Развитие автомобильной промышленности играет большую роль в экономическом развитии, как отдельных городов, так и стран в целом. Именно поэтому многие страны мира тратят большие силы и средства для улучшения инфраструктуры для электромобилей. Поэтому в статье авторы пытаются показать, как инновационный продукт, а именно зарядные станции для электромобилей развиваются на территории Российской Федерации.
Ключевые слова: электромобили, разработка, технологии, транспортные средства, развитие, инфраструктура, зарядные станции.
В настоящее время во всем мире на дорогах используется более двух миллионов электромобилей, и в ближайшие пять лет ожидается их увеличение, так как данное направление является инновацией рынка. С ростом их количества возникает потребность в адаптации инфраструктуры, в том числе и в нашей стране. Однако отсутствие глобального стандарта для зарядной инфраструктуры является одной из основных причин, сдерживающих рост рынка. Основной спрос на это решение идет со стороны муниципальных предприятий и местных властей, а также со стороны автозаправочных станций и сервисных центров. Кроме того, предложение рассчитано на электрификацию розничных парковок и логистических компаний. Постепенный переход на энергию связан с тем, что в настоящее время из-за относительной нехватки ресурсов, топливо невозможно рассматривать, как ресурс будущего для транспорта.
На сегодняшний день центральным проектом развития электромобильной инфраструктуры в России выступают ПАО «Россети». По словам руководства компании, ПАО «Россети» — единственная в России компания, которая создает за свой счет масштабную федеральную сеть зарядных станций для электромобилей [2]. Но, при этом, стоит отметить, что Компания реализует программу по развитию зарядной инфраструктуры для электромобилей на территории всей страны совместно с Минэнерго России, имея своей целью постепенное распространение зарядных станций в каждому из регионов страны. Так, в настоящее время компанией уже установлены станции в 11 городах, в числе которых Красноярск, Пермь, Челябинск, Самара, Белгород, Псков и другие. Также, ПАО «Россети» заключило соглашения на долгосрочное развитие электросетевого комплекса с такими субъектами РФ, как Белгородская область и Удмуртская республика.
Проект «МОЭСК-EV» — публичная сеть зарядных станций для электромобилей, пилотный проект по развитию зарядной инфраструктуры, реализуемый ПАО «Россети Московский регион» (входит в ГК «Россети») с 2011 года для Московского региона [3].
Данный проект постепенно внедряет электрозаправки в Москве и Московской области. Флагманом развития экосистемы электромобиля в России является Публичное Акционерное Общество «Россети», которое на сегодняшний день реализует программу развития электромобильной инфраструктуры, нацеленный на развертывание сети зарядных станций и всего необходимого для эффективного пользования электротранспортом по всей России. Позитивным следствием реализации Программы будет интенсивная инновационная деятельность, развитие и коммерциализация результатов прикладных НИОКР в области технологий электропривода, хранения электроэнергии, способов и систем зарядки аккумуляторных батарей [5].
По словам заместителя главного инженера МОЭСК-ЕV компания имеет следующий подход к созданию сети зарядных станций:
— поэтапное увеличение количества зарядных станций. Направленность на соответствие количества электромобилей. Подключение новых зарядных станций по мере необходимости;
— внедрение и усвоение новых технологий, научно-исследовательская работа. Изучение ёмкости рынка, потребности рынка в расширении инфраструктуры, соответствие ожиданиям потребителей. Поддержание баланса между выработкой и потреблением электроэнергии;
— удобство для водителей электромобилей и наличие разрешения владельцев земельного участка. Именно поэтому большая часть зарядных станций расположена возле объектов МОЭСК. Таким образом, компании не требуется дополнительное разрешение на строительство;
— зарядные станции ориентированы только на жителей города Москва, гости столицы, приезжающие на своих электромобилях из других городов, не могут ими пользоваться, необходима специальная карточка.
Можно отметить несколько недочетов в подходе к расположению зарядных станций от МОЭСК-ЕV [1].
Первый из них — стремление соответствовать потребности рынка в зарядных станциях в то время, как многие ученые отмечают необходимость опережающего расширения сети с целью привлечения новых клиентов.
Второй — ориентированность на доступную для установки зарядных станций территорию в то время, как первоочередной целью должно быть удобство для потребителя и привлечение наибольшего количества клиентов.
Третий — отторжение иногородних приезжих владельцев электромобилей, путем введения специальных карт. Гости города не могут получить эту карту, поэтому компания теряет часть клиентов. Так же нельзя не упомянуть о том, что на местах установки используется только одна зарядная станция без возможности одновременной зарядки нескольких автомобилей.
Что касается Калининградской области, на данный момент в ней насчитывается порядка 11 заправочных станций в Калининграде, Зеленоградске, на Куршской косе, в Светлогорске, Янтарном и Гурьевске. В области до 2025 года планируется установить дополнительно ещё девять заправок — электрозарядных станций — для электромобилей. На данный момент лидером установки станций в Калининградской области является АО «Янтарьэнерго», является дочерней компанией ПАО «Россети». Все зарядные станции являются двухпостовыми с режимом зарядки Mode 3 представлена на рис. 1 [4].
Рис. 1. Зарядная станция для электромобилей, расположенная на Куршской косе
Далее в таблице 1 представлены подробные технические характеристики зарядной станции в Калининградской области, расположенной на Куршской косе.
Таблица 1
Технические характеристики зарядной станции с режимом зарядки Mode 3 [4]
Номинальное напряжение |
Номинальная частота |
Тип розетки (разъём) |
Режим зарядки |
Максимальный ток заряда |
Метод заряда |
Максимальная мощность на один порт |
~230/400 В |
50/60 Гц |
Type 2 (Mennekes), трёхфазная |
Mode 3 |
32A |
согласно IEC 61851 |
22кВт |
Подводя итоги исследования состояния рынка зарядных станций в России, наблюдается достаточно слабая динамика развития, в отличии от других стран, данная ситуация происходит из-за низких продаж электромобилей, также продажи электромобилей напрямую зависят от плохо развитой инновационной инфраструктуры. Чтобы сделать зарядные устройства для электромобилей более доступными, градостроители, застройщики и поставщики электрического оборудования должны интегрировать зарядную инфраструктуру в стандартные планы проектирования зданий. Ведь потребитель должен ощущать себя комфортно при наличии данного транспорта и не задумываться о проблеме поиска зарядных станций.
Литература:
1. Методы размещения зарядных станций электромобилей [Электронный ресурс] Электрон. текстовые дан. Режим доступа: http://elib.sfu-kras.ru/bitstream/handle/2311/125941/pisarev_dissertaciya.pdf ? sequence =1 .
2. РОССЕТИ [Электронный ресурс] Электрон. текстовые дан. Режим доступа: http://www.rosseti.ru/press/news/search.php?SECTION_ID = 660&SHOWALL_1=1 .
3. РОССЕТИ МОСКОВСКИЙ РЕГИОН [Электронный ресурс] Электрон. текстовые дан. Режим доступа: https://rossetimr.ru/spec_projects/moesk_ev/ .
4. РОССЕТИ ЯНТАРЬ [Электронный ресурс] Электрон. текстовые дан. Режим доступа: https://www.yantarenergo.ru/potrebitelyam/uslugi / zaryadnye - stantsii - dlya - elektrotransporta / .
5. РОССЕТИ СИБИРЬ [Электронный ресурс] Электрон. текстовые дан. Режим доступа: https://rosseti-sib.ru/index.php?option=com_content&view= article & id =7146: sorevnovaniya - professionalnogo - masterstva - v - pitere -20160721–170244& catid =2& Itemid =4395& lang = en 40 .