Конституционная реформа оказала значительное влияние на становление отечественной государственности. В настоящей статье раскрываются основные моменты проведенной в 2020 году конституционной реформы в части, касающейся деятельности Правительства РФ. В рамках настоящей статьи обозначены основные направления совершенствования конституционно-правового статуса Правительства РФ.
Ключевые слова: поправки, конституционная реформа, Правительство РФ, Президент РФ, Государственная Дума РФ, Конституция РФ.
The constitutional reform had a significant impact on the formation of the national statehood. This article reveals the main points of the constitutional reform carried out in 2020 in terms of the activities of the Government of the Russian Federation. Within the framework of this article, the main directions for improving the constitutional and legal status of the Government of the Russian Federation are outlined.
Keywords: amendments, constitutional reform, the Government of the Russian Federation, the President of the Russian Federation, the State Duma of the Russian Federation, the Constitution of the Russian Federation.
Послание Президента В. В. Путина Федеральному Собранию РФ в январе 2020 года выступило в качестве импульса в изменении государственной системы, что привело к конституционной реформе летом 2020 года [1, c. 7]. Поправки являются наиболее серьезными в действующей Конституции РФ [2] с момента его принятия.
В большинстве своем поправки коснулись организации федеральных органов исполнительной власти в нашей стране [3, с. 116]. Правительство РФ является ключевым субъектом исполнительной власти в России, что обуславливает необходимость изучения его конституционно-правового статуса в свете проведенной конституционной реформы.
В Основном законе РФ положениям, касающимся организации, а также деятельности Правительства РФ, уделена глава 6.
Анализ норм главы 6 Конституции РФ позволяет выделить следующее изменения:
1) изменения, которые влияют на общие основы, а также на организацию деятельности Правительства РФ (статьи 110, 113, 115);
2) изменения, которые влияют на требования к членам Правительства РФ (статья 110);
3) изменения, которые влияют на полномочия Правительства РФ (статья 114);
4) изменения, которые влияют на процесс формирования Правительства РФ (статьи 111, 112).
Раскроем содержание вышеуказанных изменений. Первую группу составляют изменения, которые влияют на общие основы, а также на организацию деятельности Правительства РФ (статьи 110, 113, 115). Так, исходя из положений статьи 110 Конституции РФ видно, что Правительство РФ реализует свои полномочия под руководством Президента РФ. Как видим, Президент РФ играет ключевую роль в системе исполнительной власти в нашей стране и данное положение легализовано на конституционном уровне, хотя ранее этого не было.
Увеличение влияния Президента РФ на Правительство РФ проявляется в том, что Правительство РФ принимает подзаконные акты для исполнения не только федеральных законов, но и подзаконных актов Президента РФ (статья 115 Конституции РФ).
Возросла роль Председателя Правительства РФ. Он согласно норме статьи 113 Основного закона РФ не только определяет основные направления деятельности, но и организует работу самого Правительства РФ.
Вторую группу составляют изменения, которые влияют на требования к членам Правительства РФ (статья 110). Так, в статье 110 Основного закона РФ отмечается, что Председателем Правительства, его заместителем, федеральным министром, иным руководителем федерального органа исполнительной власти может быть только гражданин Российской Федерации, который достиг 30-ти летнего возраста, не имеет гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
Более того, вышеуказанным лицам запрещено открывать счета, хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, которые расположены за пределами территории России.
Как видим, в Конституции РФ были ужесточены требования к высшим должностным лицам федеральных органов исполнительной власти.
Третью группу составляют изменения, которые влияют на полномочия Правительства РФ (статья 114). Так, в статье 114 Основного закона РФ указано, что Правительство РФ обеспечивает: 1) проведение общей государственной политики в сфере культуры, науки, здравоохранения; 2) государственную поддержку научно-технологического развития в нашей стране; поддержка институтов гражданского общества в России; поддержка волонтерского движения и т. п.
В целом стоит отметить, что указание на конкретные направления деятельности Правительства РФ на конституционном уровне указывают об увеличении их значимости. Анализ позволяет прийти к выводу, что особую значимость приобретают социально-экономические направления деятельности Правительства РФ.
Четвертую группу составляют изменения, которые влияют на процесс формирования Правительства РФ (статьи 111, 112). Так, согласно статье 111 Основного закона РФ Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ после утверждения его кандидатуры Государственной Думой РФ. В ранее действовавшей редакции рассматриваемой статьи Государственная Дума РФ давала согласие на назначение Председателя Правительства РФ. Утверждение подразумевает под собой финализирующее действие, в то время как согласие является промежуточным действием. Данное изменение повышает роль и значимость Государственной Думы в процессе формирования Правительства РФ [4, с. 159].
Следующей новеллой, которое повышает роль Государственной Думы РФ в процессе формирования Правительства РФ, выступают поправки в статью 112 Конституции РФ. Согласно данным изменениям Председатель Правительства РФ представляет Государственной Думе РФ на утверждение кандидатуры заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров, за исключением министров, руководящих министерствами, деятельностью которых руководит Президент РФ [4, с. 160]. Как видим, рассмотренные изменение наделяют Государственную Думу РФ прямыми полномочиями по формированию Правительства РФ, что повышает значимость высшего законодательного органа РФ в процессе формирования федеральных органов исполнительной власти.
В целом в конце исследования отметим, что конституционные новеллы оказали значительное влияние на становление и функционирование Правительства РФ. Повысилась роль Президента РФ в деятельности Правительства РФ, в его формировании и функционировании. На конституционном уровне впервые были обозначены отдельные направления деятельности Правительства РФ, прежде всего, в социально-экономической сфере. Были ужесточены требования в отношении лиц, которые могут стать Председателем Правительства РФ, федеральными министрами.
Литература:
- Занко Т. А. Конституционные поправки 2020: влияние на федеральную исполнительную власть // Вопросы государственного и муниципального управления. 2020. № 3. С. 7–22.
- Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года (ред. от 1 июля 2020 года) // Российская газета. — № 237. — 1993; Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 04.07.2020.
- Кобзарь-Фролова М. Н. Правительство Российской Федерации в системе органов публичной власти: политико-правовые связи Правительства // Правовая политика и правовая жизнь. 2021. № 2. С. 116–126.
- Морковкина В. М. Влияние конституционной реформы 2020 года на федеральную исполнительную власть // Молодой ученый. 2022. № 10. С. 158–160