предупреждения, в том числе устное замечание, получили 10 400 правонарушителей, лишены специального права — 2.

Руководителями территориальных подразделений вынесено 35 753 постановления о привлечении лиц, совершивших административные правонарушения, к административной ответственности в виде штрафа на общую сумму 31 млн. 826 тыс. рублей, из которых взыскано 19 млн. 17 тыс. рублей (67,2 %) [5].

Таким образом, в настоящее время происходит изменение административно-деликтного законодательства РФ и ее субъектов. Это обусловлено поиском законодателем новых путей усовершенствования административно-деликтного законодательства Республики Крым в период постоянно развивающихся и изменяющихся общественных отношений, подлежащих урегулированию, и повышения эффективности его реализации на практике. Главная цель — это предупреждение совершения административных правонарушений в РФ — в целом, и в Республике Крым — в частности.

Литература:

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 27.04.2022) // Собрание законодательства РФ. — 07.01.2002. — № 1 (ч. 1). — ст. 1.
  2. Закон Республики Крым от 25 июня 2015 г. № 117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в Республике Крым» (ред. от 23.08.2021) // Крымские известия. — 4 июля 2015. — № 126.
  3. Евсикова Е. В. Закон «Об административных правонарушениях в Республике Крым»: теоретические аспекты и проблемы правоприменения // Общество и право. — 2016. — № 4 (58). — С. 153–158.
  4. Заброда Д. Г. Проблемы реализации полицией полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных Законом Республики Крым от 25.06.2015 № 117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в Республике Крым» // Ученые записки Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского. — 2021. — Т. 5 (71). — № 3. — С. 130–1352.
  5. Информационно-аналитическая записка к отчету Министра внутренних дел по Республике Крым о деятельности полиции подчиненных органов внутренних дел за 2021 год // Официальный сайт МВД России по Республике Крым. URL: https://82.xn--b1aew.xn--p1ai/ (дата обращения: 28.04.2022).
  6. Официальный сайт МВД России по Республике Крым. URL: https://82.xn--b1aew.xn--p1ai/ (дата обращения: 28.04.2022).
  7. Степанов Д. В. Актуальные проблемы применения законодательства об административных правонарушениях субъектов Российской Федерации сотрудниками полиции // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. — 2020. — № 2. — С. 174–177.
Основные термины (генерируются автоматически): Крым, административная ответственность, правонарушение, РФ, административно-деликтное законодательство Республики, гражданин, нарушение тишины, Республика, административно-деликтное законодательство, административное правонарушение.


Ключевые слова

органы внутренних дел, административная ответственность, административное правонарушение, административно-деликтное законодательство Республики Крым

Похожие статьи

Административная ответственность за правонарушения, посягающие на институты государственной власти по законодательству субъектов РФ (на примере использования символики субъектов Российской Федерации)

В статье рассматривается практика установления административной ответственности за ненадлежащее использование официальных государственных символов субъектов РФ. Анализируются законы субъектов РФ и особенности закрепления составов административных пра...

Статистика применения и проблемы эффективности административного наказания в виде конфискации предмета или орудия совершения правонарушения

Данная статья является анализом статистических данных на основе ежегодных отчетов по делам об административных правонарушениях судов общей юрисдикции, и выявляет основные показатели применения такого вида административного наказания, как конфискации ...

Правоприменительная практика реализации мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях

Имеющейся сегодня перечень мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях охватывает меры, которые в значительной степени ограничивают законные права и интересы физических и юридических лиц. Такое правовое воздействие сближ...

Уголовная ответственность за нарушение миграционного законодательства в современных условиях

В статье рассматривается содержание и сущность уголовной ответственности за нарушение миграционного законодательства, а также выделяются разновидности уголовных преступлений, определяется их состав в сфере нарушения миграционного законодательства, за...

Тенденции развития общих правил назначения административных наказаний физическим лицам

В статье рассматриваются как общие правила назначения административных наказаний физическим лицам в соответствии с нормами КоАП РФ, так и тенденции их развития на основе анализа новелл законодательства, материалов правоприменительной практики и теоре...

Производство по делам об административных правонарушениях, осуществляемое органами внутренних дел

В статье рассматриваются особенности осуществления производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемое органами внутренних дел.

История становления и развития института административной ответственности за правонарушения, посягающие на права граждан

В представленной статье анализируется вопрос о становлении и развитии административного законодательства, определяющего юридическую ответственность за составы правонарушений, посягающих на права граждан. Автором выделено несколько периодов, дана их о...

Административное правонарушение в области охраны собственности: определение, состав, содержание

В статье раскрывается вопрос по определению понятия административного правонарушения в области охраны собственности, рассматривается предмет правонарушения и состав правонарушения в области охраны собственности. Также рассматривается вопрос отличия м...

Штраф как мера наказания несовершеннолетних, назначаемая за совершение преступлений

В статье анализируются отдельные вопросы назначения штрафа несовершеннолетним лицам, положения уголовного закона, регламентирующие применение к ним данного вида наказания в контексте реализации принципов уголовного права, решается вопрос об эффективн...

Правовое регулирование возмещения вреда, причиненного органами внутренних дел

Статья посвящена анализу ответственности органов внутренних дел за ущерб, причиненный незаконными действиями их должностных лиц, обобщены основные нормы законодательства, регулирующие порядок возмещения причиненного вреда. Проведен анализ судебной пр...

Похожие статьи

Административная ответственность за правонарушения, посягающие на институты государственной власти по законодательству субъектов РФ (на примере использования символики субъектов Российской Федерации)

В статье рассматривается практика установления административной ответственности за ненадлежащее использование официальных государственных символов субъектов РФ. Анализируются законы субъектов РФ и особенности закрепления составов административных пра...

Статистика применения и проблемы эффективности административного наказания в виде конфискации предмета или орудия совершения правонарушения

Данная статья является анализом статистических данных на основе ежегодных отчетов по делам об административных правонарушениях судов общей юрисдикции, и выявляет основные показатели применения такого вида административного наказания, как конфискации ...

Правоприменительная практика реализации мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях

Имеющейся сегодня перечень мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях охватывает меры, которые в значительной степени ограничивают законные права и интересы физических и юридических лиц. Такое правовое воздействие сближ...

Уголовная ответственность за нарушение миграционного законодательства в современных условиях

В статье рассматривается содержание и сущность уголовной ответственности за нарушение миграционного законодательства, а также выделяются разновидности уголовных преступлений, определяется их состав в сфере нарушения миграционного законодательства, за...

Тенденции развития общих правил назначения административных наказаний физическим лицам

В статье рассматриваются как общие правила назначения административных наказаний физическим лицам в соответствии с нормами КоАП РФ, так и тенденции их развития на основе анализа новелл законодательства, материалов правоприменительной практики и теоре...

Производство по делам об административных правонарушениях, осуществляемое органами внутренних дел

В статье рассматриваются особенности осуществления производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемое органами внутренних дел.

История становления и развития института административной ответственности за правонарушения, посягающие на права граждан

В представленной статье анализируется вопрос о становлении и развитии административного законодательства, определяющего юридическую ответственность за составы правонарушений, посягающих на права граждан. Автором выделено несколько периодов, дана их о...

Административное правонарушение в области охраны собственности: определение, состав, содержание

В статье раскрывается вопрос по определению понятия административного правонарушения в области охраны собственности, рассматривается предмет правонарушения и состав правонарушения в области охраны собственности. Также рассматривается вопрос отличия м...

Штраф как мера наказания несовершеннолетних, назначаемая за совершение преступлений

В статье анализируются отдельные вопросы назначения штрафа несовершеннолетним лицам, положения уголовного закона, регламентирующие применение к ним данного вида наказания в контексте реализации принципов уголовного права, решается вопрос об эффективн...

Правовое регулирование возмещения вреда, причиненного органами внутренних дел

Статья посвящена анализу ответственности органов внутренних дел за ущерб, причиненный незаконными действиями их должностных лиц, обобщены основные нормы законодательства, регулирующие порядок возмещения причиненного вреда. Проведен анализ судебной пр...

Задать вопрос