В статье раскрывается понятие налога, налоговой системы. Дается понятие двойного налогообложения, причин его возникновения и дальнейших тенденций в развитии данной проблематики в международной юриспруденции.
Ключевые слова : двойное налогообложение, налог, налоговое законодательство, налоговая сфера, интеграционный процесс.
The article reveals the concept of a tax, a tax system. The concept of double taxation, the causes of its occurrence and further trends in the development of this problem in international jurisprudence is given.
Keywords: double taxation, tax, tax legislation, tax sphere, integration process.
Основополагающим инструментом развития любого государства являются налоги. «В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж» [1, с. 20]. Государственные доходы и государственные бюджеты формируются главным образом за счет налогов. «Налоги являются теми платежами, которые осуществляются безвозмездно, т. е. их уплата не устанавливает каких-либо конкретных обязанностей государства по отношению к лицу, вносящему эти платежи» [1, с.21].
На общий размер налоговых платежей и изъятий и их долю национальном доходе значительное влияние оказывают множественные факторы и в частности такие, как социальная политика государства, размеры государственной собственности, формы и методы государственного вмешательства в экономику, степень милитаризации государства.
Страны, чье правительство активно способствует развитию социальной политики и оказанию мер по поддержки населения (Франция, Германия, Скандинавские страны), будут иметь большую долю налоговых изъятий. В налоговом законодательстве Российской Федерации закреплено, что налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с различных предприятий и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения государственной деятельности.
На сегодняшний день, как в отечественном, так и в международном праве одной из главных проблем является проблема двойного налогообложения.
А. В. Толкушкин считает, что двойное налогообложение — это «ситуация, когда одновременно в двух или более странах одно и то же лицо рассматривается налоговым законодательством в качестве налогоплательщика или один и тот же объект рассматривается в качестве объекта налогообложения» [2].
Под двойным налогообложением понимают ситуацию, при которой компания или физическое лицо за одну и ту же операцию платит одинаковые платежи в двух (нескольких) странах. С таким налогообложением зачастую сталкиваются крупные предприниматели или компании, которые ведут бизнес, либо проживают на территории двух стран. Чаще всего это явление связано с тем, что актив, или сумма дохода, или проводимая операция затрагивает налоговые юрисдикции двух стран. Двойное налогообложение возникает в ситуации, когда одно и то же лицо рассматривается в качестве налогоплательщика, либо так рассматривается один и тот же объект.
Вероятность того, что субъект может облагаться однотипными налогами из нескольких государств является серьезной проблемой в сфере международного налогообложения. Эта проблема стала обостряться с ростом глобализации и интегрированности экономических систем в мире.
Возникновение двойного налогообложения вызвано глобальными политическими и экономическим, и процессами, такими как международная интеграция, сближение правовых систем. Расширяющиеся международные хозяйственные связи привели к возникновению проблем двойного налогообложения ещё в начале XX века.
Вопросы существования проблем двойного налогообложения стали возникать уже в конце XIX начале XX веков. В это время начали не только выявляться сами проблемы этого явления, но и их последствия, и ущерб, причиняемый коммерсантам и прочим физическим лицам.
В этот период стали появляться первые соглашения о взаимной помощи в решении вопросов налогообложения и решение проблем адаптации друг к другу общих принципов налогообложения. Тенденции развития международно-правовых отношений в области налогообложения в научной литературе определяются по-разному. Авторы выделяют «четыре основных временных этапа развития межгосударственного сотрудничества (конвергенции национальных налоговых систем) в налоговой сфере:
1) 2-я половина ХIХ в. — 1913 г. (до начала Первой мировой войны);
2) Межвоенное двадцатилетие (1919–1939 гг.) и период Второй мировой войны);
3) 2-я половина 1940-х годов (после окончания Второй мировой войны) — середина 1990-х годов;
4) 2-я половина 1990-х годов по настоящее время» [3, с.65].
С 1894 года до начала Первой мировой войны, подписаны 11 двусторонних межгосударственных налоговых соглашений, регулирующих общие и отдельные вопросы устранения двойного налогообложения. В период с 1922 по 1939 годы создано и подписано 69 соглашений по налогообложению доходов и имущества между странами Европы, США и Азии. В 1925 году заключен Договор между СССР и Германией, в котором в том числе затронут вопрос об устранении двойного налогообложения от коммерческой деятельности и на недвижимое имущество.
«Судя по всему, в то время господствовало мнение, что вооруженные конфликты не являются препятствием для преследования государствами своих фискальных интересов даже на театре военных действий» [4, с.33].
Данная тенденция привела к расширению межгосударственного правового взаимодействия и в странах Востока, Африки и Латинской Америки.
По мере развития международного экономического взаимодействия происходило укрепление налогового сотрудничества. Оно в свою очередь привело к образованию:
— Организации европейского экономического сотрудничества и развития (ОЭСР);
— Европейского экономического сообщества (ЕЭС);
— затем Европейского союза (ЕС);
— Организации Объединённых Наций (ООН);
— Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) стран социалистического лагеря;
— Европейского объединения угля и стали (ЕОУС);
— Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА);
— Евразийского экономического сообщества (ЕврАЗЭС) и др.
Таким образом, к числу характерных тенденций международного налогового взаимодействия во 2-й половине ХХ века можно отнести:
— рост и расширение на двустороннем и многостороннем уровне динамики отношений;
— обострение противоречий во взглядах между различными странами по некоторым вопросам регулирования в налоговой сфере;
— расширение «центров» для разработки модельных правил налогообложения;
— усиление интеграционного процесса на региональном уровне, где отражались различные взгляды, в том числе и на гармонизацию и унификацию налоговых правил.
Существуют различные определения международного двойного налогообложения. Например, в Новой экономической энциклопедии дается следующее определение: «одновременное удержание различных налогов в разных странах вследствие подчиненности налогоплательщика и объекта» [5].
Понятие «двойное налогообложение» ряд исследователей определяют, как юридическое и экономическое, и кроме того, как международное (внешнее) и внутреннее.
Под юридическим двойным налогообложением, ряд авторов, понимают то, что «в силу формальных (установленных налоговым законодательством) оснований у одного и того же лица в отношении одного и того же объекта налогообложения возникает обязанность по уплате сопоставимых налогов более одного раза за один и тот же период. Под экономическим двойным налогообложением понимает последовательное налогообложение одного и того же объекта у разных налогоплательщиков» [6].
Таким образом, существует вывод о том, что экономическое понимание двойного налогообложения шире, т. к. юридическое охватывает только часть возникающих общественных отношений, связанных с правовым регулированием и регламентацией.
Внутреннее двойное налогообложение возникает, когда один и тот же налог взимается на уровне различных административно-территориальных единиц.
Внешнее двойное налогообложение образуется, когда налогоплательщику предъявляются налоговые претензии налоговые ведомства двух государств по уплате одного и того же налога за один и тот же период.
Ситуация двойного налогообложения возникает в результате конкуренции налоговых юрисдикций разных стран. Предпосылок возникновения данного явления немало. Различные специалисты, изучавшие практики разрешения налоговых споров государств указывают на следующие причины «двойного налогообложения в международных отношениях:
1) признание одного и того же субъекта (юридического или физического лица) резидентом в двух или более странах;
2) квалификация одного и того же дохода/имущества как имеющего источник происхождения в двух или более государствах;
3) различия в дефинициях, классификациях и видах доходов между государствами;
4) различия в порядке и размерах зачета понесенных расходов;
5) обложение одного и того же дохода/имущества в одном государстве на основании критерия резидентства, а в другом — по принципу источника дохода;
6) отсутствие во внутреннем законодательстве одной из заинтересованных стран положений о зачете определенных видов налогов, уплаченных в другой заинтересованной стране» [7, с.26].
Для устранения проблемы двойного налогообложения существуют несколько подходов.
Подход первый — двойное налогообложение может быть устранено нормами внутреннего законодательства, содержащего положения о налоговом освобождении, налоговом кредите и налоговом вычете. Однако этот подход не способен быть постоянно применяемым по ряду причин, из наиболее очевидных — факт того, что не все причины возникновения данных проблем находятся в ведении одного государства.
Подход второй — решение проблемы с помощью международного судопроизводства. Так же неоднозначен как средство решения проблемы двойного налогообложения, по причине того, что на сегодняшний день компетенция международных судов в данном вопросе сильно ограничена и это сильно усложнит работу международной судопроизводственной системы в целом.
Подход третий — заключение государствами соглашений об избежании двойного налогообложения. Наиболее применим в настоящее время, так как создается отдельный нормативно-правовой акт, регулирующий данную сферу общественных отношений между государствами. Так же способствует упрощению международного судопроизводства в вопросах двойного налогообложения.
Подводя итог вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что один из подходов все-таки более предпочтителен, но для работы по устранению проблемы двойного налогообложения необходимо применять эти подходы в совокупности. При использовании всех подходов можно добиться точности и упорядоченности в решении рассматриваемой проблемы.
Литература:
- Перов А. В., Толкушкин А. В. П27 Налоги и налогообложение: Учебное пособие. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт-Издат, 2005. — 720 с.
- Толкушкин А. В. Комментарий (постатейный) к Налоговому кодексу Российской Федерации (части первой) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ.
- Погорлецкий А. И. Конвергенция национальных налоговых систем// Вестник СПбГУ. 2005 Сер.5. Вып. 2 С. 65–73.
- Кучеров И. И. Международное налоговое право. М.: ЗАО «ЮрИнформ», 2007. — 248с.
- Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия / Е. Е. Румянцева. — М.: Инфра-М, 2005. — 343 с.
- Шакирьянов А. А. Становление и развитие института международного двойного налогообложения// Законодательство и экономика. 2006. № 3 СПС «КосультантПлюс»;
- Подчуфарова Инна Владимировна. Международно-правовое регулирование избежания двойного налогообложения в международном экономическом праве. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва 2017–248 с.