В статье представлен опыт применения технологии интерактивного обучения на уроках английского языка.
Ключевые слова : интерактивное обучение, учебно-творческая деятельность, английский язык.
Ключевой проблемой на сегодняшний день является активизация учебно-творческой и познавательной деятельностей обучающихся. Активизация данного направления имеет особо важное значение, так как процесс обучения и воспитания носит деятельностный характер, от качества которой зависит конечный результат обучения, воспитания, развития личности обучающихся.
Эффективность активизации учебно-творческой деятельности обучающихся, по мнению В. В. Белича, прежде всего, зависит от научного осмысления педагогами методов и приемов активизации данного процесса, технологий и форм, используемых при организации педагогического процесса. Автор отмечает, что активизация учебно-творческой деятельности обучающихся возможно через применение нетрадиционных современных педагогических методов, методов проблемного и интерактивного обучения.
Интерактивное обучение является одним из направлений активного обучения. В последнее время отмечается особый интерес педагогов к исследованию вопроса интерактивного обучения и применения его на практике.
Рассмотрим организацию интерактивного обучения на примере изучения конкретных тем уроков.
При изучении темы «Talking and writing about paintings and buildings and finding out about colours and shapes» (Говорить и писать о картинах и зданиях, узнавать о цветах и формах) нами была организована следующая форма интерактивного обучения — работа в подгруппах. В начале урока учащиеся класса были разделены на подгруппы. Деление на подгруппы происходило следующим образом: до начала урока мы попросили каждого учащегося выбрать геометрическую фигуру из подготовленных нами шаблонов (фигуры отличали не только формой, но и цветами). На уроке мы попросили подгруппы объединиться в соответствии с выбранными ими фигурами и цветом фигур (например, желтые круги — первая подгруппа, синие круги — вторая подгруппа, большие треугольники — третья подгруппа, маленькие квадраты — четвертая подгруппа, звездочки — пятая подгруппа). Далее вся работа на уроке проходила в получившихся подгруппах.
Учащимся было предложено прослушать фрагмент текста, в котором были пропуски слов. При помощи карточек с опорными словами каждая подгруппа заполнила пробелы и представила свои работы. В процессе проверки было обнаружено, что ни одна группа не справилась с заданием без ошибок. Три подгруппы допустили одну ошибку, две оставшиеся подгруппы по две ошибки. Затем подгруппам обучающихся было предложено задание по полученному тексту — составить по три вопроса по содержанию прочитанного (два вопроса составлялись для одноклассников, а третий вопрос составлялся для педагога). Вопрос для педагога содержал в себе ту информацию, которая была непонятна обучающимся. Таким образом диалоговая форма работы предполагала не только взаимодействие подгрупп обучающихся между собой, но и включение педагога в работу.
На этапе повторения изученного материала подгруппам учащихся было предложено составить небольшой диалог, в котором содержались бы сравнительные и превосходные прилагательные. Выполненные задания обучающимися были записаны на специально подготовленных карточка, которые они сдали педагогу для оценивания и приступили к выполнению следующего задания.
На проекторе нами была представлена картинка, по которой каждая подгруппа должна была придумать предложения с применением сравнительных прилагательных. Задание выполнялось подгруппами на время — 3 минуты, таким образом были созданы условия соревнования, в процессе которого подгруппы должны были составить как можно больше предложений. После выполнения задания каждая группа представила результат своей работы и засчитывались только те предложения, которые были составлены без единой ошибки. Результат работы получился следующим: 1 подгр. — 3 предложения, 2 подгр. — 5 предложений, 3 подгр. — 2 предложения, 4 подгр. — 6 предложений, 5 подгр. — 8 предложений.
Выполнение четвертого группового задания носило творческий характер. Каждой группе обучающихся были предложены конверты с цветными фигурами разной формы. Количество фигур и формы у каждой группы были идентичные. Задача обучающихся состояла в том, чтобы придумать и составить определенный образ, фигуру из предложенного материала, а затем описать его в нескольких предложениях.
Обобщая материал урока, можно сказать, что интерактивное обучение позволило активизировать учебно-творческую деятельность учащихся 5 класса.
При изучении темы «Finding out about instruments and the sections of an orchestra» (Знакомство с инструментами и секциями оркестра) было организовано в виде групповой работы. На этапе организационного момента мы разделили обучающихся на группы «Скрипка» и «Фортепиано». Затем мы предложили посмотреть фрагмент видео, чтобы сформулировать тему урока. После формулировки темы обучающимся было предложено упражнение «Цифры говорят», которое состояло в том, чтобы ответить на вопросы в группах и принять решение. У групп обучающихся на столах лежали картинки с музыкальными инструментами и типами музыки. Задача обучающихся состояла в том, чтобы правильно сопоставить пары. После выполнения упражнения, обучающиеся представили свои ответы в виде простых предложений.
Грамматическое задание было индивидуальным для каждой группы. Суть упражнения состояла в сравнении музыкальных инструментов с применением сравнительных прилагательных. Группа «Скрипка» сравнивала между собой гитару и домбру, а группа «Фортепиано» скрипку и кобыз. После завершения времени выполнения задания, обучающиеся озвучили ответы, которые они сформулировали в группе. Мы поощрили ответы, которые были грамматически верны. Учащимся, которые допустили при ответах ошибки, мы помогли их исправить.
Итог урока был организован с помощью приема «Обратная связь». Если учащимся на уроке было хорошо, а все задания выполнимы — они поднимали большие пальцы вверх. Если обучающимся было трудно — большие пальцы опускали вниз.
Интерактивное обучение может организовываться как элемент традиционного урока, так и в форме отдельного элемента и этапа урока. Технологии интерактивного обучения позволяют выполнить данные условия. Рассматривая специфику предмета «английский язык», наиболее эффективными формами интерактивного обучения считаются: работа в парах и группах, творческие задания и проекты, ролевая игра, кейс-метод, активные разминки, проектная деятельность. Представленные методы, за счет своей сущности способствуют активизации учебно-творческой деятельности.
Литература:
- Развитие творческой активности учащихся на основе навыков комплексного анализа учебно-познавательной деятельности. Методические рекомендации / под ред. В. В. Белича. — Челябинск, 2020. — 97 с.
- Кашлев, С. С. Интерактивные методы обучения / С. С. Кашлев. — М.: ТетраСистемс, 2013. — 224 c.