Развитие креативного мышления как важнейшее условие творческой активности подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Умарова, А. К. Развитие креативного мышления как важнейшее условие творческой активности подростков / А. К. Умарова, Г. Б. Мауленбердиева, И. А. Корнилко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 18 (413). — С. 499-501. — URL: https://moluch.ru/archive/413/91113/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье авторы раскрывают значение развития креативного мышления как важнейшего условия творческой активности подростков.

Ключевые слова: креативное мышление, творческая активность.

Социально-экономические реформы и преобразования, затрагивающие все сферы общественного развития в Республике Казахстан, предъявляют качественно новые требования к системе подготовки учащихся, в которой важное место отводится воспитанию творческой личности, способной к самостоятельному решению нестандартных проблем. Важнейшей проблемой для каждого педагога является создание благоприятных условий для становления и развития субъективной позиции школьника по отношению к восприятию окружающей действительности, воспитание у него личностных свойств активности, самостоятельности, стимулируя и развивая в ребенке потребность к самореализации, способствуя максимально полному раскрытию индивидуальных способностей в различных областях науки, техники, искусства.

Творчество во все времена было неотъемлемым свойством человеческой деятельности, её необходимым и существенным атрибутом. Возникновение человека и человеческого общества было предопределено творчеством. Оно же лежит в основе дальнейшего прогресса материального и духовного производства.

Развитие креативного мышления подростков является одной из ключевых проблем современной педагогики и психологии. На личностном уровне активность проявляется в деятельности и отражает ведущие мировоззренческие, ценностные, жизненные установки личности. Наличие креативного мышления у подростков инициирует стремление личности к эффективному преобразованию окружающей действительности, его творческую активность.

Согласно научной теории о творчестве, исходной точкой процесса творчества являются активность и самостоятельность, оригинальность и гибкость, креативность мышления, способность человека легко переключаться от уже «решенной» проблемы к началу нового поиска, новых путей решения проблемы, склонность и умение фантазировать и обобщать мысли, идеи, способность направлять, аккумулировать внутреннюю энергию для решения проблемных задач и т. д. [1].

Для определения уровня творческой активности личности важно подчеркнуть осуществление деятельности в новых условиях, требующих своеобразия подходов к совершаемым предметным действиям, нахождения новых способов, а это в свою очередь, определяет креативность мышления. Переход на уровень творческой активности — свидетельство значительного скачка в общем развитии личности, свидетельство значительной силы его внутренних процессов, его саморегуляции и самоорганизации, поскольку прежние уровни активности его обогатились опытом.

Творческая активность в значительной мере связана с развитием креативного мышления человека. С учетом данных теоретических положений представляется возможным уточнить сущность понятия «развитие креативного мышления личности». Развитие проявляется как прогрессивное усложнение, углубление, расширение, как переход от простого к сложному, от незнания к знанию, от низших форм жизни и деятельности к высшим. То есть развитие выступает как взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые происходят в анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и психики, а также его познавательной и творческой деятельности.

Изучая развитие человека, исследователи установили ряд важных зависимостей, выражающих закономерные связи между процессом развития креативного мышления и его результатами, с одной стороны, и причинами, влияющими на них, с другой. К числу основных относятся следующие закономерности: развитие креативного мышления личности детерминировано внутренними и внешними условиями; развитие креативного мышления личности обусловлено мерой собственной активности человека, направленной на самосовершенствование, участие в творческой деятельности и общении; развитие креативного мышления личности детерминировано типом ведущей деятельности; развитие креативного мышления личности зависит от содержания и мотивов творческой деятельности, в которой он участвует; развитие креативного мышления креативного мышления обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной), воспитания (многих видов направленного воздействия общества на формирование личности), собственной практической деятельности человека. Эти факторы действуют не порознь, а вместе на сложную структуру развития творческой активности личности.

С учетом вышесказанного, под развитием креативного мышления личности следует понимать поступательный процесс целенаправленного развития и саморазвития личности через осознание собственной сферы потребностей, ценностей и мотивов, характеризующийся наличием устойчивых навыков к освоению действительности и преобразующей продуктивной деятельности. Развитие креативного мышления личности требует системного подхода и может успешно реализовываться на всех ступенях образования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей личности. Особое звучание приобретает проблема развития креативного мышления в подростковом возрасте. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в данный возрастной период в развитии личности просматривается ряд важных психолого-педагогических особенностей, которые в определенной мере отражаются на развитии креативного мышления подростка.

В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Подросток уже умеет оперировать гипотезами при решении творческих задач. Сталкиваясь с новой задачей, он старается отыскать разные подходы в её решении. Именно это как доминанту развития психики в интеллектуальной сфере выделяет И. Ю. Кулагина, отмечая высокие возможности развития таких творческих способностей, которые определяются гибкостью мышления и зоркостью в поисках индивидуального решения нестандартных проблем [2].

Подросток находит способы применения абстрактных правил для решения целых классов задач. Это свидетельствует о высоком потенциале развития способности к переносу опыта. Овладение подростком в процессе обучения такими мыслительными операциями, как классификация, аналогия, обобщение, способствует эффективному развитию способности к сближению понятий, определяющейся легкостью проведения анализа и отдаленностью анализируемых понятий, высокое качество этих показателей определяется особенностями теоретического рефлексивного мышления, которые позволяют подросткам анализировать абстрактные идеи. Для этого возраста характерен интерес к абстрактным проблемам. Культурные ценности, духовные и материальные, созданные за всю историю человечества, присваиваются детьми за относительно короткий период их детства, отрочества и ранней юности.

Ведущими характеристиками развития креативного мышления выступают мотивы творческой деятельности и умение организовать собственную деятельность, поскольку именно эти критерии во многом определяют возможность дальнейшего развития познавательного интереса и перерастание его в реальную деятельность. Критичность личности проявляется через смысловую оценку существующего и приобретенного опыта. Внешним проявлением способности преобразовывать структуру объекта является генерирование идей. А это невозможно без умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, классифицировать, описывать, выстраивать новые связи в объектах и системах, выдвигать гипотезы, доказывать их правомерность.

К объективным предпосылкам творческой деятельности мы относим возможности образовательной среды, способствующие проявлению и развитию творческой активности. Для нас существенным является тот факт, что само по себе наличие двух предпосылок еще не приводит к творческой деятельности, она возможна только тогда, когда между объективными и субъективными предпосылками устанавливается положительная взаимосвязь и взаимозависимость. Последнее достижимо, поскольку образовательная среда решает задачи, актуальные для самого подростка, которые в первую очередь обусловлены его возрастными особенностями.

Таким образом, проведенный теоретический анализ позволяет сформулировать следующие выводы:

1) на личностном уровне активность проявляется в деятельности и отражает ведущие мировоззренческие, ценностные, жизненные установки личности. Стремление личности к эффективному преобразованию окружающей действительности инициирует творческую активность, которая является психологической основой творческой деятельности;

2) под творческой активностью личности нами понимается системное интегративное качество, базирующееся на внутренней потребности в эффективном освоении действительности и проявляющееся в преобразующей продуктивной деятельности;

3) структурными подсистемами творческой активности выступают качества личности, соотносимые с основными этапами творческой деятельности: чувство новизны, направленность на творчество, способность преобразовывать структуру объекта, критичность;

4) в творческой активности можно выделить две составляющие: желание и возможность к достижению акта творчества; умение выразить открывшуюся сущность в общепонятном культурном тексте;

5) под развитием творческой активности личности следует понимать поступательный процесс целенаправленного развития и саморазвития личности через осознание собственной сферы потребностей, ценностей и мотивов, характеризующийся наличием устойчивых навыков к освоению действительности и преобразующей продуктивной деятельности;

6) подростковый возраст является наиболее сензитивным к социальным явлениям, решающим в формировании и развитии личности. Школьники младшего подросткового возраста (учащиеся 5–6 кл.) характеризуются активизацией сознательного отношения к себе, к миру, стремлением к самоопределению и самореализации, становлением мировоззрения;

7) одной из важнейших субъективных предпосылок творческой деятельности подростков является потребность в самовыражении. Реализация творческой инициативы зависит от уровня развития качеств, соотносимых с основными этапами творческой деятельности: чувства новизны, направленности на творчество, способности преобразовывать структуру объекта, критичности. К объективным предпосылкам творческой деятельности подростков относятся возможности образовательной среды, способствующие проявлению и развитию творческой активности.

Литература:

  1. Ушаков Д. В. Языки психологии творчества: Я. А. Пономарев и его школа / Психология творчества. Школа Я. А. Пономарева / Под ред. Д. В. Ушакова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. — С.24.
  2. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Психология развития и возрастная психология. Учебное пособие для вузов. — М.: Академический Проект, Трикста, 2011, 2013. — C.58.
Основные термины (генерируются автоматически): творческая активность, творческая деятельность, креативное мышление, развитие, творческая активность личности, образовательная среда, окружающая действительность, подростковый возраст, преобразующая продуктивная деятельность, личностный уровень.


Похожие статьи

Развитие креативного мышления в системе дополнительного образования в условиях гимназии-интерната

В статье характеризуется сущность развития у детей креативного мышления, творческих способностей, отражены результаты использования ряда технологий, методов и приемов, способствующих развитию креативного (творческого, дивергентного) мышления.

Влияние творческого потенциала на развитие личности старшеклассника

В статье раскрывается понятие «творческое саморазвитие», ее влияние на формирование личности старшеклассника, указаны некоторые направления решения проблемы творческого саморазвития.

Педагогические условия формирования креативного мышления младших школьников

В статье авторы пытаются определить педагогические условия для формирования креативного мышления младших школьников.

Стратегические приемы развития творческих способностей учащихся и роль художественного мышления в школе

Обобщая принципы развития художественного мышления учащихся, авторы предлагают методику определения стратегических и тактических целей в формировании творческих способностей, с возможностями дальнейшей проработки вопроса при изучении литературы в шко...

Развитие дивергентных свойств мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник изображения

В статье описана технология работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию у них вербального и образного творческого мышления.

Особенности формирования и развития креативных способностей подростков в деятельности художественной направленности педагога дополнительного образования

В статье рассматриваются понятия творчество и креативность, особенности формирования креативных способностей на мастер-классах и образовательных курсах художественной направленности в условиях временного коллектива.

Творческий потенциал младших школьников: проблема диагностики и пути решения

В статье рассматривается сущность и структура феномена творческого потенциала младшего школьника, а также пути его актуализации в процессе проектной деятельности.

Развитие творческого потенциала учащихся в процессе обучения

В статье рассматриваются способы и пути развития литературной одаренности обучающихся

Формирование коммуникативных навыков у подростков во внеурочное время

В статье автор представляет направления работы во внеурочное время с подростками по формированию коммуникативных навыков.

Творческое мышление в младшем школьном возрасте

В данной статье анализируется сущность творческого мышления, механизм творческого мышления и его критерии, специфика его в младшем школьном возрасте. Особое внимание уделяется условиям формирования творческого мышления учащихся.

Похожие статьи

Развитие креативного мышления в системе дополнительного образования в условиях гимназии-интерната

В статье характеризуется сущность развития у детей креативного мышления, творческих способностей, отражены результаты использования ряда технологий, методов и приемов, способствующих развитию креативного (творческого, дивергентного) мышления.

Влияние творческого потенциала на развитие личности старшеклассника

В статье раскрывается понятие «творческое саморазвитие», ее влияние на формирование личности старшеклассника, указаны некоторые направления решения проблемы творческого саморазвития.

Педагогические условия формирования креативного мышления младших школьников

В статье авторы пытаются определить педагогические условия для формирования креативного мышления младших школьников.

Стратегические приемы развития творческих способностей учащихся и роль художественного мышления в школе

Обобщая принципы развития художественного мышления учащихся, авторы предлагают методику определения стратегических и тактических целей в формировании творческих способностей, с возможностями дальнейшей проработки вопроса при изучении литературы в шко...

Развитие дивергентных свойств мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник изображения

В статье описана технология работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию у них вербального и образного творческого мышления.

Особенности формирования и развития креативных способностей подростков в деятельности художественной направленности педагога дополнительного образования

В статье рассматриваются понятия творчество и креативность, особенности формирования креативных способностей на мастер-классах и образовательных курсах художественной направленности в условиях временного коллектива.

Творческий потенциал младших школьников: проблема диагностики и пути решения

В статье рассматривается сущность и структура феномена творческого потенциала младшего школьника, а также пути его актуализации в процессе проектной деятельности.

Развитие творческого потенциала учащихся в процессе обучения

В статье рассматриваются способы и пути развития литературной одаренности обучающихся

Формирование коммуникативных навыков у подростков во внеурочное время

В статье автор представляет направления работы во внеурочное время с подростками по формированию коммуникативных навыков.

Творческое мышление в младшем школьном возрасте

В данной статье анализируется сущность творческого мышления, механизм творческого мышления и его критерии, специфика его в младшем школьном возрасте. Особое внимание уделяется условиям формирования творческого мышления учащихся.

Задать вопрос