В статье авторы раскрывают значение развития креативного мышления как важнейшего условия творческой активности подростков.
Ключевые слова: креативное мышление, творческая активность.
Социально-экономические реформы и преобразования, затрагивающие все сферы общественного развития в Республике Казахстан, предъявляют качественно новые требования к системе подготовки учащихся, в которой важное место отводится воспитанию творческой личности, способной к самостоятельному решению нестандартных проблем. Важнейшей проблемой для каждого педагога является создание благоприятных условий для становления и развития субъективной позиции школьника по отношению к восприятию окружающей действительности, воспитание у него личностных свойств активности, самостоятельности, стимулируя и развивая в ребенке потребность к самореализации, способствуя максимально полному раскрытию индивидуальных способностей в различных областях науки, техники, искусства.
Творчество во все времена было неотъемлемым свойством человеческой деятельности, её необходимым и существенным атрибутом. Возникновение человека и человеческого общества было предопределено творчеством. Оно же лежит в основе дальнейшего прогресса материального и духовного производства.
Развитие креативного мышления подростков является одной из ключевых проблем современной педагогики и психологии. На личностном уровне активность проявляется в деятельности и отражает ведущие мировоззренческие, ценностные, жизненные установки личности. Наличие креативного мышления у подростков инициирует стремление личности к эффективному преобразованию окружающей действительности, его творческую активность.
Согласно научной теории о творчестве, исходной точкой процесса творчества являются активность и самостоятельность, оригинальность и гибкость, креативность мышления, способность человека легко переключаться от уже «решенной» проблемы к началу нового поиска, новых путей решения проблемы, склонность и умение фантазировать и обобщать мысли, идеи, способность направлять, аккумулировать внутреннюю энергию для решения проблемных задач и т. д. [1].
Для определения уровня творческой активности личности важно подчеркнуть осуществление деятельности в новых условиях, требующих своеобразия подходов к совершаемым предметным действиям, нахождения новых способов, а это в свою очередь, определяет креативность мышления. Переход на уровень творческой активности — свидетельство значительного скачка в общем развитии личности, свидетельство значительной силы его внутренних процессов, его саморегуляции и самоорганизации, поскольку прежние уровни активности его обогатились опытом.
Творческая активность в значительной мере связана с развитием креативного мышления человека. С учетом данных теоретических положений представляется возможным уточнить сущность понятия «развитие креативного мышления личности». Развитие проявляется как прогрессивное усложнение, углубление, расширение, как переход от простого к сложному, от незнания к знанию, от низших форм жизни и деятельности к высшим. То есть развитие выступает как взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые происходят в анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и психики, а также его познавательной и творческой деятельности.
Изучая развитие человека, исследователи установили ряд важных зависимостей, выражающих закономерные связи между процессом развития креативного мышления и его результатами, с одной стороны, и причинами, влияющими на них, с другой. К числу основных относятся следующие закономерности: развитие креативного мышления личности детерминировано внутренними и внешними условиями; развитие креативного мышления личности обусловлено мерой собственной активности человека, направленной на самосовершенствование, участие в творческой деятельности и общении; развитие креативного мышления личности детерминировано типом ведущей деятельности; развитие креативного мышления личности зависит от содержания и мотивов творческой деятельности, в которой он участвует; развитие креативного мышления креативного мышления обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной), воспитания (многих видов направленного воздействия общества на формирование личности), собственной практической деятельности человека. Эти факторы действуют не порознь, а вместе на сложную структуру развития творческой активности личности.
С учетом вышесказанного, под развитием креативного мышления личности следует понимать поступательный процесс целенаправленного развития и саморазвития личности через осознание собственной сферы потребностей, ценностей и мотивов, характеризующийся наличием устойчивых навыков к освоению действительности и преобразующей продуктивной деятельности. Развитие креативного мышления личности требует системного подхода и может успешно реализовываться на всех ступенях образования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей личности. Особое звучание приобретает проблема развития креативного мышления в подростковом возрасте. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в данный возрастной период в развитии личности просматривается ряд важных психолого-педагогических особенностей, которые в определенной мере отражаются на развитии креативного мышления подростка.
В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Подросток уже умеет оперировать гипотезами при решении творческих задач. Сталкиваясь с новой задачей, он старается отыскать разные подходы в её решении. Именно это как доминанту развития психики в интеллектуальной сфере выделяет И. Ю. Кулагина, отмечая высокие возможности развития таких творческих способностей, которые определяются гибкостью мышления и зоркостью в поисках индивидуального решения нестандартных проблем [2].
Подросток находит способы применения абстрактных правил для решения целых классов задач. Это свидетельствует о высоком потенциале развития способности к переносу опыта. Овладение подростком в процессе обучения такими мыслительными операциями, как классификация, аналогия, обобщение, способствует эффективному развитию способности к сближению понятий, определяющейся легкостью проведения анализа и отдаленностью анализируемых понятий, высокое качество этих показателей определяется особенностями теоретического рефлексивного мышления, которые позволяют подросткам анализировать абстрактные идеи. Для этого возраста характерен интерес к абстрактным проблемам. Культурные ценности, духовные и материальные, созданные за всю историю человечества, присваиваются детьми за относительно короткий период их детства, отрочества и ранней юности.
Ведущими характеристиками развития креативного мышления выступают мотивы творческой деятельности и умение организовать собственную деятельность, поскольку именно эти критерии во многом определяют возможность дальнейшего развития познавательного интереса и перерастание его в реальную деятельность. Критичность личности проявляется через смысловую оценку существующего и приобретенного опыта. Внешним проявлением способности преобразовывать структуру объекта является генерирование идей. А это невозможно без умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, классифицировать, описывать, выстраивать новые связи в объектах и системах, выдвигать гипотезы, доказывать их правомерность.
К объективным предпосылкам творческой деятельности мы относим возможности образовательной среды, способствующие проявлению и развитию творческой активности. Для нас существенным является тот факт, что само по себе наличие двух предпосылок еще не приводит к творческой деятельности, она возможна только тогда, когда между объективными и субъективными предпосылками устанавливается положительная взаимосвязь и взаимозависимость. Последнее достижимо, поскольку образовательная среда решает задачи, актуальные для самого подростка, которые в первую очередь обусловлены его возрастными особенностями.
Таким образом, проведенный теоретический анализ позволяет сформулировать следующие выводы:
1) на личностном уровне активность проявляется в деятельности и отражает ведущие мировоззренческие, ценностные, жизненные установки личности. Стремление личности к эффективному преобразованию окружающей действительности инициирует творческую активность, которая является психологической основой творческой деятельности;
2) под творческой активностью личности нами понимается системное интегративное качество, базирующееся на внутренней потребности в эффективном освоении действительности и проявляющееся в преобразующей продуктивной деятельности;
3) структурными подсистемами творческой активности выступают качества личности, соотносимые с основными этапами творческой деятельности: чувство новизны, направленность на творчество, способность преобразовывать структуру объекта, критичность;
4) в творческой активности можно выделить две составляющие: желание и возможность к достижению акта творчества; умение выразить открывшуюся сущность в общепонятном культурном тексте;
5) под развитием творческой активности личности следует понимать поступательный процесс целенаправленного развития и саморазвития личности через осознание собственной сферы потребностей, ценностей и мотивов, характеризующийся наличием устойчивых навыков к освоению действительности и преобразующей продуктивной деятельности;
6) подростковый возраст является наиболее сензитивным к социальным явлениям, решающим в формировании и развитии личности. Школьники младшего подросткового возраста (учащиеся 5–6 кл.) характеризуются активизацией сознательного отношения к себе, к миру, стремлением к самоопределению и самореализации, становлением мировоззрения;
7) одной из важнейших субъективных предпосылок творческой деятельности подростков является потребность в самовыражении. Реализация творческой инициативы зависит от уровня развития качеств, соотносимых с основными этапами творческой деятельности: чувства новизны, направленности на творчество, способности преобразовывать структуру объекта, критичности. К объективным предпосылкам творческой деятельности подростков относятся возможности образовательной среды, способствующие проявлению и развитию творческой активности.
Литература:
- Ушаков Д. В. Языки психологии творчества: Я. А. Пономарев и его школа / Психология творчества. Школа Я. А. Пономарева / Под ред. Д. В. Ушакова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. — С.24.
- Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Психология развития и возрастная психология. Учебное пособие для вузов. — М.: Академический Проект, Трикста, 2011, 2013. — C.58.