В статье рассматриваются особенности осуществления производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемое органами внутренних дел.
Ключевые слова: административное правонарушение, административное наказание, органы внутренних дел, п роизводство по делам об административных правонарушениях .
В КоАП РФ [1] не рассматривается определение такого термина, как «производство по делам об административных правонарушениях». Под производством по делам об административных правонарушениях стоит понимать деятельность специально уполномоченных субъектов административной деятельности, направленную на своевременное, объективное и полное выяснение обстоятельств рассматриваемого административного правонарушения, выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения [2, с. 158].
Производство по делам об административных правонарушениях находится в компетенции широкого круга субъектов административной юрисдикции: судьи, коллегиальные органы, должностные лица органов исполнительной власти. В числе их выделяются органы внутренних дел, наделенные широкими административно-юрисдикционными полномочиями и участвующие в рассматриваемом производстве на всех стадиях и этапах.
Часть 2 статьи 23.3 КоАП РФ определяет категории должностных лиц органов внутренних дел (полиции), которые вправе рассматривать дела об административных правонарушениях.
Объем полномочий определяется их должностным положением. Так, наибольшими полномочиями обладают начальники органов внутренних дел (далее — ОВД). Им подведомственна большая часть дел об административных правонарушениях, входящих в предмет компетенции ОВД. Следует отметить, что должностные лица ОВД, в соответствие с главой 3 КоАП РФ, имеют право применять только два вида наказания: предупреждение и административный штраф.
КоАП РФ закрепляет такие стадии производства по делам об административных правонарушениях, как: возбуждение дела об административном правонарушении, рассмотрение дела об административном правонарушении, пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях, порядок исполнения отдельных видов административных наказаний.
В части 4 статьи 28.1 КоАП РФ законодатель определил моменты, с наступлением которых дело об административном правонарушении считается возбужденным.
1) Составление протокола осмотра места совершения административного правонарушения (статья 28.1.1 КоАП РФ).
2) Составление первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (статья 27.1 КоАП РФ).
3) Составление протокола об административном правонарушении (статья 28.2 КоАП РФ), а равно с момента вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (статья 28.4 КоАП РФ);
4) Вынесение определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования (статья 28.7 КоАП РФ).
5) Вынесение постановления по делу об административном правонарушении без составления протокола об административном правонарушении (части 1 и 3 статьи 28.6 КоАП РФ).
Законодатель допускает назначение административного наказания без составления протокола, в случае, если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, не оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание [8, с. 112].
Примером судебной практики являются обстоятельства дела, рассмотренного в Обзоре Симферопольского районного суда Республики Крым за первый квартал 2022 года. Сотрудником ГИБДД по факту совершения правонарушения Л., предусмотренного частью 1 статьи 12.2 КоАП РФ было вынесено постановление, при этом протокол об административном правонарушении в установленном порядке не составлялся. Однако привлеченный к административной ответственности Л. свою вину в нарушении ПДД не признавал. Судьей при рассмотрении жалобы на постановление инспектора ДПС этим обстоятельствам должной оценки дано не было, хотя Л. в своей жалобе на них указывал. Симферопольским районным судом подобное нарушение процессуальных норм было признано существенным, постановление инспектора ДПС и решение мирового судьи были отменены [6].
Завершающим этапом первой стадии производства по делам об административных правонарушениях является направление материалов по подведомственности. Протокол об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать соответствующую категорию дел, в течение трех суток с момента составления. Протокол о правонарушении, за совершение которого может быть назначен административный арест либо административное выдворение или наказание в виде административного приостановления деятельности, направляется судье немедленно после его составления.
Анализ практики правоприменительной деятельности органов административной юрисдикции Республики Крым свидетельствует, что в 50 % случаев поводами к возбуждению дела являлись проводимые контрольно-надзорные мероприятия, в 30 % случаев — письменные сообщения и заявления физических лиц, юридических лиц и общественных объединений, в 15 % случаев — материалы, поступившие из правоохранительных и других государственных органов, в 5 % случаев — иные источники получения информации (сообщения в средствах массовой информации, устные обращения граждан) [5].
Рассмотрение дела является центральной стадией производства по делам об административных правонарушениях. Ее сущность состоит в том, что наделенные юрисдикционными полномочиями органы и должностные лица рассматривают материалы об административном правонарушении и принимают решение о виновности лица, в отношении которого ведется производство по делу, и определяют меру наказания [7, с. 156].
Завершающим этапом стадии рассмотрения дела является вынесение постановления о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу.
КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится определение. В частности, законом предусмотрены два случая, когда выносится определение:
— во-первых, при передаче дела в другой орган на рассмотрение, в том числе в суд, уполномоченный назначать иные виды наказаний;
— во-вторых, при установлении, что данное дело не подведомственно органу (должностному лицу), в котором оно находится.
Например, начальник ОВД, рассматривая протокол о совершении мелкого хулиганства, устанавливает, что кроме данного правонарушения было оказано еще и неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, а указанный состав административного правонарушения находится в компетенции суда.
Постановление о назначении административного наказания приводится в исполнение либо органом, должностным лицом, которые вынесли его, либо иным органом. Например, органы внутренних дел могут исполнять практически все административные наказания, хотя сами правомочны назначать лишь такие наказания, как предупреждение и административный штраф. В частности, должностные лица органов внутренних дел обязаны обеспечить исполнение постановлений о лишении права управления транспортным средством, об административном аресте, которые назначаются судьями [3, с. 211].
Наиболее распространенные административные правонарушения, пресекаемые сотрудниками органов внутренних дел (полиции) при обеспечении охраны общественного порядка (статьи 20.1 и 20.21 КоАП РФ), преимущественно совершаются лицами, ведущими антиобщественный образ жизни и не имеющими постоянного источника дохода, что существенно затрудняет взыскание наложенных на них административных штрафов.
В этой связи, представляется целесообразным направление таких материалов судьям для применения к виновным лицам наказания в виде административного ареста.
Так, в 2021 году по статье 20.1 КоАП РФ — судами Республики Крым принято 702 (7,2 % от общего количества рассмотренных) решений, из них 119 (16,9 % от количества принятых по статье 20.1 КоАП РФ) решений о назначении административного ареста; по статье 20.21 КоАП РФ — судами принято 1 тыс. 30 (10,5 % от общего количества рассмотренных) решений, из них 219 (21,2 % от количества принятых по статье 20.21 КоАП РФ) решения о назначении административного ареста [4].
За 2021 год вынесено 550 постановлений о прекращении производств по делам по делам об административных правонарушениях (АППГ — 462), из них судебными органами — 269, должностными лицами территориальных органов внутренних дел — 281. За отсутствием события, состава административного правонарушения, то есть по 126 административных дел (АППГ — 253) [4].
Основной причиной прекращения дел об административных правонарушениях за отсутствием события, состава административного правонарушения является несоблюдение сотрудниками полиции требований главы 26 КоАП РФ в части качества сбора доказательств по делу об административном правонарушении, неустановление свидетелей и очевидцев правонарушения, неправильная квалификация сотрудниками полиции действий (бездействия) правонарушителя.
По каждому факту прекращения дел об административных правонарушениях в отношении сотрудников проводятся служебные проверки, по результатам которых к дисциплинарным взысканиям за допущенные нарушения требований административного законодательства привлечено 73 сотрудника полиции территориальных органов МВД России по Республике Крым, на районном уровне [4].
Можно отметить, что производство по делам об административных правонарушениях в органах внутренних дел — это особый вид юрисдикционной деятельности органов внутренних дел, отличающийся набором специфических черт. В своей совокупности признаки производства по делам об административных правонарушениях выражают особую природу и социальное назначение данного вида юрисдикционной деятельности ОВД.
Литература:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 27.04.2022) // Собрание законодательства РФ. — 07.01.2002. — № 1 (ч. 1). — ст. 1.
- Административный процесс: учебник / под ред. М. А. Штатиной. — М.: Юрайт, 2018. — 364 с.
- Административная деятельность полиции: лекции. — Краснодар, 2016. — 519 с.
- Аналитический обзор результатов служебной деятельности территориальных органов МВД России на районном уровне, подчиненных МВД России по Республике Крым по исполнению административного законодательства за 12 месяцев 2021 года // Официальный сайт МВД России по Республике Крым. URL: https://82.xn--b1aew.xn--p1ai/ (дата обращения: 30.04.2022).
- Информационно-аналитическая записка к отчету Министра внутренних дел по Республике Крым о деятельности полиции подчиненных органов внутренних дел за 2021 год // Официальный сайт МВД России по Республике Крым. URL: https://82.xn--b1aew.xn--p1ai/ (дата обращения: 30.04.2022).
- Обзор судебной практики Симферопольского районного суда Республики Крым за первый квартал 2022 года. URL: http://simpheropolskiy.krm.sudrf.ru/ (дата обращения: 30.04.2022).
- Осинцев Д. В. Административное право. Учебник. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 529 с.
- Практикум по административной юрисдикции органов внутренних дел. — Краснодар, 2016. — 230 с.